Лидерство и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов.
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе. Начиная с 70-ых годов, интерес к изучению лидерства начал расти еще больше.

Содержание

Введение 3
1 глава. Лидерство
1.1. Сущность понятия «лидерство» 5
1.2. Теории лидерства 9
1.2.1. Теория черт 9
1.2.2. Поведенческий подход 12
1.2.3. Ситуационный подход 13
1.2.3.1. Теория жизненного цикла 14
1.2.3.2. Теория конституентов 16
1.2..4. Теория «путь – цель» 17
1.2.5. Атрибутивный подход 18
1.2.6. Харизматический подход 19
1.2.7. Психологические теории 21
1.3. Типы лидерства 23
1.4. Качества лидера 28
1.5. Соотношение понятий «лидер» и «руководитель» 31
2 глава. Власть
2.1. Понятие власть. Элементы власти 33
2.2. Влияние. Методы и стратегии влияния 36
2.3. Источники власти 38
2.4. Виды и формы власти 39
Заключение 43
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

По характеру деятельности различают:

  • универсальный тип, т.е. постоянно проявляющий качества лидера;
  • ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Имеются и другие классификации  лидерства в зависимости от типов  лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть  типов (ролей) лидера:

  1. лидер-организатор - выполняет функцию групповой интеграции;
  2. лидер-инициатор - главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи;
  3. лидер-генератор эмоционального настроя - доминирует в формировании настроения группы;
  4. лидер- эрудит - отличается обширностью знаний;
  5. лидер-эталон - является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом;
  6. лидер-мастер, умелец - специалист в каком-то виде деятельности.

Помимо названных, нередко  используется классификация лидеров  в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «Один из нас». Лидер  этого типа особо не выделяется  среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности.;

2) «Лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3) «Хороший человек». Лидер такого типа воспринимается  и ценится как реальное воплощение  лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

4) «Служитель». Такой  лидер всегда стремится выступать  в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто  не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

1. Конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

2. Деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);

3. Нейтральное, т.е.  не влияющее непосредственно  на эффективность производственной  деятельности.

Конструктивное лидерство — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Качества лидера.

 

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены  группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

Качества лидера –  наличие существенных признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников.

По данным американской Академии менеджмента, лидерство ассоциируется, как правило, со следующими основными качествами руководителя:

  • стремление к достижению цели – настоящий лидер тратит большие усилия на достижение своих целей. Он инициативен, энергичен и настойчив;
  • желание быть лидером – лидер стремится влиять на других, вести людей за собой. Он готов брать на себя ответственность;
  • честность – лидер умеет строить отношения с подчиненными на основе взаимного доверия, так как слово у него не расходится с делом;
  • уверенность в себе – люди хотят, чтобы их лидеры не сомневались в самих себе. Лидеры должны демонстрировать уверенность в себе, чтобы убедить других в своей правоте;
  • интеллектуальный потенциал – лидеры должны обладать высоким уровнем интеллекта, чтобы уметь собирать и обрабатывать большие объёмы информации. Они должны уметь строить долгосрочные планы и принимать правильные решения;
  • навыки и знания – эффективный лидер знает свою отрасль и компанию. Это позволяет ему принимать правильные решения и понимать их последствия;
  • обратная связь – лидер постоянно требует ответной реакции на свои указания и просьбы, для того, чтобы убедиться в том, что подчиненные его правильно поняли;
  • контроль над эмоциями – лидер постоянно себя контролирует и адекватно реагирует на полученную информацию.

