Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

Содержание

Введение 3
1. Основы лидерства 5
1.1. Понятие и содержание лидерства 5
1.2. Типология лидерства 10
2. Теории лидерства 18
2.1. Теория черт 18
2.2. Концепции харизматического лидерства 21
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства 23
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ 26
2.5. Психологические теории лидерства 28
3. Функции лидера и восприятие его группой 31
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсорвая-Лидерство.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

      Содержание

Введение 3
1. Основы  лидерства  5
     1.1. Понятие и содержание лидерства 5
     1.2. Типология лидерства   10
2. Теории  лидерства 18
     2.1. Теория черт 18
     2.2. Концепции харизматического лидерства 21
     2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная  теории лидерства 23
     2.4. Теория конституентов и интерактивный  анализ 26
     2.5. Психологические теории лидерства 28
3. Функции  лидера и восприятие его группой 31
Заключение 37
Список  использованных источников и литературы 39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

     Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще  больше, о чем свидетельствует  появление работ Дж. Мак - Грегора  Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

     До  недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

     Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. (Например, книга Р.Л.Кричевского “Если вы - руководитель” об элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов московского центра политических исследований “Никколо М “ “Имидж лидера”.)

     Само  слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной  науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно. 

      Д. Кэмпбелл писал, что лидерство - это  загадочное, ускользающее качество. «Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других». Донагад Г. Краузе в своей книге "Путь лидера" дает лидерству следующее определение: Лидерство - это желание контролировать события, понимание направления, в котором нужно двигаться, и сила добиваться выполнения работы, используя при этом навыки и способности людей. А. Яго из Университета Хьюстона считает, что лидерство является процессом и свойством характера. Как процесс лидерство является использованием не насильственного влияния для направления и координации деятельности, направленной на достижение групповых целей. Как свойство характера лидерство является набором качеств, которыми обладают те, кто способен успешно оказывать такое влияние.

     Изучение  проблемы лидерства необходимо для  выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

     Руководитель  должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в  значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением  коллектива.

     Из  вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

      Актуальность  работы объясняется новыми проблемами, возникающими в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития и управления организацией.

      Объект  исследования - лидерство, как важнейший компонент эффективного руководства.

      Предмет исследования - проблема лидерства в управлении.

      Цель  исследования - выявление факторов, вызывающих проблемы лидерства в управлении.

     Исходя  из цели, проблемы, объекта и предмета нами были определены следующие задачи:

     1. Изучение основ лидерства.

     2. Рассмотрение теорий лидерства. 

     3. Исследование функций лидера и восприятие его группой.  

     1. Основы лидерства

1.1. Понятие и содержание  лидерства

     Практика  показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей  и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

     Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер –

это ведущий, идущий впереди. Лидер – член  организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние  на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

     Лидерство определяют как процесс социального  влияния, при котором

лидер ищет добровольного участия подчиненных  в деятельности по достижению организационных  целей (Шрисхайн); или как процесс  оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).

     Лидерство определяют  также как конкретные действия лидера по

координации и управлению деятельностью группы (Фридлер).

     Лидерство можно определить как тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных [21, с. 11-21].

     Феномен лидерства коренится в самой  природе человека и общества.

     Явления, во многом схожие с лидерством встречаются  в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

     Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление - подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и  ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер [29, с.102-109 ].

     Четкость  выделения лидирующих позиций зависит  от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.

     В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны [14, с. 15-18 ].

     Именно  к такому типу объединений относится  современное производство. В нем преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования на основе разделения труда. В силу этого в трудовых организациях обязательна институциализация лидерства, его конституирование в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.

     Анализ  природы лидерства показывает, что  оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

     Быть  менеджером и быть лидером в организации  – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных  и  построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и  источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер последователь» [9, с. 85-91 ].

     Различие  между лидером и менеджером проводится по многим позициям (таблица 1). 
 

     Таблица 1

     Отличие менеджера от лидера 

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает  по целям других Работает по своим целям
План  – основа действий Видение – основа действий
Полагается  на систему Полагается  на людей 
Использует  только доводы Использует  как доводы, так и эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает  движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Уважаем Обожаем
Делает  дело правильно Делает правильное дело
 

     Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений  управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже[10, с. 134].

Информация о работе Лидерство