Метод дерева решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы: Применение метода "дерево решений" в конкретных управленческих ситуациях, является существенным элементом менеджмента при разработке стратегии на предприятии, потому что на его основе можно прогнозировать и оптимизировать стратегию развития предприятия.
Данный метод позволяет установить движется ли организация к намеченной цели или нет, и когда она её достигнет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные понятия и определения метода «дерево решений», его сущность и необходимость применения……………...….…………….………….5
Глава 2. Алгоритм построения дерева целей…………………………..…………12
Заключение…………………………...…………………………………………..…22
Список используемой литературы………..…

Вложенные файлы: 1 файл

метод дерева решений.docx

— 268.26 Кб (Скачать файл)

 Важное значение имеет этап реализации целей, который включает:

- закрепление целей за каждым исполнителем;

-   выявление наличия всех ресурсов, необходимых для реализации целей;

-   установление графика выполнения работ;

-   контроль выполнения целей во всей системе управления сверху вниз;

-  своевременное   вмешательство   в   процесс   на   любом   уровне управления. 

Оценка достигнутых результатов должна производиться снизу вверх с выходом на глобальные цели. Обсуждение результатов должно быть произведено неформально с учетом мнения сотрудников предприятия. Иногда для этой цели разрабатываются специальные анкеты, которые обрабатываются с учетом теории экспертных оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Дерево решений – способ отображения информации, имеющих много различных уровней и связей. Обычно представляет построенную по иерархическому принципу: главная цель или вершина дерева целей → подчиненные ей подцели первого, второго и последующих уровней (ветви дерева).

Дерево решений – популярный метод науки управления, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов.

Дерево решений позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально. Этот метод можно использовать в применении к сложным ситуациям, когда результат принимаемого решения влияет на последующие.

Качество работы рассмотренного метода деревьев решений зависит как от выбора алгоритма, так и от набора исследуемых данных. Несмотря на все преимущества данного метода, следует помнить, что для того, чтобы построить качественную модель, необходимо понимать природу взаимосвязи между зависимыми и независимыми переменными и подготовить достаточный набор данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ.  – М.: Экономика, 2008. – 519 с.

  1. Балдин К.В. Воробъев К.В., Уткин В.Б. Теоретические основы принятия управленческих решений: учебник. – М. Изд – во ЕПО «МОДЭК» Московского психолого – социального института. Воронеж, 2005. – 289 с.

  1. Богомолов Б.А. и др. Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование: учебное пособие. – М.: Из-во МГАП «Мир книги», 2004. – 226 с.

  1. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителя : пер. с англ. - М. : ИНФРА-М-Премьер, 1995. - 200 с.

  1. Вашко Т.А. Принятие управленческих решений: учебное пособие. – Красноярск, 2002. -  317 с.

  1. Веснин В.Р. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Изд – во Проспект, 2004. – 176 с.

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.

  1. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий – СПб.: Издат. УЭФ, 1996. – 385 с.

  1. Коротков  Э.М. Концепция  российского менеджмента: учеб. пособие. – М.: Дека, 2004. - 896 с.    

  1. Коротков Э.М. Исследование систем управления: учебник. - М.: ДеКа,

2000. - 288 с.

  1. Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 2-е изд., доп. и перераб. – 479 с.

  1. Новый экономический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институт новой экономики, 2008. - с. 297.

  1. Панов А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 240 с.

  1.  Прохоров А.М. Энциклопедический словарь экономии и права. - М.: ИНФРА – М, 2009. – 378 с.

  1. Радугин А.А. , Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления: учебное пособие. - Воронеж: Высшая школа предпринимателей , 2005. - 195 с.

  1.  Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. НОРМА, 2006. - 279 с.

  1. Управление организацией: учебник / пПод ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 669 с.

  1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Синтез», 1998. – 600 с.

  1. Фатхутрдинов Р.А. Стратегичекий  менеджмент: учебник. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 248 с.

