Основными составляющими организационно-административного
механизма являются программно-целевое
планирование развития производства (инвестиционные
программы, бизнес-планы), стандартизация
и сертификация. Программно-целевое
планирование имеет организационно-экономическое
содержание, стандартизация и сертификация
- организационно-техническое. Этим механизмам
свойственна административная природа
воздействия, так как они носят
обязательный характер. Комплексность
их воздействия может быть достигнута
включением планов стандартизации и
сертификации в состав целевой программы.
Отметим, что на государственном
уровне управления стандартизация и
сертификация носят не только обязательный
характер (как нормы права), но в
ряде случаев содержат рекомендательные
нормы, обеспечивая тем самым
свободу выбора. Как нормы права
они являются механизмами реализации
промышленной политики государства, то
есть механизмами государственного регулирования
производства.
В рыночной экономике, в условиях децентрализации
управления, возрастает роль информационных
механизмов, особенно для производств,
потенциал которых соответствует
постиндустриальной эпохе. Включение
предприятий и корпораций в международную
производственную кооперацию возможно
при условии существенного роста
их информационного потенциала. Информационный
механизм должен стать важнейшей
составляющей комплексного механизма
управления деятельностью и развитием
производства.
Для современного этапа развития производства
целесообразно формирование информационного
механизма в составе:
- механизма организации
оперативной и фундаментальной научно-технической
информации о новейших достижениях отечественной
и зарубежной науки и техники;
- механизма распространения
(диффузии) нововведений на основе разнообразных
контактов разработчиков и потребителей
технических и организационных новшеств;
- механизма маркетинговой
информации о состоянии рынка потребительских
товаров, рынка технологий и рынка промышленной
(интеллектуальной) собственности;
- механизма рефлексивного
взаимодействия предприятий, конкурирующих
на рынке, и соперничающих организаций
- разработчиков новых видов продукции
и технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под управлением понимается воздействие,
основанное на систематическом взаимодействии
и достоверном знании, субъекта управления
(управляющие подсистемы) на социальный
объект (управляемую подсистему).
Схема основных уровней управления
1 уровень - управление и управленцы
высшего звена (институциональный
уровень). Принятие решений - президент,
директор.
2 уровень - управление среднего
звена или управленческий уровень
(управление людьми).
3 уровень - технический уровень
(подчиненные).
Управление рассматривается разными
науками:
Экономика - реализация положений
хозяйственного механизма.
Кибернетика - взаимодействие элементов
кибернетической системы и подсистемы.
Информатика - информационные взаимодействия.
Социология - взаимодействие различных
социальных групп.
Психология - процесс принятия решения.
В широком смысле, управление является
неотъемлемым атрибутом любой системы
(биологической, технической, социальной).
Этот атрибут обеспечивает ее сохранение,
развитие, упорядочение и достижение
целей.
Под механизмом управления понимается
внутреннее устройство системы управления.
В общем виде в механизм управления входят:
- аппарат выработки целей и
задач управления производством;
- средства реализации законов
и принципов управления;
- система функций и методов
управления.
Выделенные компоненты характеризуют
содержательную сторюну механизма управления.
Однако применение системного подхода
к исследованию структуры механизма управления
исходит из того, что специфика объекта
не исчерпывается особенностями его элементов,
а связана прежде всего с характером взаимоотношений
между его элементами. Все названные компоненты
механизма управления имеют тесные взаимообусловливающие
связи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеев, С.С. Государство
и право/ С.С. Алексеев. – Москва: Юридическая
литература, 2006. – 445с.
- Атаманчук, Г.В. Обеспечение
рациональности государственного управления
/ Г.В. Атаманчук. – Москва: Юридическая
литература, 2006. – 223с.
- Виханский О.С. Наумов
А.И. – Менеджмент – М.: Гардарики, 2008–
534 с.
- Виханский О.С. Стратегическое
управление: Учебник. – 2–е изд., перераб.
и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 296 с.
- Виханский О.С. Стратегическое
управление: Учебник. — 2-е изд., перераб.
и доп. — М.: Экономистъ. 2004. — 296 с.
- Баринов В.А., Харченко
В.Л. Стратегический менеджмент: Учеб.
Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 285 с.
- Беляцкий Н. Л. Управление
персоналом предприятия. – М.: Экоперспектива,
2005. – 256 с.
- В. Н. Толкунова, К.
Н. Трудовое право России. Учеб. / М., Юрист,
2001 – 245с.
- В.Ф. Гапоненко, Ф.
Н. Михайлов. Трудовое право, / М.: ЮНИТИ,
2002. – 463с.
- Веснин В.Р. Практический
менеджмент персонала (пособие по кадровой
работе). – М.: «Юрист», 2004. – 230 с.
- Виханский О.С., Наумов
А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики,
2000. - 528 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент:
Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и
доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 511 с.
- Дмитрук В. Н. Трудовое
право. / Учебное пособие. – Мн.: Амалфея,
2009 – 436с.
- Дятлов В.А., Кибанов
А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом:
Учебное пособие для студентов экономических
вузов и факультетов. – М.: «Издательство
ПРИОР», 2003. – 415 с.
- Егоршин А.П. Управление
персоналом: Учебник для вузов. - 4-е изд.
испр. - Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.
- Кибанов А.Я., Дуракова
И.Б. Управление персоналом: Учебник. -
М.: Финансы и статистика, 2005. - 320 с.
- Красовский Ю.Д. Организационное
поведение: Учеб.пособие для вузов. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
- 511 с.
- Люкшинов А.И. Стратегический
менеджмент: Учеб.пособие для вузов. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 375 с.
- Маслов Е.В. Управление
персоналом предприятия,«Инфра-М», Москва-Новосибирск,
2006 г.- 432с.
- Менеджмент: теория
и практика в России: Учебник / Под ред.
А.Г. Поршнева, А.П. Разу, А.В. Тихомировой.
- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 528 с.
- Розанова В.А. Психология
управленческой деятельности / В.А. Розанова.
- М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 192 с.