Миссия организации (узкое и широкое понятие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Продолжающиеся многочисленные споры о необходимости миссии и пользы от нее носят чисто философский характер, и аналогичны дискуссиям о надобности стратегического менеджмента и даже консалтинга вообще. Миссия – одно из самых дискуссионных понятий в современном управлении. Некоторые гуру-консультанты говорят, что миссия – это то без чего любая организация не может стать успешной.

Содержание

1. Понятие миссии стр. 2
2. Подходы к формированию миссии стр. 5
3. Функции миссии и её значение стр. 7
4. Миссия как атрибут открытой системы стр. 12
5. Разработка миссии стр. 14
Список литературы стр. 18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по теории менеджмента.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

 

1. Понятие миссии                                                           стр. 2

 

2. Подходы к формированию миссии                             стр. 5

 

3. Функции миссии и её значение                                   стр. 7

 

4. Миссия как атрибут открытой системы                      стр. 12

 

5. Разработка миссии                                                      стр. 14

 

 

 

Список литературы                                                          стр. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие миссии

За последние  десять лет термин «миссия» стал едва ли не самым модными в лексиконе  европейских и американских менеджеров.

Продолжающиеся  многочисленные споры о необходимости  миссии и пользы от нее носят чисто  философский характер, и аналогичны дискуссиям о надобности стратегического менеджмента и даже консалтинга вообще. Миссия – одно из самых дискуссионных понятий в современном управлении. Некоторые гуру-консультанты говорят, что миссия – это то без чего любая организация не может стать успешной.

Другие, например, А Джек Траут и Стив Рывкин в своей много нашумевшей книги «Сила простоты: руководство по успешным бизнес стратегиям» прямо пишут: «Миссия организаций – не более чем лишняя путаница, а шумиха вокруг корпоративных миссий и видения очень напоминает восхищение толпы новым платьем голого короля. Декларации о миссиях большинства организаций практически не оказывают влияния на их бизнес».

Третьи исследователи  предлагают, для нужд стратегического  анализа и планирования, вместо миссии использовать понятие бизнес-идеи (В.С. Ефремов). Четвертые заявляют, что потребность в формировании собственной миссии возникает не больше чем у 20 % бизнес организаций (А. И. Пригожин, президент Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию).

Миссия – это необходимое, но недостаточное условие для процветания бизнеса. Миссия – не панацея, не философский камень, а все лишь рабочая лошадка менеджмента.

В настоящее  время 90% компаний развитых стран сформулировали свою миссию. Еще совсем недавно  и российские предприниматели к разработке миссии относились только как к теории, чему-то непонятному и не важному, но все в мире меняется. Это относится и к изменению понятия «миссия», ее роли и необходимости в организации и процветании бизнеса.

Поэтому миссия фирмы, как и многие базовые понятия современного менеджмента, является одним из важных инструментов управления, и не имеет единого общепринятого определения, что, в свою очередь, может быть, даже и лучше: нет шаблонов, есть неограниченные возможности.

Существует достаточно много толкований этого понятия. Вот некоторые из них:

«Миссия - стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл  существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие  хочет играть в обществе» (Л.Гительман  «Преобразующий менеджмент»).

«Миссия (предназначение) организации - ответ на вопрос, в  чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься» (И.Мазур, А.Шапиро «Реструктуризация  предприятий и компаний»).

«В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения» (О.Виханский, А.Наумов «Менеджмент»).

«Миссия = предвиденье + кредо». (Х. Виссема «Стратегический  менеджмент и предпринимательство»).

Генеральная цель, смысл существования, предназначение, роль, философия, предвиденье, кредо - можно продолжить список понятий, с которыми связывают Миссию компании.

Таким образом, можно сказать, что Миссия - это  деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие  от видения миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса.

Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей  и стратегий на различных организационных уровнях.

Современный рынок, экономические условия, конкуренция  беспощадно диктуют свои условия, и  для тех компаний, цель которых  – вести свой бизнес основательно, серьезно и надолго, миссия – это  возможность организации более  действенного управления. Миссия в виде качественной формулировки делает ясной общую цель предназначения и существования компании. Не случайно, миссия является базой для разработки стратегий, направления развития компании. Кроме того, миссия как долгосрочная цель компании позволяет разумно распределить усилия и ресурсы для обеспечения долговременной результативности бизнеса. Тем самым миссия позволяет определить направление, смысл и содержание деятельности персонала и дает возможность проявлять свои индивидуальные способности, дает возможность сотрудникам осознать свое место на фирме, быстрее и четче определить роль и концентрировать свои усилия в согласии с целями фирмы. Таким образом, миссия способствует созданию благоприятного климата на фирме, поскольку выражает принципы, ценностные ориентиры фирмы, принимаемые как руководством, так и сотрудниками.

Кому нужна  миссия? Во-первых, миссия нужна сотрудникам  фирмы – для осознания ощущения причастности и важности выполняемой  ими работы, потому что миссия определяет смысл деятельности компании.

Во-вторых, миссия необходима руководителям всех уровней  – для облегчения управления персоналом.

