Методы отбора персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение методов отбора персонала в организации.
Задачами данной работы являются:
изучить основные понятия и критерии отбора персонала;
рассмотреть основные методы отбора персонала организации;
проанализировать организацию отбора персонала на примере ООО «Комтек».

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент тема 40.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

«Помимо основной цели интервью - отбора наиболее подходящих для организации лиц, существует и другая цель - реклама. Необходимо внушить собеседнику значимость данной организации. Это требование предъявляется ко всем работникам службы персонала при всех формах и методах отбора персонала. Уже на первых стадиях встреч с людьми важно уделить им должное внимание, чтобы у них создалось благоприятное впечатление о компании» [12, С.24].

Собеседование при приёме на работу делится обычно на три основные части: вступительную, основную и заключительную. Вступительная часть составляет около 15 % времени для создания атмосферы взаимопонимания. Опрос обычно начинается с темы, интересующей обе стороны. При этом нужно стараться ободрять опрашиваемого, избегать отрицательных оценок и критических замечаний, как можно больше проявлять дружелюбие и интерес к личности кандидата. Главная же цель основной части беседы - получение информации для оценки в претенденте качеств, требуемых для данной должности и принятия решения. При этом желательно, чтобы кандидат говорил сам, а интервьюер внимательно слушал. В заключительной части необходимо подвести итоги и разъяснить дальнейший ход приёма на работу . Не следует заканчивать беседу отрицательным решением, о нём человека рекомендуется уведомить позже [13].

Различают интервью формализованные (строго по схеме), слабоформализованные и неформализованные. В ходе любого из них происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Однако эти три вида беседы значительно отличаются по подходам. В ходе беседы формализованного типа проводящий её человек не отклоняется от имеющегося у него стандартного списка вопросов и отмечает ответы кандидата на специальном бланке. Такой подход, как правило, не позволяет получить достаточно широкого представления о заявителе, так как не даёт возможности приспособить ход беседы к ответам претендента.

При проведении беседы слабоформализованного  типа имеются лишь основные вопросы и наряду с ними могут задаваться дополнительные. Этот метод допускает большую гибкость, чем первый, но требует и большей квалификации от проводящего беседу. Хотя для этих бесед и нет специальных макетов, всё же специалистам по подбору рекомендуется определённый перечень вопросов, которые обычно задаются кандидатам (Приложение А). При проведении собеседования по этому типу имеются определённые рекомендации: не рекомендуются комментарии по поводу пола кандидата (если это не связано как-то с выполнением работы), недопустимо задавать вопросы, связанные с расовой принадлежностью, увечьями (как они получены, и насколько они серьёзны), запрещается также требовать рекомендации религиозных организаций.

При неформализованном интервью нужно постараться вызвать кандидата на откровенность и внимательно прислушиваться к его словам. Разговор, как правило, начинается с какого-либо простого вопроса, допустим: «Что в данной работе Вам нравится больше всего?». После того, как он начнёт говорить, следует делать лишь короткие замечания в тех случаях, когда собеседник отклоняется от темы беседы. Одобрительная улыбка и реплики типа «Это очень интересно, продолжайте, пожалуйста» заставляют кандидата продолжать свои высказывания до тех пор, пока у интервьюера не сложатся правильные представления о нём [14, С.202].

В научной литературе рассматриваются также варианты формализованного интервью, такие как метод ситуативного собеседования (Situational Interview), моделирующее собеседование (Patterned Behaviour Description Interview), а также метод разнонаправленного собеседования (Multimodal Interview). Хотя между этими методами существует определенное сходство, основное внимание при каждом подходе сосредоточено на разных аспектах. Например, ситуативное собеседование сосредоточиваются на способности кандидатов представить, каким будет их поведение в данной ситуации. Подход моделирующего собеседования базируется на том, что прошлое поведение может предсказать будущее поведение соискателя. То есть, основное отличие между расстановкой акцентов в ситуативном собеседовании можно сформулировать фразой «Что бы Вы сделали, ЕСЛИ…», а в моделирующем собеседовании — «Что Вы делали, КОГДА…». При проведении разнонаправленного собеседования внимание уделяется и прошлому и будущему кандидата, поскольку задаются и ситуативные и биографические вопросы [15].

К сожалению, существует ряд проблем, снижающих эффективность собеседований как инструмента отбора кадров. Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учёта сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим. Если предыдущий собеседник выглядел особенно плохо, то последующий посредственный кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у проводящих интервью и такая тенденция, как оценка более благоприятно тех кандидатов внешний вид, социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают их собственные.

