Методы управления в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:01, контрольная работа

Краткое описание

Введение
Актуальность темы обусловлена организационно-экономической перестройкой народного хозяйства, которая коренным образом сказывается на работе предприятий. Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность непрерывно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Метод управления………….…………………………………………………...5
Административные методы управления..…………………………………….9
Социально-психологические методы управления…….……………………...13
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 47.84 Кб (Скачать файл)

Московский  энергетический институт

(технический  университет)

 

Институт  технологий экономики и предпринимательства

 

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Менеджмент»

на тему: «Методы управления в менеджменте»

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ИМЭ-51-12

                        Есимбекова А.Б.

Проверила: Еркешева З.Д.

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Метод управления………….…………………………………………………...5

Административные  методы управления..…………………………………….9

Социально-психологические методы управления…….……………………...13

Заключение……………………………………………………………………...18

Список литературы……………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Актуальность темы обусловлена организационно-экономической перестройкой народного хозяйства, которая коренным образом сказывается на работе предприятий. Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность непрерывно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, достижениями теории и практики международного менеджмента. Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к меняющейся внешней среде системы управления сказываются не только на совершенствовании организации производства, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д. Речь идет, прежде всего, о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворением в первую очередь индивидуальных запросов потребителей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах. Все это требует от промышленных предприятий адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в их бизнес процессах и социальных устоях общества, рационального ведения хозяйства, достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, преодоления малой эффективности регулирования производства административными методами, ускорения перехода к интенсивному характеру развития производства.

           Система управления, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического процесса, должна быть гибкой и эффективной. Требуются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практическом применении адекватных методов менеджмента. Сегодня формирование системы взглядов на современное управление предприятиями происходит на основе многочисленных работ ученых и специалистов в различных областях менеджмента. Особенности формирования и практического применения методов менеджмента распространены в многочисленных работах зарубежных и отечественных ученых и специалистов. 
        Целью исследования данной работы является раскрытие теоретических вопросов организации как системы процессов, методов управления предприятием в условиях рыночной экономики. 
Объект исследования - менеджмент как система управления. 
       Предмет исследования – особенности процессов и методов управления в менеджменте. 
      Проведение исследования предусматривает решение следующих задач: 
- рассмотреть процесс управления предприятием, раскрывая вопрос о видах процессов, их составе, об основных понятиях процесса управления; 
- определить сущность понятия, виды и формы методов управления; 
- раскрыть теоретические основы наиболее значимых методов управления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы управления 
           Управление – это направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает предвидение, планирование, организацию, контроль и регулирование процессов исполнения работ. Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.

          Управление, в строгом смысле слова, есть  воздействие на работников с  целью достижения целей, стоящих  перед предприятием и его членами.  Оно базируется, с одной стороны,  на многих областях знаний, таких,  как экономика и политология,  социология и психология, инженерные  дисциплины, статистика, а с другой  – на непосредственном обобщении  опыта управления различными  предприятиями, организациями и  компаниями в ходе длительной  истории развития человеческой  деятельности. Метод управления  – совокупность приемов и способов  воздействия на управляемый объект  для достижения целей. Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает «способ достижения какой-либо цели». Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. По существу, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, и выступают как методы менеджмента. При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. 
       В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает экономическое, административное и социальное воздействие на управляемую систему. 
        Содержание методов управления – это специфика приемов и способов воздействия. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

        Процесс управления  представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений. Схематически этот подход отражен на рис. 1, где производственный процесс представлен в виде «черного ящика» с «входами» и «выходами», а управленческий процесс рассматривается в составе трех блоков: М — моделирование состояния объекта управления на основании поступающей от него информации; Р — разработка и принятие управленческих решений; В — организация выполнения принятых решений. Последний блок по информационным каналам связан с «входом» производственного процесса и таким образом обеспечивает изменения, запланированные системой управления. 

 
 


 
Рис.1, Процесс принятия управленческих решений

 

          Управленческое  решение — это концентрированное  выражение процесса управления  на его заключительной стадии. Оно выступает как своеобразная  формула управленческого воздействия  на управляемый объект и таким  образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений  в его состоянии.

            Решения должны отвечать определенным  требованиям. Главные среди них  — это обоснованность, четкость  формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность  (определяемая по размерам затрат), эффективность (как степень достижения  поставленных целей в сопоставлении  с затратами ресурсов). Как правило,  решения должны приниматься там,  где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего  уровня необходимо наделить полномочиями  и возложить на них ответственность  за состояние дел на управляемом  объекте.

Самая простая, «идеальная» схема  принятия решений (рис. 2) предполагает, что процесс представляет собой  прямоточное движение от одного этапа  к другому: после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых  и рассматриваемых вариантов  зависит от многих факторов, прежде всего от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и  информации. 