Можно добавить ещё несколько  важных качеств, присущих истинному лидеру:

  • проницательность – это способность лидера реально представлять себе будущее, что требует богатого воображения;
  • упорство – лидер не должен сгибаться под тяжестью проблем и даже поражений;
  • энтузиазм – люди, способные видеть будущее и проявлять упорство в достижении, могут и не добиться успеха, если у них отсутствует такое качество, как энтузиазм. Оно заставляет подчиненных участвовать в инициативах лидера, превращаясь в его искренних союзников;
  • самопознание – лидер должен досконально разбираться в своих человеческих качествах. Без богатой внутренней жизни ему недостает понимания проблем других людей;
  • прямота – умение беспристрастно излагать правду. Лидер уверен в своей правоте, а поэтому старается не лгать;
  • зрелость – это уникальная способность с благодарностью воспринимать критику как источник роста. Лидер не ожидает к себе особого отношения других людей. Он умеет контролировать свое настроение и не считает себя вправе судить всех и вся. Он также обладает способностью приспосабливаться к обстоятельствам, мужественно переживает поражения и неудачи;
  • цельность – твердые морально-этические взгляды, которых лидер старается придерживаться постоянно. Подобное качество вызывает у окружающих доверие к нему;
  • смелость – не боязнь рисковать и относиться к ошибкам как к возможности дополнительного совершенствования своих знаний.

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты; ценности, которые присущи группе. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Соотношение понятий «лидер» и «руководитель».

 

«Руководство - феномен, имеющий место в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений». (Р. Л. Кричевский)

Различия неформального  лидерства и формального руководства, специфика их влияния на деятельность группы (организации) определяются следующими основными положениями:

1)  лидер в основном  призван осуществлять регуляцию  межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2)  сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе;

3)  лидерство возникает  стихийно; руководитель всякой реальной  группы либо назначается, либо  избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив – целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов структуры;

4)  явление лидерства  менее стабильно, выдвижение лидера  в большей мере зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;

5)  руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает  гораздо более определенной системой различных санкций, которых у лидера нет;

6)  процесс принятия  решения руководителя гораздо  более сложен и опосредован  множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

Итак, лидерство есть преимущественно психологическая  характеристика поведения отдельных членов группы (организации). Руководство же – это социальная характеристика отношений в группе. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких-либо задач. Иные члены группы, таким образом, добровольно принимают лидерство, т.е. ставят себя в позицию ведомых по отношению к лидеру. Руководитель же – это тот, кого ставят в указанную роль ведущего и наделяют для этого системой принудительных полномочий, по преимуществу официально-правового, властного характера. В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия на группу (организацию). Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как конкретно может быть осуществлена ими деятельность управления, как они могут реализовать свою позицию ведущего. Лидер обладает влиянием, а влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает властью, статусом. Это – уже не «способность влиять», а обязанность оказывать влияние.

Таким образом, все рассмотренные  понятия следует разделить на две группы, что дифференцирует явления  лидерства и руководства.

 

                 Лидерство (лидер)

Руководство (руководитель)

Неформальная организация

   Формальная организация

              «Ведущий»

         «Организующий»

            Координация

              Управление

                Влияние

                  Власть

              Авторитет

                          Статус

 Видение – основа действий

   План – основа действий

    Дает импульс движению

   Поддерживает движение


 

 

2 глава. Власть.

2.1. Понятие «власть». Элементы власти.

 

Власть является необходимым  условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Р.Бирстед, “власть стоит за каждой организацией и подпирает её структуру. Без власти нет организации и нет порядка”.

Власть -  это возможность  оказывать определенное воздействие  на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.

Определение власти как  организационного процесса подразумевает, что:

- власть - это потенциал,  имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;

- между тем, кто  использует власть, и тем, к  кому она применяется, существует взаимозависимость;

- тот, к кому применяется  власть, имеет некоторую свободу  действий.

Реальной абсолютной власти не существует, так как никто  не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Поскольку руководитель имеет власть над подчиненными, они  зависимы от него по вопросам объёма выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышения заработной платы, удовлетворения социальных потребностей. Однако в определенной степени и подчиненный имеет власть над руководителем. Это может проявляться в способности подчиненных качественно и в срок выполнять задания; оказании воздействия на других людей, от которых зависит сам менеджер; передачи менеджеру необходимой информации. Поэтому каждый руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, которой должно быть достаточно для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательной реакции.

Информация о работе Лидерство и власть