Менеджмент как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:20, контрольная работа

Краткое описание

Как и всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только ему категории и научные понятия, отражающие сущность управленческого труда. К ним относятся:
-субъект управления -- менеджер (личность), профессия менеджер;
-управление -- как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей;
-мотивация, планирование, организация, координация и контроль функции менеджмента;
-объект управления--люди (персонал), техника, предприятие и др.;
-стиль управления и др.
-организация как сфера деятельности менеджера;

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 28.68 Кб (Скачать файл)

1,Менеджер как субъект управления.

Как и всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только ему категории и  научные понятия, отражающие сущность управленческого труда. К ним  относятся:

-субъект  управления -- менеджер (личность), профессия менеджер;

-управление -- как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей;

-мотивация,  планирование, организация, координация  и контроль функции менеджмента;

-объект  управления--люди (персонал), техника, предприятие и др.;

-стиль  управления и др.

-организация  как сфера деятельности менеджера;

Субъект управления менеджер - это управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством. Исходя из такого определения, менеджером можно назвать любого руководителя, директора, заведующего, администратора.

Менеджеры, как герои в пьесе имеют  свои роли, которые заставляют их вести  себя определенным образом, потому что  они занимают определенные должности  в качестве руководителей структурных  подразделений фирмы, что определяет их служебное поведение.

Основная  функция менеджеров - управление, включающее процесс мотивации, планирования, организации, координации и контроля.

Основные  стили руководства характерные  для процесса управления:

В процессе управления выделяются три  стиля управления производством: авторитарный, демократический и либеральный.

В зависимости от величины и количества объектов управления различают уровни управления, а, следовательно, и менеджеров.

Общепринято выделять менеджеров низового звена (в  мировой практике - операционных управляющих), менеджеров среднего звена и менеджеров высшего звена.

Менеджеры низового звена - это младшие начальники, находящиеся непосредственно над  рабочими и другими работниками (не управляющими). К ним относятся  мастера, заведующие отделами в магазинах, заведующие кафедрами, менеджеры по продажам, у которых в подчинении находятся торговые представители (агенты) и т.д. Вообще, большая часть  руководителей - это менеджеры низшего  звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Менеджеры низшего звена  могут иметь любой уровень  образования.

Менеджеры среднего звена - это начальники над  менеджерами низшего звена. В  зависимости от величины организации  может быть несколько уровней  таких менеджеров. Менеджерами среднего звена являются начальник цеха, директор филиала, декан факультета, начальник  отдела продаж и т.д. Чаще всего такие  управленцы имеют дипломы об окончании  высших учебных заведений.

Менеджеры высшего звена - самая малочисленная  группа управленцев. Даже в самых  крупных организациях их всего несколько  человек. Типичными должностями  здесь будут генеральный директор завода, директор магазина, ректор университета, председатель совета директоров. Этот уровень управления требует наличия  высшего образования, иногда и не одного.

Очевидно, что величина заработной платы зависит  от уровня управления и может колебаться от нескольких тысяч рублей до сотен  тысяч.

В российской практике менеджерами могут  называть кого угодно, независимо от наличия  или отсутствия у них подчиненных. Почему-то в России сегодня менеджером называет себя любой персонал. Это  неправильно. Уборщица - не менеджер по уборке. Девушка без высшего образования, занимающаяся теле - маркетингом - не менеджер по продажам, а продавец или в лучшем случае специалист по продажам. Как ни обидно для нее это звучит. Такие ситуации порождают сюжеты для анекдотов, когда, например, грузчика называют менеджером по переносу тяжестей.

Организация как сфера деятельности менеджера - это управление совместной деятельностью  людей в организации, когда руководитель умножает свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективных сил подчиненных.

Руководитель (менеджер организации) - это член организации, который лично своим влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации, то есть осуществляет управленческую деятельность и решает управленческие задачи организации.

Можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции  в организации. Также далеко не одинаковы  задачи, решаемые различными менеджерами, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже различны.

Организация не может существовать без менеджеров, ибо они:

обеспечивают  выполнение организацией ее основного  предназначения;

проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

разрабатывают стратегии поведения организации  в изменяющемся окружении;

обеспечивают  служение организации интересам  тех лиц и учреждений, которые  ее контролируют;

являются  основным информационным звеном связи  организации с внешней средой;

несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;

официально  представляют организацию на церемониальных мероприятиях.

Менеджеры играют в организации множество  различных ролей, из которых можно  выделить три ключевые:

1).Это  роль по принятию решения, выражающаяся  в том, что менеджер определяет  направление движения организации,  решает вопросы распределения  ресурсов, осуществляет текущие  корректировки и т.п. Право  принятия управленческих решений  имеет только менеджер. Будучи  наделенным таким правом, он несет  ответственность за последствия  принятого решения. Поэтому менеджер  должен не только уметь выбрать  наилучший вариант решения, но  и решиться на то, чтобы рискнуть  повести руководимый им коллектив  в определенном направлении. Зачастую  это бывает сделать гораздо  труднее, чем рассчитать оптимальное  решение.

