Модель управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы - рассмотреть современное состояние российской модели управления и поиск путей ее совершенствования.
Объект данной работы – современное состояние российской модели управления.
Предмет данной работы – пути и совершенствования российской модели управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ: МЕСТО
РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и виды моделей управления 5
1.2. Парадокс русского управления: неэффективность и результативность 10
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 14
2.1. Характеристика современного этапа развития российской
управленческой мысли 14
2.2. Формирование российской модели управления на современном этапе 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Вложенные файлы: 1 файл

готовая модель управления.docx

— 49.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ: МЕСТО

РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ      5

1.1. Понятие и виды моделей  управления       5

1.2. Парадокс русского  управления: неэффективность и результативность 10

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 14

2.1. Характеристика современного  этапа развития российской 

управленческой мысли          14

2.2. Формирование российской  модели управления на современном  этапе 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ     27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный  кризис поразил все сферы жизнедеятельности  российского общества. Одна из главных  причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики  обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Деятельность любой организации  и государства в целом, как  в период кризиса, так и после  него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное  функционирование и развитие, но и  само существование. Более того, управление государством и организацией предопределяет отношение к ней со стороны  других государств и организаций  и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства  в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования  производства административными методами, интенсификацию производства. Современное  управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений  в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Категория "модель управления" является одной из ключевых в науке  и практике управления. Это обусловлено  тем, что любой руководитель стоит  перед самыми животрепещущими вопросами: как управлять вверенным объектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать, чтобы эффективно решать стоящие  перед ним задачи.

Вышеизложенное определяет актуальность и своевременность  исследования состояния и путей  совершенствования российской модели управления.

Целью данной работы - рассмотреть современное состояние российской модели управления и поиск путей ее совершенствования.

Объект данной работы – современное состояние российской модели управления.

Предмет данной работы – пути и совершенствования российской модели управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ: МЕСТО РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие и  виды моделей управления

Категория "модель управления" является одной из ключевых в науке и  практике управления. Это обусловлено  тем, что любой руководитель стоит  перед самыми животрепещущими вопросами: как управлять вверенным объектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать, чтобы эффективно решать стоящие  перед ним задачи.

Под "моделью" вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции, а также устройство, имитирующее  строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях. В  широком смысле "модель" - это  аналог (изображение, описание, схема, план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.

Модель - это прежде всего продукт  моделирования, то есть процесса, в  котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект, то есть тот, кто  это моделирование непосредственно  осуществляет. И управленческая, экономическая  модель не является исключением. В зависимости  от критериев, политических и экономических  пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модели могут существенно отличаться друг от друга, более или менее  соответствовать оригиналу и  отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально  существующим оригиналом и тем, насколько  правильно она отражает и объясняет  реально происходящие явления и  насколько эффективно она позволяет  воздействовать на управляемый объект. [6, c 105]

Под "моделью управления" следует  понимать теоретически выстроенную  целостную совокупность представлений  о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как  она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней  среде, чтобы управляемая организация  могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки  и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок  взаимодействия её элементов, организационную  культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.

В соответствии со сложившейся практикой  модель, которая руководителю или  управленческой команде, представляется идеальной или наиболее подходящей может быть, во-первых, взята уже  готовой, имея в виду, что мировой  и отечественный опыт практического  менеджмента дал немалое количество моделей, которые в свое время  и при определенных условиях дали положительный результат; во-вторых, можно сконструировать модель по "методу сборки" из готовых деталей  и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различных моделей управления; в-третьих, можно выбрать базовую модель управления, которая в максимальной мере отвечает предъявляемым требованиям, исключить из неё нежелательные  элементы, разработать и встроить в нее новые элементы, которые  отвечают специфическим особенностям управляемого объекта и условиям его функционирования; в-четвертых, можно создать и запустить  принципиально новую модель, опирающуюся  на совершенно новую парадигму, способную  уловить едва наметившиеся изменения  во внешней среде, которым суждено  стать доминантными в будущем. [1, c 261]

Следует подчеркнуть емкость, многогранность и комплексность самого понятия "модель управления". Оно имеет  сложную внутреннюю структуру, элементы которой имеют разную способность  влиять на идентификационные (сущностные) признаки самой модели, но будучи взаимосвязанными и взаимозависимыми, обуславливают не только прямое, но и синергическое воздействие на эффективность модели.

Можно выделить следующие основные критерии классификации и соответствующие  им модели управления: по виду преобладающей  собственности на средства производства (капиталистическая, социалистическая, корпоративная); по степени рыночного  влияния на экономику (рыночная либеральная, рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми  рыночными отношениями, модель централизованного  планового управления с элементами рынка); по масштабу и уровню управления (макромодель, отраслевая модель, региональная модель, муниципальная модель, микромодель); по характеру реализации властных полномочий (авторитарная, демократическая); по месту  человека в системе производительных сил (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная); по территориальному происхождению и месту широкой  адаптации (российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская, советская и т.п.); по принадлежности к соответствующим школам менеджмента (школа "научного менеджмента", школа "рациональной бюрократии", "административная" школа, "классическая" школа, школа  НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения"); по роли и месту человека в системе управления (модели на базе "теории Х" и "теории Y", модель на базе "теории Z"); по отдельным  управленческим признакам (модель 7-С, корпоративная модель "IBM", модель управления по результатам); по отношению  к изменениям во внешней и внутренней среде (статическая, или традиционная, консервативная, текущего состояния; ситуационная; адаптивная, или опережающая, инновационная; динамическая, или прогнозная, вероятностная, модель развития).

