Менеджмент как вид деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:13, реферат

Краткое описание

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 32.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(СамГУПС)

 

 

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И  ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Менеджмент»

На тему: «Менеджмент как вид деятельности»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

1 курса гр. мн-11

Алексеева К.В.

Проверил: ст.п. Черняк Е.Л.

 

 

 

 

САМАРА 2011

Введение

В  настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и  многогранную  сферу  деятельности,  чем  управление,  или  менеджмент,  от  которого  в  значительной  мере  зависят  и  эффективность  производства,  и  качество  обслуживания  населения.

В  зарубежных  странах  накоплен  значительный  опыт  управления  в  области  промышленности,  торговли,  кооперации,  сельского  хозяйства  и  т.п.  в  результате  непосредственного  участия  людей  в  управленческой  деятельности.  Он  обогащается  за  счет  знаний  основ  науки  управления,  мировых достижений  в практической  организации экономических  и  социальных  процессов.

Управление в условиях рынка получило название менеджмента.  Отличительные особенности менеджмента  заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие менеджмента

Менеджмент  (англ . management  - управление,  заведование,  организация) – это управление  производством или коммерцией; совокупность  принципов,  методов,  средств и форм  управления,  разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства  и увеличения  прибыли.

Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий:

• организация и управление (производством, коллективом);

• постановка и корректировка задач;

• разработка этапов работы;

• принятие решений;

• налаживание коммуникации (методов и форм передачи информации);

• регулирование процессов;

• сбор и обработка информации; подведение итогов работы.

Существует более 200 определений  менеджмента. В последние годы растет значимость информационных ресурсов в  менеджменте. Для достижения поставленных целей необходимо, согласно определению  менеджмента, рациональное использование  всех ресурсов, которыми располагает  предприятие (организация). Менеджмент дает возможность управлять организацией таким образом, что ее деятельность оптимизируется, т.е. дает максимальный результат в данных конкретных условиях.

Цели менеджмента:

  1. получение (увеличение) прибыли;
  2. повышение эффективности хозяйствования;
  3. удовлетворение потребностей рынка;
  4. решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

    1. организация производства и конкурентоспособных товаров; совершенствование производственного процесса;
    2. внедрение новейших наукоемких технологий;
    3. повышение качества продукции;
    4. снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента  – организация и управление производством  продукции.

Исходя  из  этого,  важнейшей задачей менеджмента является  организация производства  товаров и   услуг с учетом  спроса  потребителей  на  основе  имеющихся ресурсов. При этом  к задачам менеджмента также относятся:

• переход  к  использованию  работников,  обладающих  высокой  квалификацией;

• стимулирование  сотрудников  организации  путем  создания  для  них  соответствующих  условий  труда  и  системы  его  оплаты;

•  определение необходимых ресурсов  и источников  их  обеспечения;

• разработка  стратегии  развития  организации  и  реализация ;

• определение  конкретных  целей  развития  организации;

• постоянный  поиск  и  освоение  новых  рынков;

• выработка   системы  мероприятий  для  достижения  намеченных  целей;

• осуществление  контроля  за  эффективностью  деятельности  организации,  за  выполнением поставленных  задач.

 

  1. Контроль в процессах управления

Наиболее распространенным заблуждением неопытного менеджера  является уверенность в том, что  принятое им решение будет выполнено  подчиненными автоматически, без особых усилий с его стороны. Управленческое решение может остаться нереализованным, если менеджер не осуществит некоторую  организационную работу, не прибегнет  к реализации таких управленческих функций, как регулирование и  контроль действия работников предприятия.

Контроль является последней  из основных функций менеджмента, после планирования, организации и мотивации.

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей.

Контроль – это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации.

Контроль на предприятии  должен быть направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также на их оперативное устранение.

Главными инструментами  выполнения этой функции являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как  элемент обратной связи, так как  по его данным производится корректировка  ранее принятых решений, планов и  даже норм и нормативов.

Любое принятое управленческое решение, прежде всего, расчленяется на отдельные фрагменты, которые определяют содержание заданий конкретными  подчиненными и структурными подразделениями  предприятия.

Деятельность менеджера  ориентирована, во-первых, на анализ процесса работы подчиненных над выполнением поручений и заданий (контроль процесса деятельности), а в более широком плане – анализ характера исполнения ими должностных обязанностей, во-вторых, на контроль полученных результатов деятельности подчиненных.

Перед контролем обычно ставятся следующие цели:

• своевременно и полно вскрыть промахи, ошибки и недостатки в работе подчиненных лиц и структурных подразделений;

• наметить пути устранения недостатков и посредством инструктирования, показа, личного примера и обучение работников оказать им реальную практическую помощь;

• обобщить и распространить передовой опыт работы, показать возможности прогрессивных методов для совершенствования деятельности и системы управления.

В управленческой деятельности контроль выполняет ряд задач:

• диагностика состояния дел на предприятии;

• обратная связь с работниками; информирование работников;

• ориентирование деятельности;

• побуждение или мотивация;

• организация деятельности подчиненных;

• изучение и распространение передового опыта.

Любая процедура контроля состоит из трех этапов: выработка  стандартов и критериев; сопоставление  с ними реальных результатов; принятие корректирующих действий.

В управленческой практике различают несколько видов контроля:

  • Общий – контроль управляемой системы в целом.
  • Функциональный – контроль отдельной функции или отдельного подразделения, отдельного участка.
  • Предварительный – контроль на начальной стадии выполнения задания. Данный вид контроля осуществляется менеджером преимущественно на стадии создания компании или на стадии начала каких-либо работ.

 

  1. Деловое общение: виды и эффективность

Общение – важнейшая форма  взаимодействия людей. Специфика делового общения обусловлена тем, что  оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной  с производством какого-либо продукта или делового результата.

В деловом общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

- коммуникативную (обмен информацией) – предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но и понятна и осмыслена;

- интерактивную (взаимодействие общающихся) – заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей;

- перцептивную (восприятие) – означает процесс восприятия  партнерами друг друга и установления  на этой почве взаимопонимания.  В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре.

Одной из важнейших форм управленческой деятельности являются деловые встречи (беседы и совещания). Это одна из самых распространенных форм взаимодействия на работе.

• Беседы. Менеджер должен уметь вести деловые беседы. От этого во многом зависит успех или неуспех дела. Ученые определили, что при восприятии одного и того же сообщения его эмоциональная насыщенность располагается в следующем убывающем порядке: индивидуальная беседа;

• групповая беседа и слушание выступающих и докладчиков, просмотр кинофильма и телепередачи; слушание радиопередач;

• чтение типографского и машинописного текста;

• чтение рукописного текста.

• Как видно на первом месте стоит индивидуальная беседа.

Деловое общение можно  условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

Деловое общение реализуется  в следующих формах: деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное  выступление; телефонные разговоры; деловая  переписка.

В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и  подчиненных, используются методы воздействия, как поощрение, критика, наказание. Основные этические требования к  поощрениям – их заслуженность и  соразмерность качеству и эффективности  трудовой деятельности. Критика является наиболее распространенной формой выражения  неудовлетворенности деятельностью  подчиненных или коллег по работе. Критика должна быть объективной  и конструктивной, вселять в работника  уверенность в его способностях, мобилизовать его на лучшую работу. Наказание может быть осуществлено в виде выговора, штрафа, понижения  в должности, увольнения. Основное требование к наказаниям – их неотвратимость за систематические и осознанно  допускаемые недостатки.

Менеджер должен не только обладать навыками делового общения, но и повышать эффективность отдельных  его видов. Рассмотрим некоторые  виды, наиболее важные для повышения  эффективности делового совещания:

• Создание благоприятных условий для коллективной работы и принятия коллективного решения. Если на совещании рассматриваются сложные проблемы, надо обеспечить условия для коллективного труда присутствующих.

• Организация начала деловых совещаний в точно назначенное время и обеспечение сжатых графиков работы позволяет работникам подготовиться к деловому совещанию и эффективно распоряжаться своим временем в течении рабочего дня.

• Обеспечение эффективности ведения записей – очень важный фактор успеха. Менеджер должен знать, что хорошо, грамотно организованные записи помогают внимательно следить за ходом совещания, делать обобщения, замечания, вносит коррективы или конкретные предложения, а также накапливать важную информацию.

• Обеспечение активности всех участников совещания. Задачей ведущего совещания является учет психологического феномена при организации порядка выступлений. Заключается это в создании очередности выступающих обратно пропорционально их авторитету и положению.

Информация о работе Менеджмент как вид деятельности