Методологическая основа сожержания и развития функций управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Современный менеджмент, как сложнейшая система управления фирмами, предприятиями, организациями, функционирующие в условиях рыночной экономики, предполагает создания условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.
Процесс менеджмента представляет собой многогранный и многофакторный феномен. Поэтому его невозможно исчерпывающе описать и охарактеризовать с одной точки зрения.
Задача может быть решена на основе моделирования процесса менеджмента с учетом нескольких взаимодополняющих аспектов, т.е. с использованием многофакторного подхода. Таким образом, выделяется несколько частичных процессов (подсистем), соответствующих выбранным критериям, которые в совокупности составляют единое целое.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая по менеджменту.docx

— 57.12 Кб (Скачать файл)

2.2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ  ПОДХОД ПРИ ОЦЕНКЕ СИСТЕМЫ  МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент не может обойтись без применения научных методов. Они помогают при формировании и  развитии познавательной базы, имеют  особенно большое значение в управлении производством, эффективны при планировании и контроле, играют важную роль в  ходе принятия решений, поддающихся  алгоритмизации.

В связи с наличием различных  подходов к менеджменту актуальна  проблема их оценки. Прежде всего возникает  вопрос: могут ли существовать различные  теории менеджмента, по-разному трактующие сущность и содержание процесса менеджмента, или речь идет об отдельных разделах единой теории менеджмента, решающих определенные проблемы и применяющих разные методы исследований.

Различные подходы к менеджменту  не являются самостоятельными, независимыми теориями, а представляют собой результат  интеллектуального разделения труда  при изучении и разработке процесса управления и поэтому в своей  совокупности составляют логически  упорядоченную теорию.

Существует несколько  подходов при оценке систем менеджмента: функциональный, программно-целевой, линейный, технологический и т.д.

Программно-целевой подход предполагает обособление специальных  групп работников различного профиля  для решения крупных задач  на определенном этапе деятельности производственного коллектива. Такие  задачи возникают в связи с  подготовкой и освоением производства новой продукции, освоением новой  технологии, реконструкцией предприятия, перестройкой его организационной  структуры. В этих и подобных условиях практикуется формирование временных  творческих коллективов, бригад или  групп, составляемых из числа работников специализированных - подразделений  научно-технической подготовки производства, опытного, экспериментального и основного  производств. Для руководства программой назначается руководитель, в подчинение которого на время проведения работы выделяется специальная оперативная группа. В состав такой группы могут входить работники функциональных служб, обеспечивающие планирование, координацию выполнения работ и контроль за использованием выделенных ресурсов.

Линейный (пообъектный) подход заключается в том, что линейные руководители закрепляются за определенным объектом — участком, звеном, цехом, производством. Эта форма разделения труда непосредственно обусловлена производственной структурой предприятия и сменностью работы. При этом должно быть обеспечено четкое разграничение функций, прав и ответственности линейных руководителей в их взаимосвязи как по горизонтали, так и по вертикали — от бригадира и мастера до руководителя предприятия.

Технологический подход служащих предполагает его расчленение по видам работ и операций с соответствующей  специализацией работников. Так, деятельность руководителей состоит в основном из организационно-административных работ, которые органически сочетаются с выполнением аналитических  работ, что связано с подготовкой  и принятием наиболее важных решений, имеющих принципиальное значение для  функционирования управляемого объекта.

Сущность функционального  подхода к менеджменту заключается  в том, что потребность рассматривается  как совокупность функций, которые  нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций  создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций  и выбирается тот из них, который  требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу  его полезного эффекта.

В настоящее время к  управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая  система совершенствуется путем  доработки существующей системы  по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса  в заданной области, замечаниям и  предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца и за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.

Для комплексного понимания  и наилучшей реализации менеджмента  необходимы разнообразные знания, получаемые при использовании всех известных  подходов. Каждый из них в определенной мере способствует объяснению и совершенствованию  управления. Только интеграция, синтез достижений отдельных научных дисциплин  в сочетании с практическим опытом могут дать целостное представление  о менеджменте и помочь при  разработке его теории.

Проблема в том, чтобы  найти способ, позволяющий использовать достижения многих научных дисциплин, обобщить опыт менеджеров и на этой базе разработать теорию менеджмента. Эта цель достижима только на основе применения системного подхода.

 

 

 

 

2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ И ПОЯВЛЕНИЕ  НОВЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Конкретные функции управления – это узко специализированные виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами, организациями.

Управление персоналом включает в себя целую систему. Система  работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению  управления в труде определенного  качества и количества. Такая система  предполагает не только формальную организацию  работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.

Маркетинг – это система  управления, которая и в методологическом, и в организационном отношении  ориентирована на рынок.

Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя:

- изучение спроса (текущего  и перспективного) на конкретный  товар на определенном рынке  или его сегменте, требований  потребителей к товару: его качеству, новизне, технико-экономическим  и эстетическим характеристикам,  уровню цены и другим ориентирам, включая возможные каналы сбыта;

- составление, исходя  из комплексного учета рыночного  спроса программы маркетинга  по продукту (или группе продукта), в которой на основе анализа  всех необходимых факторов рассматриваются  возможные издержки производства  конкретного продукта

- установление верхнего  предела цены товара и рентабельности  его производства;

- разработку на основе  программ маркетинга инвестиционной  политики фирмы, расчет полных  издержек производства и уровня  рентабельности по фирме в  целом;

- определение конечного  результата хозяйственной деятельности  фирмы: валовых доходов и чистой  прибыли после вычета стоимости  материальных затрат, оплаты труда, уплаты всех видов налогов и отчислений, включая проценты за кредит.

Важная особенность маркетинга как управленческой деятельности состоит  в том, что он предполагает принятие решений на базе многовариантных  экономических расчетов, с использованием компьютерной техники ориентирована  на создание организационных, экономических  и юридических условий для  эффективного функционирования и развития фирмы в целом. Поэтому важнейшее  значение имеют выработка и принятие обоснованных решений по конкретным видам маркетинговой деятельности.

Маркетинг включает в себя реализацию сбытовой политики, предполагающей определение каналов и методов  сбыта по каждому конкретному  виду продукта и определенному рынку; исчисление возможных затрат на организацию  сбыта, расходов на рекламу, транспортировку  и доставку товара. Однако сама организация  сбыта и проведение коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной  деятельности фирмы, на повышение эффективности  которой направлены все функции  управления, в том числе и маркетинг.

Такая совокупность видов  деятельности в рамках маркетинга по существу означает качественно новый  подход к управлению производством. Суть этого подхода состоит в  том, что исходным пунктом глубокого  и всестороннего выявления возможностей конкретного производства, путей  его интенсификации и повышения  эффективности становится анализ платежеспособного  рыночного спроса на соответствующие  товары, потребностей потребителя.

В итоге маркетинг является одним из эффективных типов управления в современных условиях развития экономики.

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА  В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Рассмотрим менеджмент в  системе управления на примере ООО  «Керама-Альфа». Предприятие основано в 2002 году. Занимается оптово-розничной  торговлей посуды и товаров для  дома в Тюмени и Тюменской области.

Функциональное разделение труда служащих неразрывно связано  с созданием структурных подразделений  и служб, специализированных на выполнении различных функций управления.

При необходимости более  детального разделения труда выделяются такие структурообразующие функции, как оперативное управление производством  и качеством продукции, организация  разработки и совершенствование технологии и оснастки, реализация продукции, формирование и социальное развитие трудовых коллективов, и др.

В соответствии с функциями  управления осуществляются разделение труда и специализация работников функциональных служб и подразделений. Функциональное разделение труда служащих предполагает разграничение их деятельности в зависимости от функционального  назначения работ, а также определяет роль и место отдельных групп  работников, участвующих в процессе управления.

Правильному определению  перечня функций управления, совершенствованию  функционального разделения труда  способствует разработка классификатора функций, который в табличной  форме с помощью буквенно-цифровых символов отражает группы функций и  их составные элементы, а также  показывает содержание деятельности соответствующих  подразделений и служб.

Классификатор позволяет  оптимально распределить функции управления между структурными подразделениями и соответствующими должностями служащих  и служит основой при установлении полномочий и обязанностей по каждому виду работ для закрепления права принимать решения и ответственности за их выполнение.

Разделение труда в  сфере управления ООО «Керама-Альфа» основано на следующих принципах:

1. Единоначалие.

2. Оптимальное распределение  обязанностей.

3. Оптимальное число уровней.

4. Информационная обеспеченность  руководителя.

5. Наличие контроля.

6. Единство первичной  информации.

В обязанности Генерального Директора входит: определение целей, управление прибылью, формирование организационной  структуры, распределение стратегических ресурсов. Действует от имени предприятия  и представляет его во всех организациях и учреждениях.

Генеральному Директору  подчиняются: главный бухгалтер, юрист, руководитель отдела закупа и руководитель отдела продаж.

Обязанности руководителей  среднего звена включают в себя планирование, принятие решений, контроль и координацию  работы, подбор и обучение кадров, поддержку  самостоятельности работы сотрудников.

В подчинении руководителя отдела закупа находятся менеджеры  по закупу и специалисты по закупу. Руководитель отдела закупа отвечает за своевременное и в полном объеме обеспечение товарной продукцией, за переговоры с поставщиками, обговаривает для данной организации лучшие условия  поставок (различные скидки, бонусы и т.д.).

В подчинении руководителя отдела продаж находятся менеджеры  по продажам и операторы. Руководитель отдела продаж отвечает за расширение и развитие клиентской базы, отслеживает  качество выполненных поставок, своевременно сигнализирует отделу поставок о  нехватке какой-либо продукции (если такое  случается).

Оформление всех договоров  предприятия, а также другие юридические  вопросы находятся в ведении  юриста.

В ведении главного бухгалтера находится отдел бухгалтерского учета, в состав которого входят заместитель  главного бухгалтера, кассир и программист.

Основными признаками разделения управленческого труда являются: состав и содержание функций управления, характер решаемых задач, состав управляемых  объектов, технологическая однородность работ и профессионально-квалификационные характеристики исполнителей.

Преимущества данной структуры:

Информация о работе Методологическая основа сожержания и развития функций управления