Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:03, контрольная работа
Конституция Российской Федерации[1] , закрепляя принцип свободы предпринимательства (часть 1 статьи 8 Конституции РФ), устанавливает приоритет прав и свобод человека над интересами государства, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).
В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица. Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности[2] .
Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации[3] (далее ГК - РФ)).
Согласно Закону № 80-ФЗ отмена
лицензирования соответствующих видов
деятельности происходит поэтапно: с 1
января 2006 г.; с 1 января 2007 г.; со дня
вступления в силу технических регламентов,
устанавливающих обязательные требования
к лицензируемым видам
А.Б. Багандов полагает, что в российской правовой системе лицензионное право следует понимать как институт административного права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих определенную обособленную группу общественных отношений, возникающих в связи с применением лицензирования как формы государственного административного воздействия на экономические процессы с целью приведения их в соответствие с интересами общественной и государственной пользы. Иными словами, лицензионное право Российской Федерации - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения по лицензированию различных видов деятельности в рамках административного права[15] .
Предпринимательское (хозяйственное)
право также относит
В то же время О.М. Олейник
указывает, что «в масштабах гражданского
права конструирование
2. Понятие
лицензирования отдельных
Опираясь на нормы Федерального
закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности»
и иные специальные тематические
законы, предусматривающие
Так, например, материалами одного судебного дела подтверждался факт отсутствия у ООО лицензии на эксплуатацию принадлежащего ему автозаправочного комплекса, являющегося пожароопасным производственным объектом, суд правомерно удовлетворил требование отдела государственного пожарного надзора о привлечении общества к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)[19] .
Согласно Федеральному закону
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» основными
Под режим лицензирования
подпадают только те виды деятельности,
регулирование которых не может
осуществляться иными методами государственного
регулирования (статья 4 Федерального
закона «О лицензировании отдельных
видов деятельности»). Лицензируемый
вид деятельности - вид деятельности,
на осуществление которого на территории
Российской Федерации требуется
получение лицензии в соответствии
с настоящим Федеральным
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Этимологически слово «лицензия» происходит от латинского слова «lice№tia», которое переводится как «вольность, свобода делать что угодно»[20] .
Близко к этому определение, данное в «Юридической энциклопедии» под редакцией М.Ю. Тихомирова[21] . «Современный словарь иностранных слов» дает перевод слова «лицензия» как «право» и «разрешение»[22] .
В российской правовой доктрине термин «лицензия» употребляется в двух основных значениях: как право на осуществление определенного вида деятельности и как документ, удостоверяющий наличие такого права. Во втором значении лицензия представляет собой особого рода «паспорт юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности»[23] .
Н.Ю. Круглова определяет лицензию
как официальный документ, который
разрешает осуществление
Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности; реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
Исходя из смысла указанного
определения, лицензия может выдаваться
только на осуществление конкретного
вида деятельности, а не на совершение
отдельных разовых действий. Перечень
указанных в Федеральном законе
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» и подлежащих лицензированию
видов деятельности физических и
юридических лиц показывает, что
под деятельностью, на осуществление
которой необходимо получение лицензии,
следует понимать систему многократно
повторяемых, продолжаемых во времени
действий, направленных на получение
прибыли или иного полезного
результата. Лицензированию подлежат,
как правило, отдельные виды предпринимательской
деятельности, т.е. деятельности, направленной
на систематическое получение
Общими признаками для правоотношений лицензирования являются:
наличие косвенного запрета на осуществление данной деятельности без специального разрешения;
осуществление государственными органами административной юрисдикции в отношении организационно не подчиненных субъектов;
контроль государственных органов за соблюдением субъектами правил и условий соответствующей деятельности при ее санкционировании или осуществлении;
применение принудительных
мер для прекращения или
Сущностью указанных процессов является правонаделительный процесс, а сами процессы осуществляются в рамках разрешительной системы.
По мнению Д. Бахраха, «разрешительная система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим контролем над соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности»[26] .
Следовательно, необходимо
выделение специфики
Определение специфических
целей и задач лицензирования
возможно при сравнении лицензирования
с иными институтами
Лицензирование обладает
сравнительной
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
3. Лицензируемые виды деятельности
В соответствии с Федеральный
закон «О лицензировании отдельных
видов деятельности»
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с Федеральным
законом «О лицензировании отдельных
видов деятельности»
1) разработка авиационной
техники, в том числе
2) производство авиационной
техники, в том числе
3) ремонт авиационной
техники, в том числе
4) испытание авиационной
техники, в том числе
5) деятельность по
6) деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
7) предоставление услуг
в области шифрования
8) разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
9) деятельность по выявлению
электронных устройств,
10) деятельность по разработке
и (или) производству средств
защиты конфиденциальной
11) деятельность по технической
защите конфиденциальной
12) разработка, производство,
реализация и приобретение в
целях продажи специальных
13) деятельность по изготовлению
защищенной от подделок
14) разработка вооружения и военной техники;
15) производство вооружения и военной техники;
16) ремонт вооружения и военной техники;
17) утилизация вооружения и военной техники;
18) торговля вооружением и военной техникой;
19) производство оружия
и основных частей
20) производство патронов к оружию и составных частей патронов;
21) торговля оружием и
основными частями
22) торговля патронами к оружию;
23) экспонирование оружия,
основных частей
24) коллекционирование оружия,
основных частей
25) разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
26) утилизация боеприпасов и их составных частей;
27) выполнение работ и
оказание услуг по хранению, перевозкам
и уничтожению химического