  1. Чаплина А.Н.,  Кошелева И.В. Разработка и обоснование стратегии развития организации: учебное пособие . -  Красноярск, 1999. – 150 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Схема технологии разработки управленческих решений

N п/п

Технологические операции и отдельные приемы принятия  локальных решений

Объект (предметы) приложения творческих усилий лица принимаемого решение

Результаты принятия локальных решений при выполнении технологических операций

Концептуальные основы и базовые  принципы

1

2

3

4

5

1.

Анализ проблемы или  уяснение поставленной задачи

Проблема или поставленная задача

Формулировка цели предстоящей операции СП

СП, Пвд, , Пцл

2.

Формирование  альтернатив

     

2.1.

Выявление «ведущих» факторов

«Ведущие» факторы»

-

-

2.2.

Декомпозизция факторов на классы «способствующих» и « мешающих» проведению операции

«Ведущие факторы»

«Способствующие» и «мешающие» факторы

П20/80

2.3.

Установление  «объектов приложения усилий»

«Способствующие» и «мешающие» факторы

«Управляемые» факторы (объекты, субъекты)

-

2.4.

Оценка потенциальных возможностей активных ресурсов

Активные ресурсы

Приемы задействования активных ресурсов

-

2.5.

Учет ограничений на использование активных ресурсов

«Неуправляемые» факторы

«Обстановка операции»

-

2.6.

Генерация альтернатив путем образования комбинаций «Прием – «Объект приложения усилий» 0 «Обстановка операции»

Цель, приемы задействования активных ресурсов, объекты приложения усилий из группы управляемых факторов, обстановка операции

Варианты решений- указаний исполнителям «что сделать», «кто», «где»,  «когда» и «с помощью чего» должен это сделать

Псн

3.

Оценка альтернатив

     

3.1

Выбор критериев оценки и их шкал

Цель, система предпочтений ЛПР

Наименования критериев и их шкалы

Пцл , Пок , Пир

3.2.

Изменение значений критериев для альтернатив

-

-

-

4.

Упорядочение альтернатив

Множество альтернатив

Недоминируемые (эффективные) и  «наилучшие» альтернативы

Прд Поп

5

Принятие решения

Эффективные и  «наилучшие» альтернативы

РЕШЕНИЕ – план проведения операции

СП, Пвд, Пцл

5.1.

Интерпретация» наилучшей  альтернативы»

-

-

-

5.2.

Формирование (принятие) решения на основе придания «наилучшей альтернативе» необходимой устойчивости и гибкости

-

-

-

5.3.

Планирование исполнения и контроля принятого решения

     

6

Юридическое оформление решения и доведение его  до  исполнителей и соискателей

РЕШЕНИЕ - План

РЕШЕНИЕ – документ и  указания (приказания, распоряжения и пр) исполнителям и соискателям

 

7

Контроль исполнения спланированного и доведенного решения

РЕШЕНИЕ- документ

Одно из четырех действий: ничего не предпринимать (все, как задумано);  изменить границы допустимой свободы принятия решений; оказать помощь; остановить операцию

Пцл, Пср

8

Оценка фактической эффективности реализованного решения

Фактические результаты проведенной операции

Вклады в  «Искусство», «Науку» и «Опыт» управления и выработки решений

СП, Пцл, Псн, Пис

9

Выбор очередной проблемы для решения или  получение  новой задачи для исполнения

Список проблем

Переход к начальной  технологической операции – «Анализ проблемы или  уяснение поставленной задачи

СП


 

 

Сокращенный условные  обозначения:

СП – концепция системного подхода;

Пвд – принцип внешнего дополнения;

Ппл – принцип цели;

Пис – принцип историзма;

Пдк – принцип декомпозиции;

Псн – принцип синтеза;

Пос – принцип однозначной семантики;

П20/80 – принцип 20/80;

Пок – принцип Оккама;

Прд – принцип Родена;

Пир – принцип индивидуальной рациональности;

Поп – принцип  оптимальности;

Пап – принцип – адаптивности;

