Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 22:57, реферат
В первой главе данной работы, я постарался описать содержание процесса принятия управленческого решения. Классификацию управленческих решений. Во второй главе рассмотрел методы научного подхода к процессу принятия, а также использование методов и моделей оптимизации управленческих решений.
Введение…………………………………………………………………………………..…3
1 Содержание и классификация управленческих решений …………………………..…4
2 Моделирование принятия управленческих решений…………………………..……….7
3 Деловая игра как способ моделирования процесса принятия управленческиx решений………………………………………………………………………..……….…...12
Заключение………………………………………………….………………………….…..16
Список использованных источников………………………………………………….…17
Число всевозможных конкретных моделей почти также велико, как и число проблем, для разрешения которых они были разработаны.
Теория игр. Одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации, - конкурентоспособности. Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество для любой организации. Теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.
Теорию игр изначально разработали военные с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые компании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделает того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.
Теория игр используется не так часто, как другие модели. К сожалению, ситуации реального мира зачастую очень сложны и настолько быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют конкуренты на изменение тактики фирмы. Тем не менее, теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Эта информация важна, поскольку позволяет руководству учесть дополнительные переменные или факторы, могут повлиять на ситуацию, и тем самым повышает эффективность решения.
3 Деловая игра как способ
моделирования процесса
В последнее время деловые
и имитационные игры находят
все более широкое применение
в самых разных областях: в
основном в экономике и
При описании этого метода
встречаются разные термины.
Следует специально отметить, что
деловую или имитационную игру
необходимо отличать от других
активных методов обучения, с
одной стороны, и от методов
социально-психологического
Отличительным признаком
С психологической точки
Виды деловых игр
На сегодняшний день в
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. По времени проведения:
· без ограничения времени;
· с ограничением времени;
· игры, проходящие в реальное время;
· игры, где время сжато.
2.По оценке деятельности:
· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
· оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
свободные, открытые игры заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
· обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
· констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
· поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
5. По методологии проведения:
·луночные игры - любая салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия»). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
·ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
·групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Кораблекрушение»);
·имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Межцеховое управление»
·для обучения специалистов ПДО, «Сбыт» — для обучения менеджеров по продажам и т.д.;
·организационно-деятельностные игры — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
·инновационные игры — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
·ансамблевые игры – формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.
В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:
·степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);
·наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством);
·уровень проблемности (первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации, второй уровень характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов;
·степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);
· длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут или длящиеся несколько дней) и т.п.;
·характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);
·характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия:
· способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ и т.п.);
·динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, неограниченным, саморазвивающиеся);
·тематическая направленность и характер решаемых проблем (игры тематические - ориентированные на принятие решений по узким проблемам; игры функциональные - имитирующие реализацию отдельных функций или процедур управления; игры комплексные - моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом.
Заключение
Совершенствование процесса
принятия управленческих решений и
соответственно повышение качества
принимаемых решений
В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
Образовательная функция
Деловые игры достаточно
·получение целостного опыта выполнения профессиональной деятельности;
·систематизация
в целостную систему уже
получение опыта социальных отношений;
·формирование профессионального творческого мышления.
Важно избежать крайности
Организатор игр должен быть
активен на этапе разработки,
подготовки игры и на этапе
ее рефлексивной оценки. Чем меньше
он вмешивается в процесс игры,
тем больше в ней признаков
саморегуляции, тем выше
Оптимальная продолжительность
деловой учебной игры примерно
4 часа. Такое рамочное время
Список использованныx источников
Информация о работе Модель принятия управленческих решений на основе деловых игр