Методы повышения эффективности управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности управления, работы, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм управления производством, активизации предпринимательства и т.д. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание

1. Введение
2. Глава 1.
1.1 Финансово-экономическое состояние предприятий
1.2 Методы повышения эффективности управления
3. Глава 2.
2.1 Повышение эффективности работы, как задачи менеджмента
2.2 Повышение эффективности работы, как задачи предприятия
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по УР.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

Каким бы не был избранный  критерий, эффективность управления в динамике характеризует рост организаций, т.е. изменение границ между организациями  и между организациями и рынком.

Желание добиться успеха (эффективности  управления) характерно для всех субъектов  деятельности.

Основными составляющими  эффективности управления организации  являются :

. практическая реализация  управленческих решений;

. результативность и эффективность  организации;

. необходимость ситуационного  подхода;

. производительность;

. выживание организации;

. обобщение;

Обобщающим показателем  эффективности управления можно  считать стоимость бизнеса и  ее динамику.

В условиях рыночной экономики  предприятие нуждается в решении  задач управления на качественно  новом уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка  и быстро меняющуюся экономическую  ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации  процессов управления.

Эффективное управление предприятием предполагает комплексное решение  ряда задач, среди которых можно  выделить:

· управление финансами;

· управление производством;

· управление сбытом и снабжением;

· управление внутренними  службами;

· управление кадрами.

Эффективность управления предприятием количественно может быть охарактеризована с помощью ряда показателей, перечень которых определяется характером деятельности предприятия и приоритетными  целями его развития. Среди показателей эффективности управления можно выделить показатели деловой активности (многочисленные коэффициенты оборачиваемости), показатели рентабельности, показатели эффективности инвестиционных проектов и др.

Метод управления -- это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равно-весия.

Можно выделить следующие  методы эффективного управления:

-- социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

-- экономические, обусловленные экономическими стимулами;

-- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

-- самоуправление как разновидность саморегулирования соци-альной системы.

В более общем виде все  методы управляющего воздействия можно  разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный ас-пект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, эконо-мических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются ком-бинации основных методов.

По содержанию методы социального  управления отражают тре-бования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т. д.

Социальные методы управления связаны со способами достиже-ния социальных целей общества не только экономическими, орга-низационно-административными способами мотивации челове-ческого поведения, но и непосредственно: через постановку соци-альных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его от-дельных структур, управленцев, в первую очередь. Являясь основ-ными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защи-щенностью, качеством социального воздействия, чувством социаль-ной сопричастности к делам фирмы и т. п.

Социальные методы включают широкий спектр методов соци-ального нормирования, социального регулирования, морального стиму-лирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различ-ных социальных норм. Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нор-мирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воз-действия. Методы социального регулирования используются для упо-рядочения социальных отношений путем выявления и регули-рования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных по-требностей.

Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

Социальные методы управления включают в себя социально-психологические  способы и приемы воздействий  на процесс фор-мирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социаль-но-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, лич-ности с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотно-шений и социальных потребностей и др. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целя-ми применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности кол-лективов.

Психологические методы управления направлены на регулирова-ние отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отноше-ния между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологи-ческого воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т. д. Методы профес-сионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В целом к социальным и  психологическим методам относятся  способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процес-сы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понима-ется экономический расчет, основанный на сознательном исполь-зовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников.

Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника  в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатывае-мых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование ба-зируется на следующих основных принципах:

-- взаимосвязь и согласованность  целей экономического стимулирования  с целями развития организации;

-- дифференциация экономического  стимулирования, направ-ленная на реализацию необходимых изменений в структуре произ-водства;

-- сочетание экономического  стимулирования с другими мето-дами мотивации;

-- сочетание экономического  стимулирования с экономиче-скими санкциями, предусматривающими материальную ответствен-ность организаций и отдельных работников.

Организационно-административные методы базируются на вла-сти, дисциплине и ответственности. Организационно-администра-тивное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

-- прямое административное  указание, которое имеет обяза-тельный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

-- установление правил, регулирующих  деятельность подчи-ненных (нормативное регулирование), выработка стандартных про-цедур административного воздействия;

-- разработка и внедрение  рекомендаций по организации  и совершенствованию тех или  иных процессов, подвергаемых  организационно-административному  воздействию;

-- контроль и надзор  за деятельностью организаций  и отдель-ных работников.

Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство  и оперативное вмешательство в процесс управления в целях коор-динации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.

В целом объективной основой  использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления -- функция организации, задача организационно-адми-нистративной деятельности состоит в координации действий подчи-ненных. Нередко, и справедливо, критикуются попытки абсолю-тизации административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обес-печивает четкость, дисциплинированность и порядок работы. Важ-но определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных, экономических и социальных методов.

Подход, согласно которому сфера  воздействия экономических методов  расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов  управления, нельзя признать правомер-ным ни с научной, ни с практической точки зрения. Органи-зационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие  на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему  административных средств поддержа-ния трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить орга-низационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламен-тируются правовыми актами трудового и хозяйственного законода-тельства, социального регулирования.

В рамках организации возможны такие формы проявления организационно-административных методов:

1) обязательное предписание  (приказ, запрет и т. п.);

2) согласительные меры (консультации, компромиссы);

3) рекомендации, пожелания  (совет, разъяснение, предложение,  общение и т. п.).

Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоря-жений и указаний: их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой опре-деленные взыскания. Это методы преимущественно принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

Одной из главных задач  современной системы управления является создание наиболее благоприятных  условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благода-ря использованию разных методов управляющего воздействия, рас-ширяющих права и ответственность разных субъектов самоуп-равления.

Самоуправление предстает  как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта  управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации  управления, когда каж-дый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработ-ка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределе-ние по труду, то есть осуществляющих ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъ-ектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом «снизу». Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те направления и способы его дальнейшего развития и углубления, которые могут быть распространены и на более «высокие» ступени управления. Преобразование хозяйственного механизма организации объек-тивно предполагает демократизацию управления (самоуправление). Сегодня решать вопросы повышения эффективности управления можно только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участ-никами управления производственными и социальными процессами. Новый хозяйственный механизм предусматривает высокую степень децентрализации управления, является гарантом становления и раз-вития самоуправления на разных уровнях социальной организации. При этом самоуправление рассматривается не как антипод управления, а как реальное средство вовлечения в управленческую деятельность не только большого числа работников, но и всех уровней управле-ния.

Информация о работе Методы повышения эффективности управленческих решений