Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 10:32, контрольная работа
Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.
Базовым методом сбора информации является наблюдение осуществляемого на основе регистрации и фиксации первичных данных систем управления.
Введение…………………………………………………………………….3
Методы сбора информации. Основные понятия. Виды сбора информации. Источники информации…………………………………..4
Методы сбора информации, используемые на каждой из стадий исследования………………………………………………………………15
Изучение нескольких методов сбора информации на примере метода творческих совещаний и метода изучения документации…………….17
Список использованной литературы……………………………………23
К преимуществам кабинетных исследований относятся быстрота и относительная дешевизна, возможность мониторинга основных рыночных тенденций, динамического изменения различных объектов, возможность получения данных, которые фирма не в состоянии собрать самостоятельно. Использование нескольких источников позволяет сопоставить данные и выявить разные подходы к решению проблемы. К недостаткам кабинетных исследований относятся затрудненность проверки достоверности и надежности информации, полученной из вторичных источников, низкая релевантность информации, высокий риск ее устаревания, неполноты, противоречивости и несопоставимости. В силу возможной фрагментарности информации – длительность процесса сбора данных. Более детальная характеристика кабинетных исследований изложена в следующих главах.
Опрос — это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого – либо объекта.
К опросу чаще всего обращаются в случаях, когда респондент является необходимым, а иногда и единственным источником информации об изучаемых явлениях и процессах, например, когда необходимо выяснить причины наблюдаемого поведения, получить пояснения о предпочитаемых образцах поведения, выявить отношение к чему-либо или кому-либо, изучить интересы, потребности.
Респондент — это обследуемое лицо, субъект, отвечающий на вопросы.
Как и любой метод сбора
маркетинговой информации, опрос имеет
свои достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести:
• возможность выявить
суждения, мысли, идеи, мотивацию, привычки;
•гибкость формы поведения;
•возможность статистической обработки результатов.
К недостаткам относят:
• субъективность полученной информации, т.е. информация отражает реальность через призму сознания респондентов;
• зависимость качества информации от орудий исследования;
• зависимость от желания
респондентов высказывать свое мнение.
В практике маркетинговых исследований различают множество форм проведения опроса:
Многие формы опроса сочетают несколько классификационных признаков, например, качественные опросы имеют, как правило, слабоструктурированную, свободную форму и проводятся при личном контакте с респондентом или респондентами.
Термин «интервью», как правило, обозначает проведение опроса при личном контакте с респондентом. Между тем можно встретить в некоторых источниках равнозначность терминов «интервью» и «опрос» (термины рассматриваются как синонимы).
Формы опроса:
По виду преследуемой цели:
- Качественные опросы — исследования, ориентированные на выявление качественных характеристик изучаемого объекта.
- Количественные
опросы — исследования, ориентированные
на обоснование характеристик
изучаемого объекта с позиции
статистически значимых
По известности респонденту истинной цели исследования:
- Прямые опросы — исследования, при которых респондентам говорят о цели исследования, либо она становится очевидной из задаваемых вопросов.
- Косвенные опросы
— исследования, при которых от
респондентов скрываются
По типу опрашиваемого субъекта:
- Экспертные опросы — исследования, в ходе которых опрашиваются эксперты, специалисты в изучаемой области.
- Потребительские
опросы — исследования, в ходе
которых опрашиваются
По частоте проведения:
- Однократные опросы
— исследование проводится
- Многоразовые опросы
— сбор информации по проблеме
исследования многократно
По количеству лиц, участвующих в опросе одновременно:
- Индивидуальные опросы — исследования, в ходе которых опрашивается каждый респондент индивидуально.
- Групповые опросы
— исследования, в ходе которых
опрашивается одновременно
По степени стандартизации:
- Структурированные
опросы — исследования, в ходе
которых жестко задается
- Свободные опросы
— исследования, в ходе которых
не используется жестко
По способу сбора данных:
- Устные опросы — исследования, в ходе которых респондент устно отвечает на вопросы.
- Письменные опросы
— исследования, в ходе которых
респондент отвечает на
По способу связи с респондентами:
- Телефонные опросы — исследования, в ходе которых респонденты опрашиваются по телефону.
- Почтовые опросы
— исследования, в ходе которых
вопросы рассылаются
- Личные опросы
— исследования, в ходе которых
вопросы задаются респонденту
интервьюером при личном
Термин «анкетирование» чаще всего означает проведение структурированного (с помощью анкеты) количественного опроса. Анкетирование обычно связывается с проведением почтовых опросов или с ситуациями письменного опроса, когда респонденту предлагается лично заполнить анкету (очевидно, что почтовый опрос тоже является письменным). Однако сам термин «анкета» часто заменяет более широкое понятие «форма опроса» и обозначает любой перечень вопросов, которые задаются респонденту.
При проведении работ по исследованию, созданию и совершенствованию систем управления используется самый широкий спектр методов, объективно позволяющих достичь поставленные задачи.
