Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:19, курсовая работа
Цель моего курсового проекта – дать обобщающую психологическую характеристику преступных групп, лидеров этих групп и выделить основные типы лидерства. Исходя из цели, можно определить задачи курсовой работы:
Изучить и систематизировать сведения об организованных преступных группах и их лидерах определить особенности образования и социально-психологические явления в преступных группах.
Определить механизм выдвижения лидеров, источники их власти и место в структуре преступных групп.
Определить механизм выдвижения лидеров, источники их власти и место в структуре преступных групп.
Классифицировать лидеров организованных преступных групп по различным критериям.
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действий |
Видение – основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует только доводы |
Использует как доводы, так и эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Уважаем |
Обожаем |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Оно – суть неформальное руководство. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический»
Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.
По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным.
В первом случае его назначают сверху или же выдвигают и избирают и он приобретает, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный же лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному
руководителю. Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.
В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера
составной частью организации только тогда, когда он доказал свою
компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей,
поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.
Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.
В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
1.2. Классификация лидерства
В основе типологии лидеров
лежит признак формирования межличностных
отношений и распределения
В отличие от типа лидерства, лидерский стиль затрагивает вопросы методов, средств, с помощью которых лидер добивается успеха при решении групповых задач.
Классификация лидерства
связана с тем, что каждый член
коллектива в силу своих личных качеств,
а также вследствие влияния микро-
и макросреды во взаимоотношениях с
другими членами группы придерживается
определенной стратегии коммуникативного
поведения. По результатам исследований
таких стратегий
а) стратегия формирования, т. е. подчинение себе других членов группы;
б) стратегия индивидуализма, предполагающая полное отсутствие общения с другими членами группы в процессе решения задач конкретной сферы отношений;
в) стратегия приспособления к группе, заключающаяся в подчинении всем или некоторым членам группы;
г) стратегия коллективизма, проявляющаяся в стремлении стимулировать инициативу других членов группы, выслушивать выдвигаемые ими предложения и на основе их конструктивной (предпочтительно гласной) оценки принимать окончательное решение.
Очевидно, что стратегии
"а" и "г" могут составить
основу взаимоотношений лидера с
членами микрогруппы, а стратегия
"б" больше соответствует положению
изгоя в неформальной структуре
группы. Указанные стратегии
Исследования ученых дают
возможность выделить три типа характерных
взаимоотношений в неформальной
сфере между лидерами и членами
их микрогрупп, а именно: авторитарный,
демократический и
В первом случае для сферы неформальных отношений характерно единоначалие лидера, склонность его к администрированию, централизации полномочий и ответственности, подавление инициативы подчиненных, стремление регламентировать их действия, в отдельных случаях — дискриминация и деструкция личностей.
Синонимами авторитарного типа являются используемые отдельными авторами термины "директивный", "ориентированный на лидера", "ориентированный на задачу".
Во втором случае лидер
вовлекает подчиненных в
Выделены две основные формы попустительского стиля руководства, условно названные "мягким попустительством" и "отстраненным попустительством".
Первая форма выражается в неумении официального лидера поддерживать дисциплину, в необоснованных уступках подчиненным, в следовании на поводу у группы. В основе "мягкого попустительства" лежат свойства слабого характера лидера, такие как конформность, мягкосердечие, робость, зависимость от группы. "Отстраненное попустительство" выражается в сознательном уходе руководителя от дел и ответственности, передаче многих своих функций подчиненным. С этим стилем руководства обычно связаны такие свойства личности, как доминантность, самоуверенность, нефрустрированность, самостоятельность.
Как показали исследования, со стилем поведения лидера тесно связаны его личностные качества.
Директивный стиль лидерства соотносится с такими чертами "сильного" лидера, как доминантность, самостоятельность, низкая тревожность. Однако, он часто оказывается связанным и со свойствами, обычно трактуемыми как проявление "слабого" характера. Особенно это относится к таким чертам лидера, как мягкосердечие и зависимость от группы. Кроме этого, с директивностью тесно коррелирует такая характеристика личности, как "фрустрированность". Это можно объяснить возникающим у этих лидеров из чувства неудовлетворенности собой стремлением компенсировать свои недостатки. У значительного числа лидеров компенсация происходит в форме авторитарного руководства группой.
Отдельные личностные свойства лидеров на поведенческом уровне нередко переходят в свою противоположность. Податливый групповому давлению, зависимый от группы, лидер часто пытается самоутвердиться за счет жестких методов лидерства, чрезмерного контроля за деятельность членов микрогруппы. Реально встречаются обе формы директивного поведения лидера: как описанная выше директивность, в основе которой лежат механизмы компенсации, так и естественная директивность, с которой связаны свойства сильной волевой личности.
В поведении одного и того
же лидера могут сочетаться элементы
различных стилей, подтверждая тот
факт, что лидерство как социально-
В группе, где ее члены
в силу своих личных качеств или
сложившихся обстоятельств (например,
в условиях, когда ситуация угрожает
самому существованию группы) чувствуют
свою зависимость от лидера, наиболее
вероятно выдвижение неформальных лидеров
с авторитарным стилем руководства.
Авторитарные лидеры, как правило, решают
задачи, подчиняя себе других членов группы,
подавляя их мнение своим авторитетом.
Естественно, что внутригрупповая
психология членов микрогрупп этих лидеров
должна способствовать формированию атмосферы
приспособления к группе, подчинению
требованиям ее лидера, в некоторых
случаях — безынициативности
и подавлению собственных интересов.
Появление же демократических лидеров
в сфере неформальных отношений
наиболее вероятно в группах, в характере
межличностных отношений
При изучении факторов, влияющих
на психологический климат коллектива,
следует учитывать не только специфику
взаимоотношений между
Применение в течение
длительного периода
Подобная форма объективной
жизнедеятельности группы, субъективно
отражаясь в сознании каждого
ее члена, оказывает влияние на формирование
социально-психологического климата
группы. Наличие тесной взаимозависимости
между социально-
Вследствие противоречий
и проблем, присущих среде жизнедеятельности
группы в таких условиях, проявляется
объективная возможность
В сфере неформальных отношений в этих группах характерно выдвижение лидеров в основном по их физическим свойствам и по небольшому набору личностных качеств, таких как физическая сила, агрессивность, самоуверенность. Подавляющий стиль лидерства — авторитарный. Группы такого уровня развития встречаются только там, где всякая воспитательная работа запущена, а в составе группы преобладают индивиды с отрицательными ценностно-ориентационными характеристиками.
Таким образом, различие стилей формального и неформального лидерства в соответствии с рассмотренным выше способом понимания их происхождения, а также их соотношение в рамках формальных и неформальных структур групп различных уровней развития позволяют лучше понять психологические особенности лидерства в коллективах.