Рис.2 Этапы процесса принятия решений

Этапы и процедуры процесса принятия решений( развернутый вариант)

Табл.1

 
Этапы

 
Процедуры

 
1.                  Постановка проблемы

 
1            Возникновение новой ситуации 
 
2            Появление проблемы или возможности 
 
3            Сбор информации 
 
4            Описание проблемной ситуации

 
2.                  Разработка вариантов решений

 
5            Формулирование требований-ограничений 
 
6            Сбор информации 
 
7             Разработка возможных вариантов решений

 
3.                  Выбор решения

 
8             Определение критериев выбора и сбор информации 
 
9             Выбор решений, отвечающих критериям 
 
10           Оценка возможных последствий 
 
11          Выбор предпочтительного решения

 
4.                  Организация выполнения решения и его оценка

 
12          План реализации выбранного решения 
 
13          Контроль хода реализации решения 
14          Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации (возврат к п.1)


 

Административные (организационно-распорядительные) методы управления 
        Для решения многих вопросов необходима организаторская и распорядительная деятельность, которая рассматривается как административные (организационно-распорядительные) методы управления. 
Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.         

      Под административными методами управления понимают систему способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой систем. Характерной особенностью является то, что они оказывают прямое воздействие на управляемый объект и поведение исполнителей в конкретной обстановке. Через них получают своё выражение функции экономических систем и должностных лиц всех уровней управления, которые предусмотрены правовыми актами, положениями и инструкциями. Благодаря этим методам отношения между управляемой и управляющей системами имеют упорядоченный, организованный характер. Формой их выражения являются приказы, распоряжения, директивы вышестоящего органа, которые носят обязательный характер для нижестоящего. Они основаны на чётком определении прав, обязанностей и ответственности управляющего органа, руководителя и подчинённого, которые отражены в положениях структурных подразделений, инструкциях и функциональных обязанностях должностных лиц. Предусматривается также персональная ответственность должностных лиц за выполнение указаний вышестоящего органа управления. 
        Организационно-распорядительные методы способствуют, с одной стороны, оперативному воздействию на производственный процесс, а с другой - принятию перспективных решений по совершенствованию системы производства и управления. //Среди различных классификаций этих методов наиболее приемлемой является подразделение их на три группы: организационно-стабилизирующие, распорядительные идисциплинарные. Организационно-стабилизирующее воздействие реализуется посредством организационного регламентирования, нормирования иинструктирования. 
         При организационном регламентировании определяются состав предприятия, функции его органов и должностных лиц. Оно основывается на законе о предприятиях, т. е. носит характер правового регулирования всей системы управления промышленными предприятиями. Сюда входит также ряд положений, которые определяют внутренний порядок, границы деятельности каждого подразделения и работника организации. Посредством организационного регламентирования разрабатываются организационная структура, положения о линейных, функциональных подразделениях и другие положения о структурных звеньях и отдельных лицах, т. е. должностное регламентирование, которое устанавливает штаты и разрабатывает инструкции. 
        Нормирование относится к менее жёсткой форме организационного воздействия. Посредством его устанавливаются нормативы, т. е. границы по верхним и нижним пределам, нормы, правила действия и взаимодействия подразделений и служб. Это более гибкая форма организационного воздействия. 
        Инструктирование - наиболее мягкий способ организационного воздействия, благодаря которому создаются условия для осуществления таких процессов, которые не зависят от индивидуальных качеств людей, а вытекают из требований системы управления. Задачами инструктирования являются знакомство с условиями производства, обстановкой, консультации по выполнению конкретных видов работ, обеспечение информацией. Оно может иметь коллективную форму или форму индивидуальных контактов и реализуется посредством методических указаний, инструкций (должностные, рабочие).

         Распорядительное воздействие реализуется посредством приказов, распоряжений, уставных указаний. Приказ – это устное или письменное требование линейного руководителя к подчиненному выполнить определенную задачу. Распоряжение – это требование, как правило, функционального руководителя по решению отдельных вопросов. 
         Важное условие эффективности распорядительного воздействия – тесное взаимодействие с организационным и строгий контроль за распорядительным воздействием. В ходе выполнения приказа или распоряжения может возникнуть необходимость в корректирующем воздействии, которое может быть произведено только после контроля за выполнением ранее отданного. 
          Контроль и проверка исполнения – важные составные части любого управленческого акта. Однако опыт показывает, что чем больше внимания уделяется регламентированию, нормированию и инструктировании, тем меньше возникает потребности в распорядительном воздействии и меньше приходиться решать частные вопросы. Организационно-распорядительные методы управления играют большую роль в управленческой деятельности руководителей всех уровней, поэтому овладение ими и их правильное применение – важное условие эффективности управления производством. Распорядительные (или директивные) методы воздействия на персонал способствуют быстрому достижению высоких производственных результатов, однако при их длительном использовании происходит утрата одного из ценнейших свойств общественной организации — способности и желания индивидов мыслить и действовать творчески и неординарно. Поэтому в организациях, где руководитель в большей мере прибегает к директивному управлению, преобладают инертность и безынициативность, да и вся работа лишается творческого смысла, превращаясь в рутину.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-психологические  методы управления 
      К социально-психологическим относятся методы морального поощрения, социального и психологического планирования деятельности коллектива, воздействие с помощью убеждения и внушения, личного примера. Применение этих методов позволяет руководителю регулировать межличностные и межгрупповые отношения, поддерживать и влиять на моральную атмосферу в коллективе. 
    В условиях научно-технической революции необходим творческий подход к решению экономических задач, поэтому возникает необходимость создания таких производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализовываться. Деловая, творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное влияние на результаты производства. 
    Коллектив – это социальная группа, обязательными условиями для существования которой являются творческое сотрудничество, взаимопомощь и подчинение установленному порядку.  
    Особенностью производственного коллектива является то, что он создает не только материальные и духовные блага, но и приобщается к социальной и духовной жизни. Для него характерен ряд признаков, важнейшим из которых является ряд целей. Первостепенная цель – выполнение производственного задания. По мере того как в коллективе начинают складываться отношения (инициатива, субординация, дисциплина), возникают другие цели. 
      Все эти цели вытекают из общественных интересов. Таким образом, создается единая воля коллектива, с нарушением которой возникают конфликтные ситуации и, как их следствие, деформация и распад коллектива. 
      Немаловажный признак производственного коллектива – единство моральных взглядов подавляющего большинства, а в сформированном коллективе – всех работающих, что предотвращает антагонистические противоречия во взглядах и сглаживает напряженность борьбы мнений в оценке общественных событий.  Неотъемлемым признаком коллектива является управление, без которого он не может существовать, так как любой труд требует организации, планирования, регулирования и координации. Деятельность каждого ее члена подчиняется общим интересам. Трудовому коллективу свойственны черты демократизма, благодаря которому активизируются потенциальные возможности каждой личности, а следовательно, и всех работников. Так рождается коллективное решение. 
Производственный коллектив немыслим без дисциплины, под которой понимается обязательное подчинение всех его членов определенному распорядку, соответствующему сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. На основе соблюдения правил, члены коллектива согласовывают свои действия во времени и пространстве. Правильно выбранный режим работы, справедливые требования к ее исполнителю способствуют единению коллектива, а следовательно, его мобилизации на выполнение производственных заданий. 
    Социальные методы управления – это управление социальными процессами на базе познания объективных законов развития общества и социологических исследований, позволяющих собирать информацию о производственных коллективах. 
        Применяются различные методы сбора социальной информации, которые в целом дают возможность обеспечить ее полноту, достоверность, объективность и своевременность. К ним относятся интервьюирование, анкетирование, анализ документов, составление структурных карт, наблюдения и самонаблюдения, социальный эксперимент. 
     Интервьюирование – широко применяемый метод получения социальной информации при оперативном управлении коллективом. Проводиться в двух формах: стандартизированный и нестандартизированный. В первом случае он применяется по заранее подготовленным целенаправленным вопросам, во втором – допускаются вариации и импровизации со стороны опрашиваемого. Объективность ответов во многом зависит от обстановки и личного обаяния опрашиваемого, поэтому заранее следует предусмотреть не только вопросы, но и манеру проведения беседы. 
    Анкетирование применяется в случае необходимости сбора массовой информации о групповых и межличностных отношениях в трудовом коллективе при помощи опросных листов – анкет. Вопросы должны быть четко сформулированы, понятны. Анкеты могут быть закрытыми и открытыми. В открытых анкетах даются развернутые и подробные ответы, в закрытых предлагается перечень возможных ответов, из которых опрашиваемый выбирает один, соответствующий его точке зрения. 
     Анализу могут подвергаться плановые и отчетные документы о производственном процессе, производительности труда, конечных результатах работы, а также документы общественных организаций, стенная и многотиражная печать, личные дела работников, наградные и другие документы, относящиеся к деятельности коллектива или каждого ее члена. 
     Структурные карты – метод, позволяющий при помощи социолограмм изучить общественные отношения между членами трудового коллектива. На графике можно отображать такие психологические элементы, как симпатия, антипатия, предпочтение, лидерство, неприязнь. 
     Эксперимент – метод, основанный на создании специальных условий для работы коллектива или на наблюдении за ним в производственной деятельности. В первом случае он носит название лабораторного, во втором – естественного. Следующий этап – обработка и анализ социальной информации, группировка ее по различным признакам. 
       Методы социального регулирования направлены на повышение производственной активности – обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, чествований, торжественных вечеров, конкурсов и т. д.

Информация о работе Методы управления в менеджменте