Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 06:02, реферат
Экономическая, социальная, правовая и технологическая основа принятия управленческого решения.
Характеристика внутренней системы информации в организации. Понятие «информационная асимметрия».
Понятие «метод», «модель», «алгоритм», «моделирование». Характеристика этапов процесса моделирования.
Оглавление
Экономическая, социальная, правовая и технологическая основа принятия управленческого решения
Управленческое решение — это креативный акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива органанизации по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе его сотояния и учета объективных законов и закономерностей функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Любое управленческое решение можно и необходимо характеризовать с пяти сторон1.
Экономическая сторона - любое управленческое решение имеет реальную стоимость и по своим последствиям приносит либо прибыль, либо убытки.
Изучение экономической компоненты позволяет понять то, как формируется, и распределяются ресурсы. Он предполагает анализ такие характеристик, как величина ВНП, теп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.д. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факты, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина зарплаты.
Организационная - в разработке, принятии и претворении в жизнь непосредственное участие принимает персонал.
Внутренняя среда организации – это часть общей среды которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации. Внешняя среда имеет несколько срезов каждая, из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы как: взаимодействие менеджеров и служащих, наем, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; норму, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входит изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связанны с реализацией продукции. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использование и движения денежных средств в организации.
Технологическая - при принятии решения и его реализации должен соблюдаться определенный алгоритм, его нарушение в значительной степени снижает эффективность управленческой деятельности.
Анализ технологической, компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
Прогресс науки и
техники несет в себе огромные
возможности и не менее
Правовая - управленческое решение не должно выходить за рамки правового поля.
Социальная - управленческое решение должно учитывать потребности, интересы, мотивы, стимулы, установки и ценности персонала, задействованного в его реализации.
Изучение социальной компоненты направленно на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов как отношение людей к работе и к качеству жизни, как существующие в обществе обычаи, как разделяемые людьми ценности, как демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.д. Значение социальной компоненты очень важна, так как она является всепроницающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннею среду организации.
Под «информацией» понимаются сведения, сообщения, которые содержат элементы новизны для ее получателя и используются в процессе принятия решений2.
Эффективность принятого решения во многом определяется качеством различных видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить на:
– по объекту – показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;
– по принадлежности к подсистеме системы менеджмента – информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;
– по форме передачи – вербальная (словесная) информация и невербальная;
– по изменчивости времени – условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);
– по способу передачи – спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;
– по режиму передачи – в регламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
– по назначению – экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
– по стадии жизненного цикла товара – стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства и другим стадиям до списания товара;
– по отношению объекта управления к субъекту – между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.
Информация может быть представлена в следующих аспектах3:
• семантическом, т. е. ее смысл и значение;
• аксиологическом, т. е. ее ценность;
• симеотическом, т. е. ее знаковость;
• коммуникативность, т. е. информационные связи в системе;
• теоретико-отражательном, т. е. способ отражения информации (СМИ);
• гносеологическом, т. е. познавательном;
• каузальном, т. е. причинно-следственные отношения при передаче информации;
• количественном, т. е. ее измерение;
• физическом, т. е. ее форма (книга, дискета и т. д.).
К качеству информации предъявляются следующие требования:
• актуальность;
• надежность;
• достаточность;
• достоверность;
• комплексность;
• адресность;
• правовая корректность;
• многократность использования;
• высокая скорость сбора, обработки и передачи;
• возможность кодирования.
Асимметричность информации (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация)4 — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.
Из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества.
Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.
Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:
Классификация методов принятия решений5
«Метод – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности». Методы конкретизируются в методике, где описываются конкретные приемы, средства, например, для получения и обработки информации по решаемой проблеме. Методология как «учение о методах познания и преобразования действительности» выделяет четыре основных метода: сравнение, анализ, синтез и абстрагирование.
Сравнение – установление различия и сходства исследуемых проблем, факторов, ограничений, альтернатив и др.
Анализ – мысленное разложение общего на части (объекта на составляющие элементы).
Синтез – мысленное объединение в единое целое выделенных, анализируемых элементов.
Абстрагирование – выделение существенных элементов в анализируемом объекте.
Методология управленческих решений использует все вышеперечисленные методы и формирует специфические приемы принятия управленческих решений.
Методы принятия управленческих решений являются регламентируемыми действиями и способами по решению управленческих задач выбора альтернатив. Системный подход применительно к данному процессу позволяет сформулировать состав подпроцессов (этапов) поиска решения и путем установления отношений следования между этапами выстроить так называемую системную последовательность принятия решений. В самом общем виде данная последовательность включает этапы анализа (диагностики), целевыявления и проектирования (поиска средств достижения целей), реализации и оценки результатов и применима для принятия решений в самых разных и сложных системах управления.
Классификация методов обоснования управленческих решений формирования экономической политики, выстроенная на основе системной последовательности принятия решений.
Совокупность взаимосвязанных методов принятия управленческих решений, направленных на решение определенного класса управленческих задач, называется управленческими технологиями, методическим инструментарием организации и регулирования бизнес-процессов и является основным элементом управленческого процесса.
Алгоритм принятия управленческих решений6
Управленческие решения осуществляются посредством динамического и внутренне взаимосвязанного процесса, состоящего из функций принятия решений.
Постановка управленческой задачи включает, во-первых, осознание потребности в решении и, во-вторых, диагностику и анализ ситуации. Принятие решений начинается с постановки задач, и данный конкретный цикл заканчивается, когда выполнена задача, которая послужила началом данного цикла.
Потребность в решении проявляется либо в виде проблемы, либо в виде возможности. Проблема возникает тогда, когда полученные организацией результаты не отвечают поставленным перед ней целям, а значит, некоторые аспекты ее деятельности требуют улучшения. Возможность означает, что менеджеры видят потенциал усовершенствования деятельности организаций, позволяющий превзойти текущие цели.
Диагностика и анализ ситуаций. После того как проблема или возможность привлекла внимание менеджера, требуется разобраться в специфике ситуации. Этап процесса принятия решения, на котором менеджеры анализируют основные причинно-следственные связи конкретной ситуации, называют диагностикой, или просто оценкой.
Поиск альтернатив. Такой поиск заключается в исследовании внешней и внутренней среды организации с целью получения необходимой информации, использующейся затем для выработки перечня (набора) альтернативных решений, которые, как представляется на данном этапе принятия решений, могут привести к выполнению поставленной задачи или к достижению цели.
Ограничения – это есть условия достижения целей организации, определяемые внешней средой и ресурсами организации. К основным ограничениям относятся законы и нормативные акты, конкуренция, ценообразование на сырье и материалы, недостаток финансовых ресурсов, низкая компетенция персонала, потребности в технологиях и инновациях, сужение полномочий нижестоящих менеджеров в принятии управленческих решений.
Критерии принятия решений – это есть стандарты, по которым необходимо оценивать альтернативы.