2).Это  информационная роль, состоящая  в том, что менеджер собирает  информацию о внутренней и  внешней среде, распространяет  эту информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить ее до членов организации, сильно зависит результат его работы.

3).Это  менеджер, который выступает в  качестве руководителя, формирующего  отношения внутри и вне организации,  мотивирующего ее членов на  достижение целей, координирующего  их усилия и, наконец, выступающего  в качестве представителя организации.  Менеджер должен быть лидером,  за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы  верить. Поддержка членами коллектива  своего руководителя является  той базой, без которой ни  один менеджер, каким бы хорошим  и грамотным специалистом он  ни был, не сможет успешно  управлять своим коллективом.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций  данные роли могут быть присущи им в большей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает  руководителем по отношению к  определенной организации.

Таким образом, существует большое разнообразие типов организации. Для всех организаций  характерно то, что в их рамках осуществляется систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.

Организация не может существовать без менеджмента. Во внутриорганизационной жизни  он выполняет функцию координационного начала. Также менеджмент устанавливает  баланс во взаимодействии организации  с внешней средой. Для этого  он так организует деятельность организации, чтобы, с одной стороны, она получила из внешней среды все то, что  ей нужно для ее существования, а  с другой - производила продукт, который  соответствовал бы запросам внешней  среды.

Для всех видов менеджмента характерно наличие нескольких функций, обеспечивающих мотивирование, планирование, организацию, координацию и контроль.

В условиях динамично меняющейся среды  выделяют три стадии менеджмента: стратегическое управление, оперативное управление, контроль. За каждой из них закреплены определенные виды деятельности. Для  данного типа менеджмента характерна ориентация деятельности компании на возможности, которые возникают  во внешнем окружении. Стратегическое управление ориентировано на создание конкурентных преимуществ, которые позволяют компании успешно выживать в конкурентной среде.

Стратегическое  управление - это выработка цели менеджмента, прогнозирование (научное  обоснование будущего состояния  и развития организации) и перспективное  планирование.

Оперативное управление охватывает два вида деятельности: организацию как способ создания необходимой структуры (и нужных ресурсов) и руководство (воздействие  на непосредственных исполнителей в  созданной структуре).

Контроль  включает анализ результатов на пути достижения цели, проверку неиспользованных резервов производства.

Отсюда, управленческой деятельностью в  организации занимаются менеджеры. Они решают множество задач. В  частности, они же разрабатывают  стратегию поведения компании, формируют  и приводят в движение потенциал  организации и несут формальную ответственность за результаты ее деятельности.

Так же не стоит забывать о том, что  любой менеджер - это, прежде всего, человек. Он обладает своими качествами, чертами характера. Однако одни качества способствуют продуктивной менеджерской деятельности, а другие - нет.

Какими  же качествами должен обладать идеальный  менеджер?

Каждый  специалист в области управления отвечает на этот вопрос по-своему. Так  как, начиная от самых древних  мыслителей (знатоков) в области  менеджмента, и заканчивая современными ассами менеджмента также не имеют общего мнения, какими качествами и чертами характера должен обладать хороший менеджер.

В силу различных национальных особенностей, различного экономического развития для  каждой страны существует модель своего идеального менеджера.

 

 

 

 

2,Рыночная  экономика принципы недостатки.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий  исходный принцип: "Каждый субъект  вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной  деятельности, кроме запрещенных законом, ввид

смотреть на рефераты похожие  на "Рыночная экономика: механизм, принципы организации, недостатки и преимущества"

 
Главный принцип рыночной экономики  декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом  форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической  и хозяйственной деятельности, которые  представляют реальную опасность жизни  и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. 
Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий  исходный принцип: "Каждый субъект  вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной  деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим принципом  рыночной экономики является также  равноправие рыночных субъектов  с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические  права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления  экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны  для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы  собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие  или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами  собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности  сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь  одинаковые правила, скажем, налогообложения  для предприятий с большим  и малым коллективами и частников.

Речь идет о другом: чтобы  не создавать "особых" условий  специального режима благоприятствования  по признаку формы собственности, ставя  в выгодное положение одну из них  и в невыгодное - другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности. Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.

Плюрализм форм собственности  в рыночной экономике, их экономическое  равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике  государственного типа. Уже было сказано  о самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Итак, на основе перечисленных фундаментальных  принципов функционирует вся  рыночная экономическая система.

Механизм, основные принципы функционирования.

Чтобы понять, как действует  рыночная экономика, следует признать существование пяти фундаментальных  вопросов, на которые каждая экономическая  система должна находить ответ. Вот  эти вопросы.

1. Сколько следует производить?  В каком объеме или какую  часть имеющихся ресурсов нужно  занять или использовать в  производственном процессе?

2. Что следует производить?  Какой набор товаров и услуг  наиболее полно удовлетворит  материальные потребности общества?

Информация о работе Менеджмент как субъект управления