Тестирование предназначено для того, чтобы получить психологический портрет кандидата, оценить его способности, а также профессиональные знания и навыки. Они позволяют сравнивать кандидатов между собой или с эталонным, то есть идеальным кандидатом. Как правило, тесты разработаны психологами, но, чтобы их использовать, совсем не обязательно быть психологом.

Тесты профессиональных знаний оценивают  объем профессионально важных знаний, имеющихся у кандидата, причем, как технологических, необходимых для выполнения работы, так и знания процессов, обеспечивающих эффективность работы. «В строгом смысле слова такие тесты не являются тестами на выполнение образца работы, поскольку, при этом не требуется демонстрировать поведение, связанное с выполнением работы. Важная особенность и, в связи с этим, сложность использования тестов профессиональных знаний заключается в том, что они должны быть специально предназначены для конкретной должности (и даже ее конкретной разновидности) в конкретной компании» [16, С.43].

Тесты на обучаемость  направлены в первую очередь на выявление  того, насколько кандидат, не имеющий  опыта, способен научиться. Естественно, что данная методика предполагает оценку начинающих специалистов или выпускников вузов и колледжей. Они также разрабатываются строго индивидуально для каждой специальности, исходя из запроса заказчика, учитывая, чему конкретно кандидат будет обучаться.

Также при  отборе персонала применяются два  основных типа психологических тестов — тесты когнитивных способностей (тесты на интеллект) и личностные тесты. Причем, первые используются не только для оценки общего интеллекта, но и его различных составляющих, таких как: пространственное мышление, вычислительные и вербальные способности. Личностные тесты в основном предназначены для выявления склонности людей вести себя в определенных ситуациях определенным образом. Популярными в последнее время стали тесты на определение мотивационной сферы человека (например, методика цветового выбора Макса Люшера, тест Хекхаузена и др.). Это объясняется популяризацией факторной теории личности, которая объясняет актуализацию тех или иных черт личности в зависимости от ведущего мотива. Таким образом, определив, что именно движет человеком, можно предсказать его поведение в различных ситуациях [17, С. 31].

Можно выделить два типа личностных тестов — опросники  и проективные методики. «Сложность проведения первых связана с тем, что они занимают много времени (процедура заполнения теста MMPI укладывается в 1,5-2 часа), а также при повторном заполнении опросников кандидаты «подстраивают» нужные ответы. Проективные тесты устроены по-другому. Они имеют стимульный материал, который может выглядеть как рисунки (тест Розенцвейга, ТАТ), неопределенные объекты (кляксы Роршаха), цвета (тест М.Люшера). Проецируя свое отношение к нему, кандидат рассказывает о себе» [23]. Задачей психолога-диагноста является здесь грамотно интерпретировать полученную информацию.

К наиболее популярным опросникам и тестам, используемым в России относятся:

  1. Психометрические:
  • MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), Миннесотский многопрофильный личностный опросник, был разработан в 1942-1949 годах американскими психологами И. Маккинли и С. Хаттэуэй, изначально применялся для выявления скрытых психических отклонений. В настоящее время запрещен в США для использования при приеме на работу психически здоровых людей. Запрет объясняется вторжением в личные сферы, нарушающие права личности, поскольку интерпретатор может узнать из этого теста много больше, чем предполагает испытуемый. Русскоязычный аналог - СМИЛ (Стандартизованный многофакторный метод исследования личности, под руководством Л. Собчик), адаптированный вариант теста MMPI. Полный вариант состоит из 566 утверждений, на которые следует выбрать ответ «да», «нет», «не знаю».
  • МВТI (Myers-Briggs Type Indicator), Индикатор типов личности Майерс-Бриггс, разработан в 1930-х годах для определения психологических типов и опирается на исследования Юнга. Согласно данной теории, существует 16 личностных типов. МВТI позволяет дать обобщенную характеристику личности по четырем группам факторов: экстраверсия-интроверсия, сенсорность-интуиция, мышление-чувствование, решение-восприятие. Считается, что МВТI нельзя использовать при отборе персонала. Он уместен при формировании команды, для индивидуального коучинга, решения межличностных проблем, при обсуждении перспектив карьерного роста.
        1. Личностные:
  • CPI (California Psychological Inventory), Калифорнийский личностный опросник, показывает проекцию личностных особенностей на социальное поведение. Автор - Г. Гаух (H. G. Gough), русскоязычная версия в переводе Н. Графининой. Разработан на основе MMPI, изначально создавался как инструмент для диагностики психически нормальных людей. Содержит 480 заданий, на каждое из которых тестируемый должен дать ответ «верно» или «неверно».
  • OPQ (Occupational Personality Questionnaire), Профессиональный личностный опросник, разработан компанией SHL, предлагается на русском языке, измеряет личность по 30 различным шкалам. По итогам теста выдается отчет по менеджерским компетенциям (планирование и организованность, решительность, коммуникация, лидерство, гибкость, устойчивость, мотивированность и пр.) и по стилям поведения (влияние, независимость, уверенность в себе, пунктуальность, соревновательность, эмоциональный контроль и пр.) Содержит 90 вопросов, на каждое из утверждений дается четыре варианта ответа, тестируемый должен выбрать наиболее и наименее подходящий вариант [18].

