Методы качественной оценки риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательства без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Менеджер призван предусматривать дополнительные возможности для смягчения крутых поворотов на рынке. Главная цель менеджмента, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но, ни в коем случае не стоял вопрос о банкротстве. Поэтому особенное внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском – риск - менеджменту.

Вложенные файлы: 1 файл

контроль.docx

— 44.08 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Предпринимательства без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Менеджер призван предусматривать дополнительные возможности для смягчения крутых поворотов на рынке. Главная цель менеджмента, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но, ни в коем случае не стоял вопрос о банкротстве. Поэтому особенное внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском – риск - менеджменту.

При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.

На степень и величину риска можно реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе риск-менеджмента лежит организация работы по определению и снижению риска. Основными задачами системы управления рисками в организации является повышение финансовой устойчивости и совершенствование механизмов управления.

Риск (risk) - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими (финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включая в себя стратегию и тактику управления риском.

Руководство обязано учитывать уровень риска в качестве важнейшего фактора. Например, фирма «Рэдио Корпорэйшн оф Америка» потеряла 500 млн. долларов вследствие неудачной попытки создания дискового видеопроигрывателя. Фирма «Зенит Корпорэйшн», зная об огромных убытках конкурента, решила отказаться от продолжения исследований в данной области, посчитав эту технологию слишком рискованной. Однако фирма «Сони» после нескольких лет неудачных попыток победила американских и европейских конкурентов, выпустив такой проигрыватель, который в своё время завоевал рынок США.

 Существует несколько  способов получения организацией  релевантной информации, позволяющей  объективно рассчитать риск. Доклады  федерального правительства по  вопросам труда, экономики, результаты  переписей (цензы) содержат огромный  массив данных по структуре  народонаселения, росту цен, распределению  доходов, инфляции, заработной плате  и т.п. Крупные торговые организации  предоставляют информацию, имеющую  особый интерес для конкретных  отраслей, например о том, сколько  женщин в возрасте от 19 до 25 лет  читают ежемесячно журнал «Космополитен»  в противовес «Тайм».

 Когда внешняя информация  недоступна, организация может добыть  ее своими силами, проведя исследование - анализ рынка настолько широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, телевизионных шоу, кинофильмов и политиков, что он сам по себе превратился в важную сферу деятельности, а так же стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций, имеющих дело с широкой публикой. Однако анализ рынка не имеет статуса строго научного исследования.

 Вероятность будет  определена объективно, если поступит  достаточно информации для того, чтобы прогноз оказался статистически  достоверным. Нельзя было, например, предсказать, купят или не купят  миллионы американцев персональные  компьютеры, опробовав идею всего  на нескольких десятках семей. Нужна была реакция нескольких  сотен респондентов. Кроме того, вероятность достоверна только  как средняя величина и в  долгосрочной перспективе. Монета  может лечь «орлом» вверх 10, 20 и большее число раз в серии. Так, если страховая компания, имеющая  полисы на 50 тыс. автомобилей, в состоянии  предсказать убытки от аварий  с высокой точностью, опираясь  на статистические средние для  всей популяции данные, руководитель  мелкой компании не сможет  этого сделать. Одна из 15 машин  компании может попасть в необычную  аварию и причинить ей многомиллионный  ущерб.

 Во многих случаях  организация не располагает достаточной  информацией для объективной  оценки вероятности, однако опыт  руководства подсказывает, что именно  может, скорее всего, случится с высокой достоверностью. В такой ситуации руководитель может использовать суждение о возможности свершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью. Ставки на скачках, которые делаются до начала забегов, - пример определения предполагаемой вероятности. Люди располагают информацией и опытом — они знают, как выступала лошадь в других соревнованиях — но этого недостаточно для установления объективной вероятности.

 Управление в целом  и управление предприятием (фирмой) в частности являются сегодня  одними из наиболее актуальных  проблем в экономической и  социальной науке.

Каждый год в различных странах мира, в том числе в нашей стране, появляется большое число новых фирм, стремящихся потеснить уже существующие и занять свое место в экономике, завоевать свою долю на рынке. Устоять в этой борьбе без создания системы эффективного управления невозможно.

 Искусство управления  состоит в балансировании рисков  и возможной выгоды. Это балансирование  и есть управление рисками, т.е. риск - часть сущности управления.

 При этом одним из  ключевых моментов является обладание  достаточной информацией, на которой  базируются управленческие решения, и использование прошлого опыта. Если возможно предусмотреть  последствия решений и проследить  благоприятные и неблагоприятные  исходы, то риск можно минимизировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методы анализа  рисков

 

В настоящее время наиболее эффективным является комплексный подход к анализу рисков. С одной стороны, такой подход позволяет получать более полное представление о возможных результатах реализации проекта, т.е. обо всех позитивных и негативных неожиданностях, ожидающих инвестора, а с другой стороны, делает возможным широкое применение математических методов (в особенности вероятностно-статистических) для анализа рисков.

