Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методов отбора персонала в организации.
Задачами данной работы являются:
изучить основные понятия и критерии отбора персонала;
рассмотреть основные методы отбора персонала организации;
проанализировать организацию отбора персонала на примере ООО «Комтек».
Таким образом, в ходе анализа методов отбора персонала было выявлено, что:
ООО «Комтек» зарегистрировано в 2003 г. в г. Новосибирск, в 2005 г. был открыт Приморский филиал этой компании. Общее количество персонала Приморского филиала составляет 100 человек. Основное направление деятельности компании – розничная торговля компьютерной и офисной техникой. На сегодняшний день ООО «Комтек» имеет 4 магазина, расположенных в г. Владивосток. Компания имеет линейную структуру, которая представлена на рисунке 1.
КО – коммерческий отдел; ОЛ – отдел логистики; АХО - административно-хозяйственный отдел; СБ – служба безопасности; ОК – отдел кадров; М – магазин
Рисунок 1 - Структура ООО «Комтек»
В период 2005-2008 гг. ООО «Комтек» является давно и стабильно работающим, имеющим постоянных клиентов предприятием. Система отбора персонала разработана и регламентирована с помощью Положения о подборе персонала, в котором в первую очередь определены цели, источники и методы подбора персонала в компании. По итогам 2006 г. и результатам кадрового планирования на 2007 г. руководством принято решение об открытии нового магазина и в первую очередь приеме на работу директора этого магазина.
Подбором персонала в ООО «Комтек» занимается менеджер по персоналу при непосредственном участии руководителей подразделений. Ими совместно определяются ключевые критерии для конкретных должностей, а также составляется профиль должности, на основании которого подается рекламное объявление в СМИ и производится поиск и отбор персонала.
Схема отбора кандидатов на должность директоров магазинов в ООО «Комтек» в первую очередь включает в себя определение ключевых критериев для данной должности. Критерии для директоров разрабатываются менеджером по персоналу компании и коммерческим директором компании.
Критерии оценки директоров магазинов, соответствующие корпоративной модели компетенций, представляют собой:
Для того чтобы найти наиболее подходящую кандидатуру на должность директора менеджеру по персоналу пришлось обработать около полутора сотен резюме. В результате было отобрано около тридцати наиболее подходящих резюме от претендентов с высшим образованием (в основном, в области информационных технологий), а также с опытом работы в области торговли и необходимым управленческим опытом от трех лет. С учетом того, какие качества претендентов требовалось оценить, был определен план отбора и оценки кандидатов (таблица 3), тестов и деловых игр, через которые должны были пройти те, кто изъявил желание участвовать в конкурсе.
Таблица 3 – План отбора и оценки кандидатов
Метод отбора |
Срок длительности |
Кем проводится |
Количество изначально |
Количество по окончанию |
Традиционное предварительное интервью |
3 дня |
ОК |
30 человек |
15 человек |
Проверка рекомендаций |
2 дня |
СБ |
15 человек |
12 человек |
Личностные тесты |
2 дня |
ОК |
12 человек |
8 человек |
Профессиональные тесты |
1 день |
ОК, КО |
8 человек |
4 человека |
Интервью по компетенциям |
1 день |
Директор, ОК |
4 человека |
1 человек |
Как видно из приведенной таблицы, предварительное интервью проводит менеджер по персоналу. При проведении традиционного предварительного интервью как правило используется метод слабоформализованного интервью, в ходе которого делаются отметки в специальном бланке (Приложение Б).
Далее на основе этого бланка, а
также специальной формы
Следующим методом отбора, применяемого в компании, является проверка рекомендаций на предмет законопослушности и соответствия должности. Этот этап выполняется работниками службы безопасности.
На следующем этапе оставшиеся кандидаты проходят психометрическое тестирование. Для подбора кандидатов на должности руководителей в компании принято проведение следующих тестов:
Также в компании принят так называемый нетрадиционный метод отбора персонала – применение метода соционики - науки, изучающая процесс переработки информации из окружающего мира психикой человека. Остановимся на этом методе чуть более подробно.
Согласно соционической
Карл Густав Юнг в своем учении
о психологических типах
Каждому типу в соционике были присвоены названия, исходя из того, какая известная личность или персонаж более всего похожи на представителя данного ТИМ по своему поведению. Название типа сокращенно представляют в виде трех букв, соответствующих соционическим признакам в модели типа. Так, появилось разделение людей на Штирлицев, Габенов, Робеспьеров и т. п.
Люди, относящиеся к одному и тому же ТИМу, демонстрируют достаточно типичное поведение в тех или иных условиях, при принятии тех или иных решений, а также руководствуются одинаковыми мотивами при решении определенных задач. Методы соционики, возникшей на стыке психологии и информатики, позволяют получить прогнозы поведения того или иного человека и взаимодействия его с определенными представителями других типов. В соответствии с этим для каждого типа можно составить свои рекомендации, как в области профессионального взаимодействия, так и в сфере личных интересов.
