Лицензирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации[1] , закрепляя принцип свободы предпринимательства (часть 1 статьи 8 Конституции РФ), устанавливает приоритет прав и свобод человека над интересами государства, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица. Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности[2] .

Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации[3] (далее ГК - РФ)).

Вложенные файлы: 1 файл

Лицензирование1.docx

— 75.39 Кб (Скачать файл)

Указанная норма права  говорит о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого  нарушения должно устанавливаться  Правительством Российской Федерации  применительно к конкретному  виду деятельности. Данное требование введено Федеральным законом  № 80-ФЗ, большинство же положений  о лицензировании утверждены до вступления указанного Закона в силу и поэтому  не содержат понятия «грубое нарушение». Вследствие этого данная норма практически  не применяется.

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.

Необходимо отметить, что  статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Примером лицензирования деятельности, не связанной с предпринимательством, является приобретение оружия и патронов к нему (статья 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»), образовательная деятельность (Закон  Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании») и т.д.

Помимо ст. 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:

статья 6.2 «Незаконное занятие  частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью  либо народной медициной (целительством)»;

статья 7.3 «Пользование недрами  без разрешения (лицензии) либо с  нарушением условий, предусмотренных  разрешением (лицензией)»;

статья 7.11 «Пользование объектами  животного мира без разрешения (лицензии)»;

статья 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских  водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в  исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии»;

статья 8.40 «Нарушение требований при осуществлении работ в  области гидрометеорологии, мониторинга  загрязнения окружающей природной  среды и активных воздействий  на гидрометеорологические и другие геофизические процессы»;

статья 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий  лицензий на осуществление видов  деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

статья 13.3 «Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»;

статья 13.12 «Нарушение правил защиты информации»;

статья 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации»;

статья 14.17 «Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта»;

статья 14.20 «Нарушение законодательства об экспортном контроле»;

статья 18.13 «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей»;

статья 20.11 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»;

статья 20.16 «Незаконная частная  детективная или охранная деятельность»;

статья 20.23 «Нарушение правил производства, хранения, продажи и  приобретения специальных технических  средств, предназначенных для негласного получения информации».

Субъектами административной ответственности выступают юридические  лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а  также физические лица.

Необходимо отметить один факт. Большое количество дел о  привлечении к административной ответственности прекращается на основании  пропуска срока привлечения к  ответственности. Срок давности привлечения  к административной ответственности  за нарушение условий лицензирования составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Примером может служить следующая арбитражная практика: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2006 г. по делу N А29-6191/2005а, от 6 февраля 2006 г. по делу N А11-8067/2005-К2-27/429, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2006 г. по делу N А69-2238/05-10-9-Ф02-524/06-С1, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2006 г. по делу N Ф08-484/2006-223А и другие.

Кроме административной ответственности  за осуществление деятельности без  лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством  Российской Федерации предусмотрена  и уголовная ответственность.

Согласно статье 171 УК РФ[50] осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Часть 2 статьи 171 УК РФ:

«2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -

наказывается штрафом  в размере от ста тысяч до пятисот  тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы  на срок до пяти лет со штрафом в  размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период до шести месяцев либо без такового».

Крупным размером, крупным  ущербом, доходом признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей  двести пятьдесят тысяч рублей, особо  крупным - один миллион рублей (примечание к статье 169 УК РФ).

Помимо указанной статьи уголовная ответственность за осуществление  деятельности без лицензии и нарушение  лицензионных требований и условий  законодательством Российской Федерации  установлена статьями:

статья 172 «Незаконная банковская деятельность»;

статья 235 «Незаконное занятие  частной медицинской практикой  или частной фармацевтической деятельностью».

Субъектами уголовной  ответственности являются физические лица. Как правило, это руководители, которые отвечают за деятельность организации  и в том числе за соблюдение лицензионных требований и условий.

В заключение напомним, что  нарушение лицензионных требований и условий влечет приостановление  действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Заключение

Процедуры лицензирования являются одной из самых распространенных форм разрешительных административных процедур.

Законодательство о лицензировании формировалось в России постепенно: на начальном этапе экономических  реформ специального законодательного акта, касающегося общих вопросов лицензирования предпринимательской  деятельности, не было вообще.

Лицензированием являются мероприятия, связанные с предоставлением  лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем  лицензирующих органов за соблюдением  лицензиатами при осуществлении  лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление  конкретного вида деятельности при  обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим  органом юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю.

Общими признаками для  правоотношений лицензирования являются:

наличие косвенного запрета  на осуществление данной деятельности без специального разрешения;

осуществление государственными органами административной юрисдикции в отношении организационно не подчиненных  субъектов;

контроль государственных  органов за соблюдением субъектами правил и условий соответствующей  деятельности при ее санкционировании или осуществлении;

применение принудительных мер для прекращения или недопущения  нарушения правил, условий разрешенной  деятельности.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление  которого на территории Российской Федерации  требуется получение лицензии в  соответствии с настоящим Федеральным  законом.

К лицензируемым видам  деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может  повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и  регулирование которых не может  осуществляться иными методами, кроме  как лицензированием.

Список литературы

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - № 197.

Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2066.

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. - Ст. 3824.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

О внесении изменений в  Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный  закон от 2 июля 2005 года № 80-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 27. - Ст. 2719.

О связи. Федеральный закон  от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 28. - Ст. 2895.

О валютном регулировании  и валютном контроле. Федеральный  закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 50. - Ст. 4859.

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Федеральный закон от 08 декабря 2003 года № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4850.

О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон  от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33. - Ст. 3431.

О лицензировании отдельных  видов деятельности. Федеральный  закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33. - Ст. 3430.

О лицензировании отдельных  видов деятельности. Федеральный  закон от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 39. - Ст. 4857.

О рынке ценных бумаг. Федеральный  закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.

Об оружии. Федеральный  закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 51. - Ст. 5681.

О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 48. - Ст. 4553.

Об использовании атомной  энергии. Федеральный закон от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4552.

О животном мире. Федеральный  закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1462.

О государственной тайне. Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 41. - Стр. 8220-8235.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утвержден Верховным Советом  РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1 // Ведомости  СНД и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 357.

Об организации страхового дела в Российской Федерации. Закон  РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 // Ведомости  СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 56.

Об образовании. Закон  РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 3. - Ст. 150.

О недрах. Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 823.

О товарных биржах и биржевой торговле. Закон РФ от 20 февраля 1992 года № 2383-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 18. - Ст. 961.

О предприятиях и предпринимательской  деятельности. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года № 445-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1990. - № 30. - Ст. 418.

О банках и банковской деятельности. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1990. - № 27. - Ст. 357.

Информация о работе Лицензирование