В теории рисков выделяют следующие виды математических моделей: прямые, обратные и задачи исследования чувствительности. В прямых задачах оценка риска, связанная с определением его уровня, происходит на основании априори известной информации. В обратных задачах устанавливаются ограничения на один или несколько варьируемых исходных параметров с целью удовлетворения заданных ограничений на уровень приемлемого риска. Основная идея метода исследования чувствительности, применяемого в связи с неизбежной неточностью исходной информации, состоит в анализе уязвимости, степени изменяемости результативных показателей по отношению к варьированию параметров моделей (распределение вероятностей, областей изменения тех или иных величин и т.п.). Выводы исследования чувствительности инвестиционного проекта отражают степень достоверности полученных при анализе проектных результатов. В случае их недостоверности аналитик будет вынужден реализовать одну из следующих возможностей:

  • уточнить параметры, неточность которых является наиболее существенной в искажении результата;
  • изменить методы обработки исходных данных с целью уменьшения чувствительности ответа;
  • изменить математическую модель анализа проектных рисков;

 

  • отказаться от проведения количественного анализа рисков проекта.

Широко применяются для анализа инвестиционных проектов следующие классы математических моделей, учитывающие неопределенность и различающиеся по способам ее описания:

  • стохастические модели;
  • лингвистические модели;
  • нестохастические (игровые) модели.

Можно классифицировать существующие методы анализа риска и связанные с ними модели по следующим направлениям

1. В зависимости от привлечения вероятностных распределений:

  • методы без учета распределений вероятностей;
  • методы с учетом распределений вероятностей.

2. В зависимости от учета вероятности реализации каждого отдельного значения переменной и проведения всего процесса анализа с учетом распределения вероятностей:

  • вероятностные методы;
  • выборочные методы.

3. В зависимости от способов нахождения результирующих показателей по построению модели:

  • аналитический метод;
  • имитационный метод.

Признаком подхода методов 1 группы является то, что для каждой стохастической величины берется лишь одно ее значение. Цель такого "сгущения" риска экзогенной переменной - это получение возможности применения методов, разработанных для анализа в ситуации определенности без каких-либо изменений.

Результатом расчетов по модели, сконструированной для подхода 2, будет не отдельное значение результирующей переменной, а распределение вероятностей. Вероятностные методы предполагают, что построение и расчеты по модели осуществляются в соответствии с принципами теории вероятностей, тогда как в случае выборочных методов все это делается путем расчетов по выборкам.

Характерной чертой подхода 2 является использование методов моделирования принятия решений. Здесь можно выделить целевой, оптимизационный и системный подходы. Целевому подходу свойственно четкое задание целей при конструировании модели. Любое изменение целевых показателей ведет к реконструкции самой модели и требует новых расчетов, что связано с дополнительными затратами. Применение данного подхода наиболее целесообразно в случае необходимости постоянно принимать решения в аналогичных ситуациях с точно заданными целями.

Системный подход связан с построением модели, направленной исключительно на отражение реальности, а не сформулированной системы целей. В результате оценки такой модели и расчетов по ней формируется описание поведения реальной системы, но не оптимальная стратегия действий. Затем выбирается система целей и становится возможным принятие решений с помощью прогнозной информации о поведении системы и сделанных предположений. Возникающие в процессе инвестиционного проектирования изменения целей не приводит к изменению самой модели, и не требуют новых расчетов.

Подход 3 выделяет аналитический и имитационный способы нахождения результирующих показателей по построенной модели. Аналитический способ получения результатов осуществляется непосредственно на основе значений экзогенных переменных. К его преимуществам относится быстрота нахождения решения, к недостаткам - необходимость адаптации поставленной задачи к имеющемуся в распоряжении математическому аппарату и относительная небольшая его "прозрачность". Имитационный способ базируется на пошаговом нахождении значения результирующего показателя за счет проведения многократных опытов с моделью. Основные его преимущества - прозрачность всех расчетов, простота восприятия и оценки результатов анализа проектов всеми участниками процесса планирования. В качестве одного из серьезных недостатков этого способа можно назвать существенные затраты на расчеты, связанные с большим объемом выходной информации.

 

2. Методы управления риском

 

 В ходе разработки  стратегии предприятия концепция  приемлемого риска реализуется  в виде двухстадийного комплекса  процедур «оценки» и «управления  риском».

 Оценка риска - это  совокупность регулярных процедур  анализа риска, идентификации источников  возникновения риска, определения  возможных масштабов последствий  проявления факторов риска и  определения роли каждого источника  в общем профиле риска данного  предприятия. Оценка риска стратегии  предприятия строится на всестороннем (научном, техническом, технологическом, хозяйственном, маркетинговом, социальном  и т.п.) изучении предприятия и  среды его функционирования как  источников риска, анализе внешних  и внутренних факторов риска, составление цепочек развития  событий при действии тех или  иных факторов риска, определении  показателей оценки уровня риска, а также на установлении механизмов  и моделей взаимосвязи показателей  и факторов риска.

 Управление риском  включает в себя разработку  и реализацию экономически обоснованных  для данного предприятия рекомендаций  и мероприятий, направленных на  уменьшение уровня риска до  приемлемого уровня. Управление  риском опирается на результаты  оценки риска, техникотехнологический  и экономический анализ потенциала  и среды функционирования предприятия, действующую и прогнозируемую  нормативную базу хозяйствования, экономико-математические методы, маркетинговые  и другие исследования.

Информация о работе Методы качественной оценки риска