В-третьих, миссия разрабатывается для клиентов с  целью восприятия и осознания  того, что компания не просто зарабатывает деньги, а учитывает и прилагает усилия по удовлетворению потребностей своих потребителей, заботится о них.

Основные компоненты миссии:

Продукты или  услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.

Категории целевых  групп потребителей.

Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.

Конкурентные  преимущества.

Философия бизнеса.

Характеристика  основных компонентов, определяющих содержание миссии организации, приведена в  Табл. 1

Таблица 1 - Компоненты миссии организации

Компоненты

Содержание

Продукты или  услуги

Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия достигают  рыночных преимуществ за счет интеграции получения преимуществ продукта с дополнительными возможностями  конкурентоспособности, такими, как обладание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или положительным имиджем

Категории целевых  потребителей

Кто является целевыми потребителями предприятия? Деятельность предприятия может быть ориентирована  на правительственные агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с высокими доходами или население в целом

Технология

Ориентируется ли предприятие на использование  новейших или традиционных технологий?

Конкурентные  преимущества

В чем состоят  отличительные особенности и стратегические преимущества предприятия по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении

Философия

Каковы важнейшие  ценности, устремления и этические принципы предприятия? Философия предприятия может проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих или клиентов, и др.


Миссия должна быть тесно связана с ожиданиями так называемых контактных групп. У любой фирмы существуют определенные обязательства перед этими группами, принципы взаимоотношений с которыми составляют основу философии организации. Каждая группа имеет свои интересы, которые могут входить в противоречие друг с другом:

крупные собственники - рост своего благосостояния, стабильность бизнеса как гарантия доходов, увеличение стоимости активов;

миноритарные  акционеры - сиюминутная отдача вложений, обеспечение их возвратности;

сотрудники - уважение своих ценностей со стороны фирмы, стабильность и устойчивость, гарантия занятости и заработной платы;

потребители - возможность  приобретения качественных товаров  или услуг по приемлемым ценам, их безопасность, послепродажное обслуживание;

партнеры, поставщики и конкуренты - выполнение фирмой обязательств и ее корректное поведение на рынке;

общество в  целом - поступление налогов, создание рабочих мест, социальное обеспечение, снижение воздействия на экологию, формирование стабильной социально-экономической  среды.

Миссия (основной замысел) и предпринимательская философия необходимы для установления стратегических целей фирмы, а также для завоевания доверия потребителей и остальных контактных групп, чтобы не вызывать конфликта их интересов.

 

 

2. Подходы  к формированию миссии

 

Существует  два подхода к пониманию миссии:

широкий;

узкий.

В широком понимании  миссия - это философия и предназначение организации. При таком подходе  миссия определяется в общих терминах без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.п.

Содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять.

Пример: Миссия опытно-конструкторского бюро:

«Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду».

Широкий подход к формированию миссии ориентирует  предприятие на достижение стратегических преимуществ за счет создания возможностей производства широкой номенклатуры продукции (услуг); одновременный охват многих сегментов рынка и групп потребителей; гибкость маневрирования в управлении организацией.

При узком подходе  Миссия рассматривается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Пример: Миссия концерна (АВПК) «Сухой»:

«Авиационный  комплекс «Сухой» стремится производить  конкурентоспособные и высококачественные военные и гражданские самолеты, прежде всего, марок «Су», «Бе», позволяющие удовлетворять потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа".

Узко заданная миссия концентрирует стратегию  на производстве ограниченной номенклатуры продукции, конкретных рыночных сегментах, группах потребителей или используемых стратегических путях достижения целей бизнеса.

Такой подход способствует повышению действенности управления за счет усиления определенности и  организованности вследствие применения более сфокусированных скоординированных методов осуществления стратегий.

Таким, образом, при узком подходе миссия рассматривается  как утверждение, раскрывающее смысл  существования организации, в котором  проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Правильно сформулированная миссия наряду с общим смыслом  обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем  роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Рассмотрим  миссии известных компаний.

Миссия «Мак Доналдс»: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов».

Миссия MARY KAY: «Украшать  жизнь женщин во всем мире».

Миссия Красного Креста: «Защищать беззащитных».

Миссия Банка  «Надра»: «Быть надежным и социально ответственным гидом и помощником в постоянно меняющемся мире».

Миссия Группы компаний «Сократ»: «Мы работаем, чтобы  увеличить ваш капитал».

Миссия Группы компаний «Формоза» (российский производитель  компьютеров): «Мы живем и работаем в России и для России. Мы любим нашу страну, нам интересно жить в этой стране, мы верим в будущее этой страны. Мы считаем себя продолжателями дела наших отцов и дедов, на протяжении поколений создававших шедевры науки и техники, сделавших нашу страну лидером во многих областях человеческих знаний.

Мы считаем  себя ответственными за будущее нашей  страны. Мы считаем, что каждый гражданин  и каждая компания ответственны за ее состояние, за темпы ее развития, за ее конкурентоспособность.

Наша компания - это коллектив единомышленников, которые понимают, что наиболее полно реализовать себя они могут там, где бизнес в качестве основной движущей силы использует таланты и знания своих сотрудников.

Информация о работе Миссия организации (узкое и широкое понятие)