Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 01:13, доклад
Дуглас МакГрегор (1906-1964) - социальный психолог, опубликовавший ряд статей по исследованиям в этой области. В течение нескольких лет он был Президентом Астонского колледжа и описал, как этот период работы в качестве высшего руководителя сформировал его взгляды на функционирование организации. С 1954 года до конца своих дней он был профессором менеджмента в Массачусетском технологическом институте.
Дуглас МакГрегор (1906-1964) - социальный психолог, опубликовавший ряд статей по исследованиям в этой области. В течение нескольких лет он был Президентом Астонского колледжа и описал, как этот период работы в качестве высшего руководителя сформировал его взгляды на функционирование организации. С 1954 года до конца своих дней он был профессором менеджмента в Массачусетском технологическом институте.
Дуглас МакГрегор рассматривает предположения о поведении человека, лежащие в основе управленческих действий.
Традиционная концепция администрации (на примерах работ Файоля) основана на том, что руководство направляет и контролирует работу как всего предприятия, так и его отдельных членов. При этом предполагаются определенные базовые гипотезы о человеческой мотивации, которые МакГрегор характеризует, как «Теорию X».
Предположение о человеческой мотивации по «Теории X»
Теория X удерживала позиции
в течение долгого времени (хотя
обычно не в такой четкой формулировке).
Это было возможно, потому что теория,
без сомнения, давала объяснение некоторого
человеческого поведения в
МакГрегор предлагает альтернативную «Теорию Y» с основополагающим принципом «интеграции» вместо направления и контроля.
Предположения о человеческой мотивации по «Теории Y»:
МакГрегор анализирует, как можно было бы применить Теорию Y в качестве основы для действующей организаций. Он особенно интересуется результатами применения этой теории к оценке производительности, заработной плате и продвижению по службе, участию и взаимоотношениям между административным и линейным персоналом. В последнем разделе он делает важное замечание, что будут возникать напряжения и конфликты между административным и линейным персоналом до тех пор, пока административный персонал будет использоваться как служба высшего управления для контроля линейного персонала (что требуется согласно Теории X). Согласно Теории Y роль административного персонала рассматривается как служба предоставления профессиональной помощи всем уровням управления.
Дугласом МакГрегором были предложены теория «X» и теория «Y»,рассматривающие мотивацию человека с двух противоположных сторон. Теория «X» допускает, что большинство людей не заинтересованы в ответственности и что люди работают либо только из-за денег либо из страха перед некими угрозами. Однако, создав теорию «X», МакГрегор пришел к выводу, что такое понимание человеческой природы не соответствует действительности, а менеджмент, построенных на этом подходе не отвечает современным потребностям. Таким образом, была создана теория «Y», основным постулатом которой является то, что люди не ленивы и не безответственны. Эта теория доказывает, что люди могут быть самоуправляемыми и творческими в работе при правильной мотивации. Следует особо подчеркнуть, что теория «X» и теория «Y» не являются взаимоисключающими противоположностями. Наоборот, их автор считает; что большинство людей имеет потенциал для того, чтобы быть зрелым и сознательным, таким образом, существует разница между позициями и поведением. Теории «X» и «Y» описывают позиции и склонности людей. Руководителю следует придерживаться теории «Y», но также следует помнить и о теории «X», так как с некоторым людьми необходимо некоторое время обращаться согласно теории «X», чтобы помочь им самореализоваться и перейти в категорию «Y».
Теории «X» и «Y» Макгрегора
Дуглас Макгрегор, ученый, известный работами в области лидерства, назвал предпосылки авторитарного руководителя по отношению к работникам теорией «X». Согласно теории «X»:
Основываясь на таких исходных
предположениях, автократ обычно максимально
централизует полномочия, структурирует
работу подчиненных и почти не
дает им свободы в принятии решений,
стремится упростить цели, разбить
их на более мелкие, каждому подчиненному
поставить свою специфическую задачу,
что позволяет легко
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений авторитарного руководителя. Макгрегор назвал их теорией «Y»:
Основываясь на этих предположениях, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня — потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. По-настоящему демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают участие в принятии решений и пользуются свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия, поэтому подчиненные в случае необходимости могут обратиться к руководителю за помощью. Чтобы добиться этого, руководитель организует двухстороннее общение и играет направляющую роль.
Маслоу А. теория иерархии потребностей.
Автор теории исходит из того, что все
люди постоянно ощущают какие – либо потребности,
которые побуждают их к действию. На человека
влияет целый комплекс ярко выраженных
потребностей, которые можно объединить
в несколько групп, расположив их по принципу
иерархии. Обычно человек испытывает влияние
одновременно нескольких взаимодействующих
потребностей, сильнейшая из которых и
определяет его поведение. Руководитель,
хорошо знающий уровень потребностей
своего подчиненного, может предвидеть,
какой тип потребностей будет доминировать
у него в обозримом будущем, и использовать
соответствующий мотиватор для повышения
эффективности его деятельности. Маслоу
выделять пять групп потребностей человека.
1. Физические потребности. К ним относятся
потребности в пище, одежде, жилье, сне,
отдыхе, сексе и тому подобном. Их удовлетворение
необходимо для поддержания жизни. Выживания.
