Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа
Целью данной работы является определение основных черт антикризисного управления.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть правовые аспекты антикризисного управления;
- охарактеризовать основные черты кризисного состояния фирмы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовые аспекты антикризисного управления……………………………...5
1.1. Основы действующего законодательства Российской Федерации о несостоятельности предприятий………………..………………………………..5
2. Основные черты кризисного состояния фирмы………………………….....10
2.1. Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятий………………………………………………………………..…….10
2.2. Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы…………………………………...…….19
2.3. Место антикризисного управления в экономической стратегии фирмы…………………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………..………….30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.
Правовые аспекты
1.1.
Основы действующего
2.
Основные черты кризисного
2.1.
Понятия, основные факторы и
признаки кризисных явлений в
экономике предприятий………………………
2.2. Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы…………………………………...…….19
2.3.
Место антикризисного
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………..………….
Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур, непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.
Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.
Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Поэтому, с одной стороны, антикризисное
управление должно охватывать значительно
более широкие сферы
Таким образом, антикризисное управление - это:
- анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
- познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения слабых сигналов об угрозе приближения кризиса;
- стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;
- оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);
- разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
- постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Разработка теории и анализ практики антикризисного управления, обобщение результатов первого этапа приватизации российских предприятий - важнейшие задачи, без решения которых на макро- и микроуровне невозможно сколько-нибудь значительное изменение социально-экономической ситуации в стране к лучшему.
Целью данной работы является определение основных черт антикризисного управления.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть правовые аспекты антикризисного управления;
- охарактеризовать основные черты кризисного состояния фирмы.
В Российской Федерации
процедура банкротства
В настоящий момент наряду с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» принят ряд нормативных документов, в которых разработаны критерии неплатежеспособности и пути преодоления кризисного состояния: Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 «О продаже государственных предприятий-должников», Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Постановление Правительства РФ от 25 апреля № 421 «О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций», распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (Федерального управления) от 12 августа 1994 г. № 31-р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса», распоряжение Федерального управления от 12 сентября 1994 г. № 56-р, утвердившее Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности.
Исследование и анализ основ
действующего законодательства Российской
Федерации, нормативных актов по
несостоятельности предприятий
позволяет сделать вывод о
достаточности учета и
В то же время следует отметить и некоторые принципиальные различия в механизме реализации банкротства, положительно отличающие российские правовые аспекты, в частности: организационное обеспечение через Федеральное управление по делам о несостоятельности при Государственном Комитете по управлению государственным имуществом, призванное к проведению антикризисной государственной политики, систему арбитражных и конкурсных управляющих, независимые экспертные и аудиторские фирмы; четкая временная регламентация всех судебных и внесудебных процедур банкротства; установление точных количественных критериев неплатежеспособности и понятия неудовлетворительной структуры баланса; однозначность в очередности и приоритетности удовлетворения требований кредиторов.
В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
При этом данный Закон распространяется на предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, юридические лица или не образующие юридического лица предпринимателей, или граждан; а кредиторами считаются физические и юридические лица, имеющие имущественные требования к должнику и не являющиеся обладателями залоговых прав.
Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора, прокурора.
Федеральное управление подает в арбитражный
суд заявление о признании
данного предприятия
Заявление должника о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия подается на основании решения собственника предприятия-должника или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами.
Внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей. По истечении указанного трехмесячного срока кредиторы предприятия-должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). Для обращения в арбитражный суд с таким заявлением самого должника данный срок значения не имеет, поскольку должник может заранее знать о своей неспособности удовлетворить требования кредиторов. Для признания предприятия арбитражным судом несостоятельным (банкротом) необходимо наличие следующих признаков: превышение обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительная структура баланса; неспособность предприятия обеспечить удовлетворение требований кредиторов в связи с отсутствием средств. Установление наличия этих признаков осуществляется арбитражным судом в ходе рассмотрения дела.
Под неудовлетворительной структурой
баланса в Законе понимается такое
состояние имущества и
Несостоятельность (банкротство) считается
имеющей место только после признания
факта несостоятельности
К должнику могут быть применены следующие процедуры:
1) реорганизационные;
2) ликвидационные;
3) мировое соглашение.
Реорганизационные процедуры направлены на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации, способствуют продолжению его существования. Они включают внешнее управление имуществом должника и санацию.
Внешнее управление имуществом представляет собой процедуру, направленную на продолжение деятельности предприятия-должника и осуществляемую на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему. Ходатайство о проведении реорганизационной процедуры может быть подано должником, собственником предприятия-должника или кредитором в арбитражный суд до принятия им решения по делу.
Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.
Санация - это процедура, при которой предприятию-должнику оказывается финансовая помощь собственником предприятия, кредиторами или иными лицами. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания помощи этому предприятию собственником или иными лицами.
К ликвидационным процедурам относятся принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда или его добровольная (внесудебная) ликвидация под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия в силу его несостоятельности осуществляется в порядке конкурсного производства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).
Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
Отличительная особенность процедур, указанных в законе «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», заключается в том, что проведение реорганизационных процедур не приводит к прекращению деятельности предприятия, а, наоборот, способствует ее продолжению.
Отличительная особенность мирового соглашения, предусмотренного законом, обусловлена тем, что при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), арбитражные суды рассматривают не спорное правоотношение сторон, а устанавливают факт несостоятельности (банкротства) конкретного предприятия.
При наличии ходатайства о
На практике можно отметить наличие
различных понятий и