Пма – принцип множественности альтернатив;

Пср – принцип неокончательности и свободы предприятия локальных решений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика разработки и принятия решений

 

Этапы

Методический подход

 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Описать  проблему содержательно

1. Выявление проблемы и её оценка

Определить:

  • к каким  последствиям она  может привести;
  • кто несет  за неё ответственность;
  • кто разрабатывает варианты решений

2. Определение времени необходимого  для принятия решения

Время устанавливается:

  • для разработки решения;
  • для внедрения решения;

В зависимости от  задачи оно может  составлять:  секунды, часы, секунда дни, месяцы, годы

3. Ресурсы  необходимые  для нахождения  оптимального решения

Ресурсами являются:

  • разработчики решения (эксперты);
  • их знания и опыт;
  • технические средства для разработки решения;
  • информационное обеспечение;
  • финансовые ресурсы  др.

4. Анализ проблемной  ситуации

Необходимо:

  1. сформулировать несколько альтернативных ситуаций, доопределяющих проблемную;
  2. описать каждую возможную ситуацию содержательно с указанием набора количественных характеристик;
  3. оценить вероятность возможных ситуаций таким образом, чтобы сумма вероятностей их осуществления равнялась 1.

Формирование решений:

5. Формирование множества  целей  по установлению проблемной ситуации

  1. Оценить цели содержательно и с набором количественных характеристик.
  2. Подразделить цели на 3 группы:
  • обязательные, без которых никакое  решение не может считаться приемлемым;
  • желательные, достижение которых способствует повышению качества  решения;
  • вероятные , достижение которых а комплексе с двумя первыми создает условия для того, чтобы предотвратить возникновение  в будущем соответствующей проблемы или окончательно исчерпать её.
  1. отразить в характеристиках:
  • критерии достижения целей;
  • показатели степени достижения целей;
  • показатели важности целей (приоритеты).

6. Определение ограничений по  принятию решений

Сформулировать возможные ограничения: ресурсы, финансовые, правовые, материальные, кадровые и др. содержательно и с выбором  количественных характеристик

7. Выработка множества альтернативных  вариантов решений

Подходы  к выработке вариантов:

  • использование прошлого опыта, интуиции;
  • опора на здравый смысл, экспертные оценки или «чистую логику»;
  • групповые  обсуждения, метод «мозговой атаки» с привлечением наиболее авторитетных специалистов;
  • моделирование с помощью матриц, програмно – целевого метода;

Провести  формирование  вариантов решений содержательно и набором количественных характеристик

В число вариантов  включить и решение о бездействии, при котором  сохраняется проблемная ситуация

8. Определение функции предпочтения  решений

В качестве функции предпочтения могут выступать как   абсолютные показатели, так и относительные. При выборе необходимо учитывать:

  • возможность наиболее полного измерения результатов решения;
  • сравнимость показателей при выборе  решения.

В качестве абсолютных величин могут использоваться: ожидаемый прирост товарооборота, прирост прибыли, экономия затрат и др., ожидаемые от реализации решения. В качестве относительной может   применяться рейтинговая оценка решений в баллах с учетом их значимости и вероятности реализации.

9. Определение критериев предпочтения  решений

Критерием предпочтения при  выборе оптимального решения  может выступать величина показателя, выбранного  для  измерения предпочтения решений: максимум или минимум этой величины, скорректированные с  учетом значимости решение и вероятности его реализации при достижении поставленной цели.

10. Выбор предпочтительного решения

При рейтинговой оценке решений с помощью «Матрицы оценки решений» (пример)

Решения

Цели

Значение критерия выбора

Ц1

Ц2

Ц3

Ц4

Ц5

Ц6

VI

5/ 0,4

4/ 0,6

4/0,8

3/0,9

4/0,6

4/0,8

15,9

V2

             

V3

             

V4

             

V5

             
               

 

  • Дробью  показан:

  • Числитель: оценка достижимости цели при данном решении в балах (по принятой системе: от 1 до 5 или от 1 до 10, или от 1 до 100 и др.), (- Бi);

  • Знаменатель: оценка вероятности реализации решения при данной цели (от 0 до 1), (- Рi) при этом сумма вероятностей достижения по данной цели не должна быть больше 1.

