Место и задачи менеджмента в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Современный менеджмент-это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных дисциплин. Термин "менеджмент" чрезвычайно трудно понять. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на любой другой язык, включая английский язык Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, которые ее выполняют, как он указывает на социальное и должностное положение, но в то же время, это имя соответствующей учебной дисциплины и области исследования. Менеджмент способствует экономическому и социальному развитию. Это и есть его результат. Иными словами, развитие-это вопрос больше человеческой энергии, чем результат экономического процветания.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Место и задачи менеджмента в рыночной экономике
2. Главные черты новой системы взглядов управления на современном этапе
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Место и задачи менеджмента в рыночной экономике.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

           Постоянный мониторинг деятельности  всех звеньев организации осуществляется  на основе обратной связи. На  самом деле, это сигналы, выражающие  реакцию управляемого объекта  на управляющее воздействие. Согласно  обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно подается в систему управления. Которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

           Суть принципа мотивации такова: чем больше менеджеры осуществляют  систему поощрений и наказаний, глядя на него в свете непредвиденных обстоятельств, интеграции элементов организации, тем эффективнее будет мотивация.

           Один из важнейших принципов  современного менеджмента является  демократизация участие в управлении  организации всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; деньги, вложенные в акции; общее управление; коллективное принятие решений и другие.

           В соответствии с принципом  государственные законы системы  менеджмента организационно - правовая  форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (национального) законодательства.

           Одновременно с устойчивостью  управленческий процесс должен  быть мобильным, т.е. полно учитывать  изменения и требования потребителей  продукции и услуг.

           Существует несколько интерпретаций понятия "цель". Во-первых, цель-это желаемый результат деятельности. Во-вторых, цель-это осознанный образ будущих результатов. В-третьих, цель совершенного психического ожидании деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. В-четвертых, цель-это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого хотел бы получить группа, работая вместе.

           Общим для всех этих понятий  является направленность целей  достичь конкретных результатов, характеризующих перспективное состояние внутренней среды хозяйствующего субъекта. В итоге результаты в виде желаемого будущего состояния может привести только к деятельности внутренней среды хозяйствующего субъекта, состоящая из субъекта управления системы управления или системы управления и объекта управления - управляемой системы. Поэтому цели этих двух систем отличаются друг от друга.

           Считается, что целью учреждения  является целевой управляемой  системы, представлены разнообразные  производственные процессы и услуги: основные, вспомогательные, обслуживающие, предоставление, продаж, исследований, маркетинговые, экологические, экономические, коммуникативные и другие. Цели хозяйствующего субъекта формулируется на основе анализа и предвидении его состояния во внешней среде, конкурентной позиции на избранном целевом рынке потребителей как демографическом, так и географическом.

           Таким образом, задачи управления  являются вторичными в сравнении  с целями субъекта, который может  быть назван основным. Однако, формулировка, по сути, является несколько другой. Например, стратегическая цель производственных процессов - разработка , производство и выпуск новой высококачественной продукции с заданным набором свойств , для системы управления могут быть сформулированы следующим образом: - обеспечить разработку и выпуск новых продуктов с высокой производительностью.

           Функция-это широко распространенный  термин, используемый в философии, биологии, математики и других  наук.

           Функции управления, называют особый вид управленческой деятельности, посредством которой управление воздействует на управляемый объект.

           Функция менеджмента отражает  содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение этой цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу, в частности, процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности является население функций комплексного управленческого цикла.

           Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале 20 века  определил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль.

           Все функции менеджмента можно  разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

           Основные функции являются основополагающими  всего процесса менеджмента, а  специфические функции отражают конкретную управленческой деятельности работников. Они изучали специальные дисциплины:

- мерчендайзинг, организация бизнеса, бухгалтерский учет, планирование, юриспруденцию и др.

           Наиболее полное содержание менеджмента  как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономических процессов.

Основными функциями управления являются:

- планирование

- организация 

-контроль

- мотивация (координация)

- стимуляции (активации)

Приложение А.

           Планирование-основная функция менеджмента  как деятельности, формирование  фондов, обеспечивающих достижение  поставленных целей. Планирование  применяется к важным решениям  в определении будущего развития  компании. Согласно концепции немецкого профессора Д. Хана, планирование-это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение бизнес-целей, средств, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов задачам. Планирование дает вам возможность рассмотреть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или других структурных единиц.

           В зависимости от содержания  целей и задач можно выделить  следующие формы планирования, виды  планов:

- перспективный

-средний

- текущий (финансовый, оперативный)

          Важной функцией менеджмента является функция организации, которая заключается в создании постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий компании. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.

           Функция реализуется двумя путями: через административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

           Административно-организационное управление  предполагает определение структуры  фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и обязанностей между сотрудниками.

           Оперативное управление обеспечивает  функционирование фирмы в соответствии  с утвержденным планом. Оно заключается  в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, запланированных, и их последующей корректировки. Оперативное управление тесно связано с текущим планом.

            Контроль-это система для мониторинга  реализации планов, целей и результатов деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль, необходимые для управления планирования, финансовой, производственной и трудовой дисциплин на предприятии. Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), просмотр информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджмент выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры для устранения отклонений от цели и плана деятельности.

           Существует три основных вида  контроля: предварительный, текущий  и заключительный.

           Мотивация как основная функция управления, связанные с процесс побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов достижения личных целей . Исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

           Мотив-это побуждение работать. Склонить  к деятельности можно обогатив  идеями, ... волю, знания, определив сумму  вознаграждения, связанных с деятельностью, и определения стоимости системы человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей. Различные теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные. Содержание теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и интерес.

           Награда-это то, что человек считает ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение ) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), мы получаем в процессе самой работы. Теории мотивации - это особая область знания, которые были сформированы последовательно с начала 20-го века.

           Содержание теории мотивации  в первую очередь стараются  определить потребности, побуждающие  людей к действию, особенно при  определении объема и содержания  работы.

           Согласно теории Маслоу пять  основных типов потребностей  физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения, которые образуют  иерархическую структуру, которая  как доминант определяет поведение  человека. Высшие уровни не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой. Содержание теории мотивации базируются на потребностях и связанных факторов, определяющих поведение человека. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения. Процессуальные теории не вопрос существования потребностей, но считают, что поведение человека определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожидания относительно ситуации и возможные последствия поведения.

           Существует три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера - Лоулера.

           Теория ожиданий основывается  на предположении, что человек  направляет свои усилия на  достижение какой-либо цели только  тогда, когда он уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели. Мотивация является функцией ожидания "труда" ожидания - результат-вознаграждение " и валентности (т.е. относительная степень удовлетворенности). Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия позволят им достичь цели и получить ценные награды. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми-это низко.

           В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке компенсации затраченные силы и сравнить с тем, что они считают, получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к психологическому стрессу. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать усилия. Если он считает, что его работа слишком высока, она оставит степень усилий на прежнем уровне или даже увеличить их. Получила широкую поддержку модель Портера - Лоулера , которая основана на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Эффективность работника зависит от применяемых к нему усилия, его характеристики и возможности, и, чтобы оценить его или ее роль. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки ценности вознаграждения и уверенности в том, что она будет получена. Согласно модели Портера - Лоулера производительность продолжает удовлетворенность, а не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.

       2 Главные черты новой системы взглядов управления на современном этапе

 

Развитие современного общества характеризуется глубоким, динамические изменения системного характера. Изменение государственных, политических и экономических форм, введение новых социальных и промышленных технологий. Все эти процессы существенно повышает значимость управления сложными социальными системами в современном производстве.

           В мире произошли значительные  изменения качества рабочей силы и структуры совокупного труда. Теперь менеджеры сталкиваются не с малообразованных послушных исполнителей, но в основном со специалистами. Современные производственные технологии образования предполагает широкое использование квалифицированной профессиональной работы, поэтому современные менеджеры руководят работники, которые способны оценить и творчески влиять на реализацию управленческих решений. Персонал был также изменен: в прошлом он был с преобладанием крестьян, рабочих и служащих в современной экономике основными профессиональными группами становятся “менеджеров и профессионалов”, различия между ними и определить динамику практически любой организации.

           Другими словами, большие изменения  в социальном управлении объектов требует изменения типа и характера современного производственного менеджмента. И это сложный процесс и его характеристики, полностью не поняты.

           Таким образом, радикальная трансформация  социально-экономической системы  требует специальной научной и глубокой теоретической разработки:

Информация о работе Место и задачи менеджмента в рыночной экономике