Сегодня тестирование - неотъемлемая часть работы по отбору персонала. В России на данный момент отечественных тестовых методик практически нет, так как они долго считались идеологически чуждыми. Используются в основном западные методики, однако здесь имеются определённые сложности, связанные не только с языковыми отличиями, но главным образом, с социокультурными несоответствиями .

Assessment Center представляет собой «комплекс упражнений, ролевых и деловых игр, кейсов и других методов оценки, который позволяет оценить индивидуально-личностные особенности, мотиваторы и ценностные факторы, конкретные навыки, особенности группового взаимодействия и лидерства, а также дополнительные значимые факторы» [11]. Рост популярности Assessment Center в последнее время можно объяснить тем, что используемые в рамках этой технологии разнообразные методы оценки и участие нескольких экспертов помогают создать достаточно всестороннее и объективное представление о кандидате, которое в других случаях невозможно получить. Кроме того, Assessment Center используется не только для оценки персонала при подборе, но и внутренней аттестации работающего персонала. Оценивание кандидатов обычно проводится в группах 6-10 человек, в нем принимает участие команда наблюдателей и экспертов. Процедура проходит в течение двух-трех дней и в этом случае кандидатам сложно «блефовать» или притворяться. Assessment Center может эффективно использоваться для должностей среднего звена, но в силу высокой стоимости, как правило, используются для оценки топ-персонала, фактически для выявления управленческого потенциала кандидата.

Также существует ряд альтернативных методов, используемых при отборе персонала. Ярким примером здесь являются астрология, графология, физиогномика.

Положительные и отрицательные  стороны существующих методов отбора персонала приведены в таблице 2 [19, С. 319].

Таблица 2 - Методы отбора персонала: за и против

Методы отбора персонала

За

Против

Тесты способностей

Позволяют успешно прогнозировать эффективность работы в широком спектре видов деятельности;

Обычно легки и недороги в  администрировании

Их использование может вызвать негативный отклик;

Тесты физических способностей могут быть дорогими в разработке и администрировании

Квалификационные 

тесты

Имеют относительно высокую валидность;

Вызывают меньший негативный отклик, чем тесты способностей

Письменные тесты на знание работы могут вызывать негативный отклик;

Могут быть дорогими в разработке и администрировании

Биографические опросники

Присутствуют определенные свидетельства  валидности;

Легкое и недорогое администрирование;

Может помочь уменьшить негативный отклик, порождаемый другими тестами и процедурами

Возможны опасения относительно конфиденциальности;

Возможно получение ложной информации (информацию необходимо проверять)

Интервью с работодателем

Структурированные интервью, основанные на анализе работы, могут иметь высокую валидность;

Позволяет уменьшить негативный отклик, вызываемый другими тестами;

Структурированные интервью обычно имеют нужные показатели валидности

Для того, чтобы интервью давало качественные результаты, интервьюер должен обладать отличными навыками проведения интервью

Личностные опросники

Обычно не вызывают негативного отклика;

Некоторые из них обладаю предсказательной силой в отношении конкретных ситуаций;

Могут уменьшить негативный отклик, вызываемый другими тестами и  процедурами;

Легки и недороги а администрировании

Нужно различать клинические и профессионально ориентированные опросники;

Возможно получение социально  желательных ответов;

Проблема конфиденциальности (использовать только в составе батареи методик)

Проверка рекомендаций и характеристик

Могут использоваться для проверки информации, предоставленной кандидатом;

Способствует предоставлению кандидатами более точной информации

Отзывы почти всегда положительны; они обычно не позволяют дифференцировать хороших и плохих работников

Assessment Center

Позволяет успешно оценивать эффективность работы или обучения, управленческий потенциал и лидерские навыки;

Целостный подход к оценке персонала

Дорогие в разработке и администрировании;

Требуется специальный тренинг для ассессоров

Информация о работе Методы отбора персонала в организации