Если говорить об управлении организацией, то доминирующими являются следующие  три модели: 1) жесткая (или формальная, административная, авторитарная) модель; 2) мягкая (или неформальная, социально-психологическая, органическая) модель; 3) комбинированная  модель, в достаточно сбалансированной форме сочетающая в себе элементы и жесткой, и мягкой модели. [12, c 249]

Анализируя основные модели управления: англо-американскую, немецкую, японскую модель и российскую (так называемую предпринимательскую модель, характерную  для стран с переходной экономикой), можно сделать вывод, что они  по-разному подходят к проблеме трудовой мотивации (табл. 1), эти модели рассмотрим с точки зрения возможностей для  развития трудовой мотивации. Наименее пригодной для построения систем соучастия является англо-американская модель, ориентированная на собственника. Управление трудовой мотивацией в рамках этой модели возможно путем наделения  работников акциями и, следовательно, включением их в число собственников. Однако внутри круга собственников  наблюдаются значительные противоречия.

Таблица 1.

Сравнительные характеристики моделей управления

Характеристики

моделей  

Англо-   

американская 

Немецкая  

Японская  

Российская 

Система      

ценностей    

индивидуальная 

свобода выбора

взаимодействие

и согласие   

взаимодействие

и доверие    

неопределенная

Роль трудового

коллектива   

пассивная     

активная     

активная     

сопричастность

экстримальное

реагирование 

Основной     

способ       

финансирования

фондовый      

рынок         

банки        

банки        

за счет      

близости     

к власти     

Временной    

горизонт     

инвестирования

краткосрочный 

долгосрочный 

долгосрочный 

сиюминутный  

Стоимость    

капитала     

высокая       

средняя      

низкая       

неопределенная

Рынок капитала

высоколиквидный

ликвидный    

относительно 

ликвидный    

неликвидная  

Оплата       

менеджмента  

высокая       

 

низкая       

с высокой    

дисперсией   


 

Корни принципа социального взаимодействия немецкой модели корпоративного управления лежат в традициях немецкой экономической  системы, ориентированной на кооперацию и социальное согласие для достижения национального процветания и  богатства. Основные элементы немецкой модели: двухуровневая структура  совета директоров; представительство  заинтересованных сторон; универсальные  банки; перекрестное владение акциями. Активным элементом немецкой модели корпоративного управления является трудовой коллектив. Центральным звеном немецкой модели является принцип социального  взаимодействия, направленный на достижение баланса интересов акционеров, трудового  коллектива и деловых партнеров.

Социальная сплоченность и взаимозависимость - важный аспект деловой жизни в  Японии, уходящий корнями в японскую культуру и традиции. Современная  модель корпоративного управления сложилась  под влиянием, с одной стороны, этих традиций, с другой - внешних  сил в послевоенный период. Ключевым элементом японской модели корпоративного управления является система пожизненного найма персонала. Естественно, она  не охватывает полностью весь рынок  труда Японии. Доля тех, кто всю  свою трудовую жизнь связывает с  одной компанией, составляет примерно 50%.

Российская предпринимательская  модель корпоративного управления характерна для стран с переходной экономикой. В рамках этой модели формально присутствуют все необходимые элементы, но в  реальной деятельности принцип разделения прав собственности и контроля не признается.[13, c 345]

1.2. Парадокс русского управления: неэффективность и результативность

Общественное мнение наделяет русскую  модель управления взаимоисключающими, казалось бы, качествами. С одной  стороны, это управление неэффективное, потому что оно изначально не нацелено на эффективность, на минимизацию затрат для достижения максимальных результатов. И управленческие решения (экономические, военные, социальные и прочие) обычно принимаются неверные, и выполняются  они неоптимальным образом. Значит, и первичные ячейки системы управления (хозяйственные, военные, социальные, религиозные), как и вышестоящие органы управления, функционируют не лучшим образом.

Любую выполняемую в нашей стране работу можно было бы сделать дешевле  и с лучшими результатами. Это  общеизвестно, и каждый в глубине  души знает, что свою работу он выполняет  неважно и его организация  тоже работает неправильно, а уж про  государство и говорить нечего. Семья  покупает не то, что нужно, деньги тратит неоптимальным образом. Фирма работает неоптимальным образом. И в общественных организациях все не "по уму", и  в школах и вузах учат не тому, что нужно, да и тому плохо учат. Об этом слагаются анекдоты и песни, снимаются фильмы и ставятся спектакли. Русские весьма самокритично оценивают  эффективность своих действий, а  ведь в конечном счете (на большом  временном отрезке) народ всегда прав.

Информация о работе Модель управления