Предпочтительное решение выбирается по критерию:

ΣБi * Рi → max.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Типовые  операции и процедуры принятия управленческого решения в области стратегии в конкретных управленческих ситуациях1 

Операции

Процедуры

1

2

 

1. Подготовка к работе

1.1. .анализ уровня плановой работы

1.2.Выявление проблемы

1.3. Определение круга задач по  планированию

1.4. Формирование группы для  выявления  плановых работ

1.5. Обучение  кадров

1.6. Издание  документа (программы, приказа, распоряжения) по выполнению работы

2. Выявление проблемы повышения  конкурентоспособности товара и  формирование целей

2.1.Исследование рынка и определение  степени удовлетворения потребностей  в данном товаре

2.2. Определение тенденций развития технико- экономического уровня товара и производства на 3-5 (10) лет

2.3.Оценка негативного влияния  проблемы на окружающую среду  экономику

2.4. Выявление факторов макро и  микросреды, влияющих на конкурентоспособность  товара

2.5. Сегментация рынка

2.6. Структуризация проблемы

2.7. Построение дерева показателей  конкурентоспособности нового товара

2.8. Определение ресурсов  возможностей  фирмы

3.Поиск информации

3.1. Установление требований к информации

3.2. Установление источников информации

3.3. Определение каналов получения  информации

3.4. Оформление  доступа к информации

3.5. Определение перечня и видов  информации

3.6.Первичная идентификация информации

3.7. Сбор и кодирование информации

4. Обработка информации

4.1. Проверка полноты информации

 

4.2 Проверка достоверности информации

 

4.3.Группировкаинформации

 

4.4. Сравнение полученной информации с имеющейся

 

4.5.Качественый  анализ информации

 

4.6. Селекция и фильтрация информации

5. Выявление возможности ресурсного  обеспечения

5.1. Анализ условий реализации целей

5.2 Прогнозирование потребностей  в различных видах ресурсов

5.3.Прогнозирование организационно  – технического развития изготовителя  и потребителя товара

5.4.Выявление необходимой координаторской деятельности органов управления

6. Ранжирование  целей

6.1. Построение  дерева конечных  целей

6.2 Определение научной новизны  и практической ценности реализации  целей

6.3. Формирование и согласование  нормативов улучшения экологических, эргономических и технико – экономических показателей нового товара

6. Ранжирование  целей

6.4. Определение  ресурсоемкости товара  и её оптимизации с использованием  метода функционально – стоимостного  анализа (ФСА)

6.5. Определение приоритетов и очередности  реализации целей

6.6. Упорядочение  целей по уровням  иерархии

6.7.Разработка организационного проекта  обеспечения дерева целей

7. Формирование плановых заданий

7.1. Уточнение состава исполнителей  и соискателей задания

7.2.Формирование заданий конкретным  исполнителям

7.3.Оптимизация сроков выполнения  заданий

7.4 Построение  оперограммы выполнения заданий

8. Оформление плановых документов

8.1 Выбор формы планового документа (программа, техническое задание, план  и т.п.)

 

8.2 Выполнение дополнительных расчетов, их технико – экономическое обоснование

 

8.3. Оформление проекта планового  документа, его согласование и  утверждение

 

8.4 Тиражирование и доведение планового  документа до  исполнителя

9. Реализация  решений

9.1. Издание приказа (распоряжения) об  исполнении планового документа  и доведение его до  исполнителя

9.2 Организация выполнения плановых  заданий

9.3. Учет и контроль выполнения  плановых заданий 

9.4 Мотивация выполнения плановых  заданий качественно и точно

9.5 Организация регулирование (обратной  связи) плановых заданий по требованиям  потребителей или новинками научно  – технического прогресса в  данной области

Информация о работе Метод дерева решений