Поэтому их нередко называют биологическими
потребностями. Применительно к производству
они проявляются как потребность в заработной
плате, отпуске, пенсионном обеспечении,
перерывах в работе, благоприятных рабочих
условиях, освещении, отоплении, вентиляции.
Работники, поведение которых детерминируется
этими потребностями, мало интересуются
смыслом и содержанием труда, их заботит
главным образом его плата и условия.
2. Потребности в безопасности. Под ними
имеются в виду и физическая (охрана здоровья,
безопасность на рабочем месте), и экономическая
безопасность (денежный доход, гарантированность
рабочего места, социальное страхование
по старости и на случай болезни). Эти потребности
актуализируются и выходят на первый план,
как только удовлетворяются физиологические
потребности человека. Удовлетворение
потребностей в безопасности обеспечивает
уверенность в завтрашнем дне. Они отражают
желание сохранить уже достигнутое положение,
в том числе уровень заработной платы
и различные льготы, защитить себя от опасностей,
травм, потерь или лишений. В организациях
эти потребности выражаются в форме борьбы
трудящихся за стабильную занятость, безопасность
работы, создание и сохранение профсоюзов,
социальное страхование по старости и
на случай утраты трудоспособности, выходное
пособие и т.п.
3. Социальные потребности. Они ориентируются
на общение и эмоциональные связи с другими:
дружба, любовь, принадлежность к группе
и принятие ею. Социальные потребности
актуализируются и приобретают ведущую
поведенческую значимость после того,
как удовлетворяются физиологические
потребности и потребности в безопасности.
Будучи существами социальными, коллективными.
Люди испытывают желание нравиться другим
и общаться с ними. В организации это проявляется
в том, что они входят в формальные и неформальные
группы, так или иначе, сотрудничают с
товарищами по работе. Мотивированный
социальными потребностями человек рассматривает
свой труд как частичку деятельности всего
коллектива. Руководство такими людьми
должно иметь характер дружеского партнерства.
4. Потребности в уважении. К ним относятся
потребности как в самоуважении, так и
в уважении со стороны других, в том числе
потребности в престиже, авторитете, власти,
служебном продвижении. Самоуважение
обычно формируется при достижении цели,
кроме того, оно связано с наличием самостоятельности
независимости. Потребность в уважении
со стороны других людей ориентирует человека
на завоевание и получение общественного
признания, репутации, статуса внутри
группы, внешними проявлениями которых
могут выступать выражение признания,
похвала, почетные звания, продвижение
по службе.
5. Потребность в самореализации. Включает
в себя потребности в творчестве, в осуществлении
собственных замыслов, реализации индивидуальных
способностей, развитии личности, в том
числе познавательные, эстетические и
другие потребности. По своему характеру
потребности в самореализации более индивидуальны,
чем другие. Они характеризуют наиболее
высокий уровень проявления человеческой
активности.
- Большой вклад в развитие
школы "человеческих отношений"
1) физиологические;
2) в безопасности своего существования;
3) социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.);
4) престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение);
5) в самовыражении, полном
использовании своих
Следует помнить три важных положения теории Маслоу:
1. Иерархия потребностей
очень напоминает развитие
2. Исчезновение удовлетворенных
потребностей и появление
3. Маслоу отмечает, что пять ступеней не являются чем-то автономным. Существует определенная степень взаимодействия между ними.
Теория Маслоу строится на предположении, что, пока необходимость в удовлетворении базовых потребностей в иерархии так же важна, как, например, потребность в витаминах, здоровый человек будет руководствоваться в основном потребностью самореализации своего потенциала. Если человеку препятствуют в удовлетворении потребностей более низкого уровня, потребности более высокого ранга не могут возникнуть. Однако противодействие удовлетворению потребности происходит по внешним причинам.
Теорию потребностей существования, связи и роста (или ERG — Existence, Relations, Growth) разработал в 1972 г. американский ученый К. Альдерфер. Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей А. Маслоу. Отмечая недостаточную четкость различения некоторых групп потребностей в теории А. Маслоу, он выделил не пять, а три класса (группы) потребностей: существования, связи и роста.
Потребности существования содержат две группы потребностей пирамиды А. Маслоу: в безопасности и физиологические.
Потребности связи отражают социальную природу человека.его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к группе потребностей связи относятся потребности в принадлежности к социальной группе, признании и уважении, связанные со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей в безопасности пирамиды А. Маслоу, которая связана с групповой безопасностью.
Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении пирамиды А. Маслоу и включают в себя также потребности группы признания и самоутверждения, связанные со стремлением к развитию уверенности, самосовершенствованию и т. п.
Эти три группы потребностей, как и в теории А. Маслоу, расположены по иерархии. Однако между ними есть одно принципиальное различие: согласно А. Маслоу, движение от потребности к потребности происходит только снизу вверх (удовлетворил потребность нижнего уровня — перешел к следующей и т. д.). К. Альдерфер полагает, что это "движение" идет в обе стороны (наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня). При этом К. Альдерфер считает, что в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять "включаются" потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.
В соответствии с теорией К. Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность, и этот процесс определяет наличие обратного движения сверху вниз.
Процесс движения вверх по уровням потребностей К. Альдерфер называет удовлетворением потребностей, а процесс движения вниз — фрустрацией, т. е. поражением в стремлении удовлетворить потребность.