Основной процедурой отбора на основе соционики является соционическое типирование или иначе определение соционического типа сотрудника. Некоторые специалисты называют эту процедуру социоанализом. Существует несколько способов типирования людей: тестирование по различным тестам, интервьюирование, наблюдение за поведением и физиогномика.
Для соционического тестирования используются такие тесты, как известный опросник MBTI, тест БУНС и др. Есть вариант тестирования, при котором используется оценка семантического дифференциала, т. е. по тексту или рассказу типируемого на основе употребленных слов, фраз, почерка и сюжетной линии делается заключение о том или ином социотипе. Следует заметить, что типирование по тестам не всегда дает точную картину. Надежность этого метода можно обозначить как 50/50.
Наблюдение за поведением основывается на оценке характера жестов и движений. Например, резкие порывистые движения характерны для интуитов. Сенсорики любят занять все свободное пространство вокруг себя и, как правило, смело располагаются в незнакомой обстановке. Для более точной диагностики типа требуются определенный опыт, наблюдательность и внимание со стороны типирующего специалиста. Этот метод скорее стоит использовать как вспомогательный, нежели как панацею. Для использования в соционической диагностике метода физиогномики типирующему необходим большой опыт, поскольку он должен знать, какие черты лица и мимика характерны для представителей тех или иных социотипов. На сегодняшний день уже накоплена определенная статистика изображений лиц и видеоматериалов, но и этот метод не стопроцентен.
Метод интервью позволяет с большей точностью определить соционический тип сотрудников. В ходе интервью задается ряд вопросов, направленных на выявление вида функций в модели информационного метаболизма. Набор вопросов зависит от предпочтения специалистов. Среди них встречаются такие, как «Любите ли вы готовить?», «Часто ли вы опаздываете на работу?» и др. Метод интервью довольно субъективен и его результативность зависит от социотипа самого специалиста, проводящего диагностику, и от его опыта. Есть еще один метод соционической диагностики — назовем его сравнительный, который основан на сравнении поведения сотрудника с описанием типов в литературе. Наиболее эффективным справедливо считается сочетание всех перечисленных способов. Еще одним вариантом, позволяющим сделать выявление типа более надежным, является проведение процесса типирования совместно несколькими людьми, дополняющими друг друга по типу.
Соционическому типированию можно научиться, причем как самостоятельно, так и на специальных курсах. Поэтому этот метод с каждым годам становится известен все более широкому кругу специалистов.
Что же дает использование соционики при подборе персонала:
Надо отметить, что соискатели относятся к соционическому интервью или тестам положительно, особенно, когда после прохождения собеседования, им предлагают описание собственного типа и подробно рассказывают о соционике, дают рекомендации. Само интервью занимает не более 30 минут и включает в себя ряд вопросов, которые используются также и в традиционном собеседовании, например, в биографическом интервью (Кем вы мечтали стать, когда заканчивали школу? Стали? Почему?). Они могут быть совершенно не связаны с работой, но при этом не носят какой-то интимной направленности (например, опишите, пожалуйста, пляж курорта, на котором вы недавно отдыхали). Зато, зная социотип, принимаемого кандидата, можно прогнозировать его поведение в рабочих ситуациях, отношения в коллективе, узнать «где у него кнопка для мотивации». В 90 % из 100 % это срабатывает. Оставшиеся 10 % обычно относят на ошибки в типировании кандидатов.
Однако главное при этом — не забывать, что на личность каждого человека влияют его воспитание и окружение. Поэтому говорить о стопроцентном совпадении описания социотипа с личностью человека, а тем более о том, что человек определенного типа никогда не сможет хорошо выполнять ту или иную работу, чем грешат многие специалисты по соционике, нельзя. Эффективность использования соционики в подборе персонала можно гарантировать не более, чем на 80 %. И безусловно, соционическое типирование не должно стать основным при подборе. Оно должно использоваться в совокупности с различными традиционными методами отбора персонала [15].
Оставшиеся участники проходят ряд профессиональных тестов, которые оцениваются и анализируются менеджером по персоналу, руководителем коммерческого отдела и его заместителями по развитию. Ниже перечислены деловые игры и методы групповой работы, которые использовались в качестве оценки профессиональных способностей.
Выполнение управленческих действий. На выполнение задания отводится 2 часа. За это время каждый оцениваемый должен ознакомиться с пакетом инструкций, деловых бумаг, приказов и т.п. и подготовить ответы на письма, распоряжения, планы действий по ним. По завершении работы с оцениваемым проводится развернутое интервью с целью выявления у него организаторских способностей.