Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:51, курсовая работа
Целью работы является исследование японской системы мотивации, выяснить вытеснил ли процесс глобализации традиционный дух мышления японцев. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в реферате: проанализировать научную литературу по теме исследования; раскрыть теоретические аспекты понятия мотивация; проанализировать традиционную систему мотивации в Японии и ее изменение с приходом западного капитализма. Предметом исследования является процесс мотивации персонала в японских организациях. Методом в реферате является: сбор и анализ литературы, обобщение и систематизация результатов.
Введение 2
Глава 1.Мотивация как основополагающая функция управленческого процесса 3
1.1 Понятие и сущность мотивационного процесса 3
1.2 Внутренние и внешние факторы мотивации 8
Глава 2. Эволюция «Японского подхода» к мотивации труда 12
2.1 Традиционная система мотивации в японских компаниях 12
2.2 «Вестернизация» японской системы мотивации персонала 16
Заключение 20
Список используемой литературы 21
2. