Методологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

Научные основы науки «Менеджмент» включают закономерности, принципы и методы управления.
Использование законов в организационной деятельности человека помогает ему наиболее эффективно достигать поставленных целей. Помимо общих законов социально-экономической системы, управление подчиняется своим собственным специфическим законом и закономерностям.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«----------------------------»

 


 

 

 

 

 

Менеджмент

 

 

Контрольная работа

 

Вариант №7

 

 

   

Преподаватель

_____

 ______

(фамилия, имя, отчество)

 

(подпись)

«___» ____________2015 г.

   

Студент группы ____

_________ _______

(фамилия, имя, отчество)

Антон Юрьевич

 

(подпись)

 «___» ____________2015 г.

     

 

 

2015

 

Содержание:

Методологические основы менеджмента.                                                          3

Мотивация деятельности в менеджменте.                                                      12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методологические основы менеджмента .

Научные основы науки «Менеджмент» включают закономерности, принципы и методы управления.

Использование законов в организационной деятельности человека помогает ему наиболее эффективно достигать поставленных целей. Помимо общих законов социально-экономической системы, управление подчиняется своим собственным специфическим законом и закономерностям.

В управлении закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона на начальном этапе его теоретического осмысления и исследования. Закономерности характеризуют существенные особенности развития систем управления, носят объективный характер, не зависящий от воли и сознания людей.

Основные закономерности менеджмента имеют следующую классификацию:

1. Единство системы органов  управления

Данная закономерность отражает целостность системы и устойчивость её внутренних связей, общность целей и интересов всех предприятий, организаций и отрасли. Эта закономерность проявляется в единстве принципов управления на разных уровнях управления, разных организационных форм, основных функций, методов управления, процесса управления, требований к аппарату управления.

2.Пропорциональность развития  управления

Эта закономерность проявляется в пропорциональных изменениях управляемой и управляющей подсистем. Так, развитие товарооборота, материально-технической базы торговли требует пропорционального развития и аппарата управления.

3. Централизация и децентрализация  управления

Данная закономерность проявляется в обеспечении оптимального уровня централизации и децентрализации между субъектом и объектом управления, закреплении за ними функций управления, прав и ответственности. В последние годы происходит снижение уровня централизации и расширение прав предприятий. Это позволяет повысить оперативность и гибкость аппарата управления в выработке и принятии управленческих решений.

 Так, руководитель может  передавать (делегировать) часть своих  прав подчиненным работникам  аппарата управления.

4. Соответствие управляющей  и управляемой подсистем

Такое соответствие обеспечивается действием организационных, экономических и социальных факторов. Так, повышение технического уровня управления на базе использования ПК требует соответствующего изменения организационной структуры аппарата управления. Чем выше социальный уровень управления, тем выше управляемость всей системы и тем меньше требуется усилий для согласования совместной деятельности работников.

Рассмотренные закономерности относятся к системе управления предприятием в целом, которая, в свою очередь, состоит из управляющей и управляемой подсистем. Соответственно наука управления изучает и закономерности, присущие подсистемам.

Рассмотрим характерные для управляющей подсистемы:

- изменение функций управления (возрастание роли одних функций  и убывание роли других по  мере повышения или понижения  уровня управления);

- сокращение числа уровней управления (чем меньше ступеней управления в структуре, тем эффективнее и оперативнее управление);

- распространенность контроля (чем больше число подчиненных, тем меньше возможности контроля  их действий со стороны руководителя);

- концентрация функций управления (стремление к большему сосредоточению управленческих работ приводит к созданию большего числа подразделений аппарата управления).

Закономерности управления тесно взаимодействуют между собой и реализуются через принципы управления.

В таблице 1.1 приведены принципы менеджмента, разработанные в 20-е гг. ХХ в. А.Файолем.

 

 

 

Таблица 1.1 - Принципы менеджмента (20-е гг.)

Принципы

Содержание принципа

1. Разделение труда

Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего)

2. Полномочия и ответственность

Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы

3. Дисциплина

Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины

Принципы

Содержание принципа

4. Единоначалие

Работник получает распоряжения и отчитывается перед одним непосредственным начальником

5. Единство действий

Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану

6. Подчиненность личных интересов  общим

Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов

7. Вознаграждение персонала

Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд

8. Централизация

Естественный порядок в организации, имеющий управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности

9. Скалярная цепь

Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)

10. Порядок

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте

11. Справедливость

Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи

12. Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая

13. Инициатива

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ

14. Корпоративный дух

Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий


С течением времени названия и содержание принципов изменились. Так, в 90-е гг. ХХ в. получили распространение следующие принципы управления:

1. Лояльность к работникам.

2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, пронизывающие  организацию снизу вверх, сверху  вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей  работающих.

5. Обязательное установление  делового участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция  на изменения в окружающей  среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность  работой.

8. Непосредственное участие  менеджеров в работе групп  на всех этапах как условие согласованной работы.

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей  работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.

10. Этика бизнеса.

11. Честность и доверие  к людям.

12. Опора на фундаментальные  основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

13. Видение организации (четкое  представление какой она должна  быть).

14. Качество личной работы  и ее постоянное совершенствование.

 

В настоящее время существует следующая трактовка принципов менеджмента:

1. Едва ли не самым  главным из них можно считать  научность в сочетании с элементами  искусства. Для эффективного руководства  от руководителей помимо глубоких  знаний требуется большой опыт, владение искусством межличностного  общения, умение находить выход из безвыходных положений.

2. Процесс управления  должен быть целенаправленным, т.е. всегда осуществляться не «просто  так», а быть ориентированным  на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед  организацией.

3. Важным принципом менеджмента является его функциональная специализация в сочетании с универсальностью. Их суть состоит в том, что к каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования. Футбольной командой нельзя управлять, например, так же, как и актерами на сцене, а научным коллективом по аналогии с воинским подразделением. Но все действия, сводящиеся к руководству людьми, должны иметь в основе своей нечто общее, универсальное, не зависимо от того, кто эти люди.

4. Любой управленческий  процесс должен основаться на  принципе последовательности. В  ряде случаев последовательность  управленческих действий может  иметь циклический характер, предполагающий  их повторение в том же виде  через определенные промежутки времени. Циклическими часто являются текущее планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов и т.п.

5. Непрерывность осуществления  хозяйственных процессов в организации  требует соответственно и непрерывности  управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, а, значит, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.

6. Принцип оптимального  сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

7. Учет индивидуальных  особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных  отношений и группового поведения. Это обеспечивает нормальный  морально-психологический климат  в организации и принятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.

8. Обеспечение единства  прав и ответственности в каждом  его звене. Избыток прав по  сравнению с ответственностью  приводит на практике к управленческому  произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу.

9. Состязательность участников  управления на основе личной  заинтересованности в успехе, поддерживаемой  с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

10. Максимально широкое  вовлечение исполнителей в процессе  подготовки решений, причем уже  на самых ранних его стадиях. Он исходит из того, что решения, в которые вложен собственный  труд и идеи, будут реализоваться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенный сверху».

Таким образом, принципы управления представляют собой руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми должен руководствоваться аппарат управления при выполнении своих функций. Принципы определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. От их правильного использования зависит во многом успех деятельности организации.

Реализация принципов в практике управления осуществляется с помощью методов. Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

В процессе эволюции менеджмента сформировались следующие методы управления организацией.

Организационные методы.С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. Посредством их организация проектируется, учреждается, ориентируется во времени и пространстве; ее деятельность нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Эти методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными. К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т.п.

Административные методы активны, т.к. на их основе происходит вмешательство в саму деятельность. Они называются методами властной мотивации и ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создание возможности такого принуждения. Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих перед организацией задач, сведение инициативы до минимума и возложение всей ответственности за результаты на руководителя. Наибольшее распространение имеют в военизированных структурах.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Применение данных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями в отношении исполнителей за успешную или неуспешную работу, в т.ч. в виде премий или штрафов. Их особенностью является субъективность, отсутствие прямой связи с конкретными результатами, полученными человеком. Основной недостаток административных методов состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее безграничный рост, поощряют исполнительность, а не инициативу.

Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект управления. Непосредственным исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые являются не просто заслуженными, но и заработными. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении. Однако, экономические методы имеют ограниченность, особенно применительно к людям интеллектуальных профессий, т.к. для них деньги - важный, но не самый главный стимул работы.

Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя. С другой стороны - на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в его совершенствовании, что в итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей деятельности, а, следовательно – к повышению ее эффективности.

Правовые методы управления - это совокупность способов воздействия субъекта управления на объект посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов.

Информация о работе Методологические основы менеджмента