Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:05, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы состоит в том, эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента — особого вида экономической деятельности.
Введение……………………………………………………………......................3
1. Менеджмент как тип рыночного управления………………………………..5
2. Классификация общих функций управления, их содержание ……………..9
Задача…………………………………………………………………………….12
Тест……………………………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………….......14
Использованная литература……………………………………………………15
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Филиал в г. Барнауле
Факультет |
Кафедра |
Финансово-кредитный |
Экономики, менеджмента и маркетинга |
Контрольная работа
«Менеджмент как тип рыночного управления. Классификация общих функций управления, их содержание»
Вариант № 12
№ личного дела
Образование
Группа
Дисциплина
Преподаватель
Барнаул- 2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Менеджмент как тип рыночного управления………………………………..5
2. Классификация общих функций управления,
их содержание ……………..9
Задача………………………………………………………………
Тест…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Использованная литература……………………………………………………
Введение
Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля [1].
Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании [2] .
Актуальность темы контрольной работы состоит в том, эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента — особого вида экономической деятельности.
Цель написания контрольной работы: детальное изучение вопроса менеджмент как тип рыночного управления и классификация общих функций управления ,их содержание, также решить задачу по данной теме.
Задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- классификация общих функций управления;
- содержание общих функций управления;
Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:
- ориентация на человека;
- ориентация на потребителя;
- полная ориентация на рынок;
- постоянное совершенствование системы управления организацией.
Принципы менеджмента – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Рыночный менеджмент представляет особый тип гибкой организационной системы управления коммерческими организациями и негосударственными предприятиями, связанный с условиями и особенностями рыночной экономики. Рыночный менеджмент рассматривается как особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту в рыночной экономике. Он представляет собой гибкую систему предприимчивого и инновационного руководства, способного чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды
Менеджмент в рыночной экономике
представляет сложное социально-экономическое,
информационное и организационно-технологическое
явление, процесс деятельности, имеющий
дело со сменой состояний, качеств объекта,
что предполагает наличие определенных
тенденций и этапов. Отсюда он связан с
закономерностями и принципами, которые
составляют предмет любой науки. Менеджмент
включает знания, навыки, умения, приемы,
операции, процедуры, алгоритмы воздействия
через мотивацию, т.е. все то, что входит
в понятие социальных и человеческих технологий.
Менеджмент в рыночной экономике характеризуется
определенными тенденциями развития,
которые можно рассматривать с двух точек
зрения.
Во-первых, это
объективные тенденции, тормозящие или ускоряющие
развитие. Следовательно, менеджмент характеризуется
определенным потенциалом. Поэтому необходимо
своевременно выявлять объективные тенденции
и умело их использовать в процессе управления.
Потенциал определяется возможностями
и объемом используемых ресурсов (материальных,
финансовых, производственных, трудовых,
информационных, организационных), структурой
ресурсов и уровнем их использования.
Во-вторых, менеджмент в рыночной экономике
рассматривается как элемент культуры,
системы ценностей и убеждений. Современный
рыночный менеджмент оказывает определенное
влияние на развитие человека и общества,
создающего свои ценности и формирующего
социально-этические убеждения.
Сердцевиной современного рыночного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская экономика. Поэтому главная задача менеджмента в рыночной экономике — сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой.
Менеджмент в рыночной экономике формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включает их в созидательный процесс коллективной трудовой деятельности. Важнейшая задача рыночного менеджмента состоит в содействии развитию персонала, его обучению и гарантии роста. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, выступая в качестве разумного и сознательного субъекта. Поэтому любой человек обладает конкретными потребностями, целями, устремлениями и желаниями. Поскольку организации развиваются, менеджеры должны уделять постоянное внимание продвижению сотрудников на основе системы планирования и развития карьеры [4].
В связи с этим менеджмент в
рыночной экономике призван обеспечить
надежное взаимодействие человека и организации,
суть которого состоит в том, что менеджер,
являясь центральной фигурой обеспечения
взаимодействия, должен знать и постоянно
отслеживать, с одной стороны, какие характеристики
личности определяют поведение человека
в организации и, с другой, какие параметры
окружающей среды воздействуют на включение
человека в целенаправленную деятельность
данной организации.
Человек в системе менеджмента притязает
и ожидает по поводу:
- содержания, смысла и значимости работы;
- творческого
характера работы и ее
- степени независимости, прав и власти на данной работе;
- степени ответственности и риска;
- престижности и статуса работы;
- безопасности и условий на работе;
- признания и поощрения хорошей работы;
- заработной платы и премий;
- социальной защищенности;
- гарантий роста и развития;
- отношений между членами организации.
Организация в свою очередь
ожидает от человека, что он проявит себя
как:
- специалист в определенной области, обладающий
необходимыми знаниями и квалификацией;
- член организации, способствующий успешному ее функционированию и развитию;
- человек, обладающий определенными
личностными и моральными качествами;
- член коллектива, способный создавать
коммуникации и поддерживать нормальные
отношения с коллегами;
- член организации, разделяющий ее ценности;
- специалист, стремящийся к развитию своих способностей;
- работник, преданный
организации и готовый
- исполнитель определенной работы, готовый
осуществлять ее качественно;
- член организации, способный занять должное
место в ней и готовый взять на себя соответствующие
обязательства и ответственность;
- сотрудник, поддерживающий распорядок
и соблюдающий нормы поведения.
Совокупность ожиданий организации по
отношению к человеку, а также значимость
для организации каждого отдельного ожидания
могут существенно различаться. При этом
в рамках одной и той же организации по
отношению к различным субъектам могут
возникать различные комбинации ожиданий
[3].
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления.
В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:
- прогнозирование и планирование;
- организация работы;
- мотивация;
- координация и регулирование;
- контроль, учет, анализ.
Указанные общие функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Рис 1. Схема процесса управления
Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).
Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.
Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.
Координация - это функция, призванная обеспечивать согласованность и взаимосвязь между элементами системы управления организацией, бесперебойность и непрерывность процесса управления. Главная задача координации - обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев организации (по горизонтали и вертикали) путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов.
Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения [6].