Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:42, реферат
Целью данной работы является рассмотрение основных понятий, показателей и сущности методов и функций управления.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить классификацию методов управления;
- изучить функции управления;
Введение .
1. Методы управления
1.1. Классификация методов управления
2. Функции управления
2.1. Функция планирования
2.2. Функция организации
2.3. Функция мотивации
2.4. Функция контроля
3. Делегирование полномочий
4. Централизованные и децентрализованные организации
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных – моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияние на план. [1]
С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать.
2.2. Функция организация
Она состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условий ее функционирования. Это – процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.
Цель планирования - это
разрешить неопределенность. Тем
не менее, скол бы важным ни было планирование
– это только начало. Организация,
имеющая большое количество разных
планов и не имеющая цельной схемы
структуры претворения их в жизнь,
обречена на неуспех. Дело в том, что
функции планирования и организации
тесно связаны между собой. В
некотором смысле планирование и
организация объединяются. Планирование
готовит сцену для того, чтобы
реализовать цели организации, а
организация как функция
Поскольку концепция организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них.
Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технология и персонала. Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем самым достичь свих целей.
Как видно, вне зависимости от типов и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функций организации:
- определение и детализация
целей фирмы, которые были
- определение видов
- поручение различных
задач индивидуумам и
- координация различных
видов деятельности, порученных
каждой группе, посредством установления
рабочих взаимоотношений,
Таким образом, организация – это вторая функция управления. Из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используются два:
- Организация – это
структура системы в идее
- Организация – это
процесс, посредством которого
создается и сохраняется
2.3. Функция мотивации
Существует большое количество теорий и принципов построения эффективной системы мотивации. Выделим прежде всего те, которые помогают понять и практически решить проблем творческой, инициативной работы персонала по решению текущих и стратегических задач поддержания и развития конкурентоспособности предприятия.
Теория иерархии потребностей (А. Маслоу) утверждает, что удовлетворение потребностей человека происходит в определенной последовательности. Практически это означает необходимость знать величину зарплаты, обеспечивающей для конкретной местности минимально необходимый уровень удовлетворения физиологических потребностей (еда, одежда, жилье, образование детей, здоровье) и обеспечить возможность ее зарабатывания для всех ключевых работников предприятия. Только в этом случае можно говорить о подключении других инструментов мотивации, обеспечивающих лояльность персонала фирме и проявление инициативы на рабочем месте.
Внешние и внутренние факторы мотивации выделенные Ф. Герцбергом, предполагают разную природу побуждения проявления инициативы работника. Побуждения выполнить работу лучше, результативней может быть задано извне под влиянием внешних факторов (административное воздействие, зарплата, дополнительные льготы, продвижение по службе, условия труда, отношение коллег и начальника) или же исходить от самого человека при наличии у него внутренних векторов мотивации (удовлетворенность содержанием работы, чувство ответственности за результат, при делегировании, стремление к карьере и профессиональному росту, чувство собственника, хозяина при само отождествлении с результатом работы). Первая группа факторов мотивации достаточно эффективно действует, когда работа хорошо структурирована и требуется ее четкое исполнение. При необходимости максимально задействовать способности человека, его творческий потенциал более эффективная по своей природе вторая группа факторов. Только идущее изнутри человека желание способно побудить его творчески относиться к делу, даже выходя за рамки имеющихся инструкций. Особенно внутренняя мотивация важна для должностей, где заранее трудно или невозможно определить процедуру получения результата, а зачастую — и сам результат. [5]
Теория удовлетворения ожидания (К. Левин) исходит из предпосылки соблюдения трех условий:
усилия = результат;
усилия = поощрение;
валентность вознаграждения.
Первое условие означает, что человек, выполняя работу, хотел бы ощущать ее значимость, т.е. следует всячески подчеркивать важность результата работы для успеха фирмы, даже если речь идет о должности уборщицы или швейцара. Это стоит недорого, но во многом определяет внутреннее отношение к работе.
Второе условие требует
соблюдения прямой зависимости между
достигнутым результатом и
Третье условие говорит о валентности (значимости) величины вознаграждения для человека. Значимость — ощущение субъективное и, как правило, определяется на основе сравнения, во-первых, с некоторой базовой величиной, во-вторых, с другими ценностными категориями.
Теория справедливости вознаграждения
(С. Адаме) основывается на сравнительной
оценке результатов труда и
С точки зрения определения практических инструментов мотивации важной является подразделение мотивации на текущую, стабилизирующую и долгосрочную. Наиболее перспективным и эффективным с позиции современной теории и практики является действие долговременных факторов мотивации, для достижения которых требуется длительный период времени.
Стабилизирующие виды мотивации прямо не влияют на качество и результат труда. Они прежде всего помогают удержать квалифицированный персонал, снизить текучесть кадров. Однако для эффективного управления в организации недостаточно только мотивации, основанной на интересах человека как индивида. Большое значение имеют поведенческие аспекты мотивации, зависящие от принятых на фирме групповых норм и правил поведения, образующих культуру организации. К поведенческим аспектам мотивации можно отнести такие факторы, как завоевание и сохранение собственного имиджа, признание заслуг, лидерство, атмосферу в коллективе. Данные факторы по своему характеру воздействия относятся к долгосрочной мотивации. [1]
Все перечисленные теории и формы мотивации основываются на материальной и нематериальной составляющих. Значимость составляющих для формирования механизмов эффективной мотивации чрезвычайно важна.
2.4. Функция контроля
Итак, составлен план
организации, создана ее
В самом общем виде
контроль означает процесс
Некоторые организации создали
целые системы контроля. Их функции
состоят в посредничестве между
планами и деятельностью, т.е. система
контроля обеспечивает обратную связь
между ожиданиями, определенными
первоначальными планами
Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента.
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии: Эффективность контроля, эффект влияния на людей, выполнение задач контроля, определение границ контроля.
Различают следующие виды контроля:
1. Предварительный контроль.
Он осуществляется до
В процессе предварительного
контроля можно выявить и
Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке.
Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.
2. Текущий контроль. Он
осуществляется в ходе
Для того чтобы
осуществить текущий контроль, аппарату
управления необходима
3. Заключительный контроль.
Цель такого контроля - помочь
предотвратить ошибки в
Хотя заключительный
контроль осуществляется
Контроль хотя и
важен, но может быть весьма
дорогостоящим. Поэтому
Функция контроля
не является конечным пунктом
всего процесса управления
3. Делегирование полномочий
Под делегированием понимается
возложение руководителем части
своей ответственности и
O Преобразовать проблему в целевые задачи и поручить их решение сотрудникам;
O Передать полномочия тем сотрудникам, чьи знания и опыт необходимы для выполнения поставленных задач;
O Разъяснить сотруднику его обязанности, вытекающие из определенного для него задания;
O Систематически контролировать работу сотрудников.
Делегирование должно производиться с учетом способностей и мотивов сотрудников. В ряде случаев делегирование может выступать как форма поощрения растущей компетентности. Делегирование дает возможность активизировать знания и умения сотрудников, их творческий потенциал. За счет делегирования начальник может освободиться от текущих мелких задач.
В рамках процесса делегирования различают три метода контроля:
- Проверка конечных результатов работы сотрудников
- Контроль важных промежуточных
пунктов, когда конечный