Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:13, реферат
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(СамГУПС)
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Менеджмент»
На тему: «Менеджмент как вид деятельности»
Выполнила: студентка
1 курса гр. мн-11
Алексеева К.В.
Проверил: ст.п. Черняк Е.Л.
САМАРА 2011
Введение
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
Управление в условиях
рынка получило название менеджмента.
Отличительные особенности
Менеджмент (англ . management - управление, заведование, организация) – это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий:
• организация и управление (производством, коллективом);
• постановка и корректировка задач;
• разработка этапов работы;
• принятие решений;
• налаживание коммуникации (методов и форм передачи информации);
• регулирование процессов;
• сбор и обработка информации; подведение итогов работы.
Существует более 200 определений
менеджмента. В последние годы растет
значимость информационных ресурсов в
менеджменте. Для достижения поставленных
целей необходимо, согласно определению
менеджмента, рациональное использование
всех ресурсов, которыми располагает
предприятие (организация). Менеджмент
дает возможность управлять
Цели менеджмента:
Задачи менеджмента:
Основные функции менеджмента – организация и управление производством продукции.
Исходя из этого, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:
• переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
• стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
• разработка стратегии развития организации и реализация ;
• определение конкретных целей развития организации;
• постоянный поиск и освоение новых рынков;
• выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
• осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Наиболее распространенным заблуждением неопытного менеджера является уверенность в том, что принятое им решение будет выполнено подчиненными автоматически, без особых усилий с его стороны. Управленческое решение может остаться нереализованным, если менеджер не осуществит некоторую организационную работу, не прибегнет к реализации таких управленческих функций, как регулирование и контроль действия работников предприятия.
Контроль является последней из основных функций менеджмента, после планирования, организации и мотивации.
Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей.
Контроль – это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации.
Контроль на предприятии должен быть направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также на их оперативное устранение.
Главными инструментами выполнения этой функции являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.
Любое принятое управленческое решение, прежде всего, расчленяется на отдельные фрагменты, которые определяют содержание заданий конкретными подчиненными и структурными подразделениями предприятия.
Деятельность менеджера ориентирована, во-первых, на анализ процесса работы подчиненных над выполнением поручений и заданий (контроль процесса деятельности), а в более широком плане – анализ характера исполнения ими должностных обязанностей, во-вторых, на контроль полученных результатов деятельности подчиненных.
Перед контролем обычно ставятся следующие цели:
• своевременно и полно вскрыть промахи, ошибки и недостатки в работе подчиненных лиц и структурных подразделений;
• наметить пути устранения недостатков и посредством инструктирования, показа, личного примера и обучение работников оказать им реальную практическую помощь;
• обобщить и распространить передовой опыт работы, показать возможности прогрессивных методов для совершенствования деятельности и системы управления.
В управленческой деятельности контроль выполняет ряд задач:
• диагностика состояния дел на предприятии;
• обратная связь с работниками; информирование работников;
• ориентирование деятельности;
• побуждение или мотивация;
• организация деятельности подчиненных;
• изучение и распространение передового опыта.
Любая процедура контроля состоит из трех этапов: выработка стандартов и критериев; сопоставление с ними реальных результатов; принятие корректирующих действий.
В управленческой практике
различают несколько видов
Общение – важнейшая форма взаимодействия людей. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового результата.
В деловом общении выделяют три взаимосвязанные стороны:
- коммуникативную (обмен информацией) – предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но и понятна и осмыслена;
- интерактивную (взаимодействие общающихся) – заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей;
- перцептивную (восприятие)
– означает процесс восприятия
партнерами друг друга и
Одной из важнейших форм управленческой деятельности являются деловые встречи (беседы и совещания). Это одна из самых распространенных форм взаимодействия на работе.
• Беседы. Менеджер должен уметь вести деловые беседы. От этого во многом зависит успех или неуспех дела. Ученые определили, что при восприятии одного и того же сообщения его эмоциональная насыщенность располагается в следующем убывающем порядке: индивидуальная беседа;
• групповая беседа и слушание выступающих и докладчиков, просмотр кинофильма и телепередачи; слушание радиопередач;
• чтение типографского и машинописного текста;
• чтение рукописного текста.
• Как видно на первом месте стоит индивидуальная беседа.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.
Деловое общение реализуется в следующих формах: деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка.
В деловом общении, особенно
во взаимодействии руководителей и
подчиненных, используются методы воздействия,
как поощрение, критика, наказание.
Основные этические требования к
поощрениям – их заслуженность и
соразмерность качеству и эффективности
трудовой деятельности. Критика является
наиболее распространенной формой выражения
неудовлетворенности
Менеджер должен не только обладать навыками делового общения, но и повышать эффективность отдельных его видов. Рассмотрим некоторые виды, наиболее важные для повышения эффективности делового совещания:
• Создание благоприятных условий для коллективной работы и принятия коллективного решения. Если на совещании рассматриваются сложные проблемы, надо обеспечить условия для коллективного труда присутствующих.
• Организация начала деловых совещаний в точно назначенное время и обеспечение сжатых графиков работы позволяет работникам подготовиться к деловому совещанию и эффективно распоряжаться своим временем в течении рабочего дня.
• Обеспечение эффективности ведения записей – очень важный фактор успеха. Менеджер должен знать, что хорошо, грамотно организованные записи помогают внимательно следить за ходом совещания, делать обобщения, замечания, вносит коррективы или конкретные предложения, а также накапливать важную информацию.
• Обеспечение активности всех участников совещания. Задачей ведущего совещания является учет психологического феномена при организации порядка выступлений. Заключается это в создании очередности выступающих обратно пропорционально их авторитету и положению.