Методы, наиболее широко используемые на каждой стадии исследования систем управления представлены в нижеприведенной таблице.
Таблица №1
Подготовительная |
стадия |
Методы сбора информации и предварительного обследования |
Методы детального анализа |
Творческие совещания |
«Мозговой штурм» (обмен мнениями, комиссия, творческие совещания) |
Активное наблюдение в течение рабочего дня |
Анализ взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессивного, балансового и др.) |
Анализ проблем |
Анализ проблем |
Аналогий |
Аналитически расчетный |
Анкетирование |
Аналогий |
Беседа |
Анкетирование |
Гипотетико-дедуктивный |
Аудит метод |
Главный компонент |
Балансовый |
Дедукция и индукция |
Беседа |
Декомпозиция и композиция |
Блочный |
Дельфи |
Восхождение от абстрактного к конкретному |
Измерение (социологическое, техническое, экономическое) |
Гипотетико-дедуктивный |
Изучение документов |
Метод главных компонентов |
Интервьюирование |
Дедукция и индукция |
Консультационный |
Декомпозиция и композиция |
Наблюдение (активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня, самообследование) |
Дельфи |
Нормативный |
Динамический |
Обучение способами исследования работников |
Дифференциальный, комплексный, комбинационный |
Измерение (социологическое, техническое, экономическое) | |
Изучение документации и информационных материалов
| |
Индексный | |
Интервьюирование | |
Консультационный | |
Корреляционный и регрессионный | |
Матричный |
Безусловно, приведенный перечень используемых на том или ином этапе исследования методов является далеко не полным, так как в реально проводимых аналогичного рода работах может применяться значительно большее число различных способов и их сочетаний.
В исследовании систем управления широко используются различные методы творческого характера типа творческих совещаний. Наиболее распространенными, в частности, является метод творческого коллективного обсуждения.
Особенность этого метода состоит в том, что в ходе совещания запрещается их критика. Оценка идей, выдвинутых во время совещаний, проводится обычно не на совещании, а в ходе их экспертизы.
В исследовании систем управления могут использоваться деловые игры, конференции идей (где допускается критика в доброжелательной форме, идеи реализуются в рамках специально проводимой технологии их презентации), обмен мнениями, комиссии и др.
Методы творческих совещаний, как правило, предусматривают коллективное обсуждение поставленных задач группой специалистов. При этом каждый из методов во многом предполагает использование творческого потенциала участников, включающих применение различного рода фантазий, аналогий и т.п. Вместе с тем при проведении сознательного целенаправленного исследования использование этих методов основывается на соединении творческого коллективного и индивидуального потенциала с неосознанными интуитивными способностями участников процесса. Основная цель методов творческих совещаний — выявление возможно большего числа вариантов решения поставленных задач.
Ряд методов творческих совещаний могут служить для выработки каких-либо решений и идей, а некоторые остаются только исходной базой для дальнейшей их проработки. При использовании коллективных методов типа творческих совещаний или их разновидностей внимание на авторстве идей, решений и т.п., как правило, не акцентируют.
Методы творческих совещаний следует использовать для поиска новых решений выполнения тех или иных задач, особенно оригинальных, существенно отличающихся от известных в теории и практике. Для того чтобы используемые методы были эффективными, их необходимо готовить и проводить в жизнь по специальным правилам.
Сущность метод творческого коллективного обсуждения заключается в коллективном обсуждении решаемой проблемы группой специалистов на совещании, где идеи, высказанные одним из участников, вызывают возникновение множества новых идей у других участников, которые, в свою очередь, порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей (т.е. чем больше идей — тем лучше). Несмотря на незначительную продолжительность обсуждения (обычно это в пределах 1 ч) проведение таких совещаний требует серьезной подготовки.
В частности, на совещание приглашаются заранее отобранные специалисты в количестве 4—15 человек, знающие рассматриваемую проблему. Они за несколько дней оповещаются о начале совещания и проблеме обсуждения. К совещанию готовят материалы и технические средства, необходимые для обсуждения идей.
Руководитель совещания обеспечивает максимально благоприятные условия для работы и организованное проведение обсуждения проблемы, следит за распорядком дня, поддерживает непринужденную творческую, доброжелательную атмосферу, направляя работу на выявление новых идей решения проблемы. При этом он должен организовать фиксацию высказанных идей.
Такие совещания-обсуждения проводятся тогда, когда необходимо в короткий промежуток времени выработать эффективные решения, которые основывались бы на базе новых идей.
Также к одному из базовых методов позволяющих получать фактическую информацию относят метод изучения документации, который сравнительно часто используют в практической исследовательской деятельности.
Метод изучения документации - метод сбора данных, основанный на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее на предприятии.
Целью метода изучения документации является изучение и формализация информационных процессов.
Для обследования входящих и исходящих документов применимы метод инвентаризации и метод типических групп.
Перечень источников информации о системе управления:
Всю информацию о системе управления (СУ) можно подразделить на два вида:
Основой нормативно-правовой, отчетной и информационной документации служат: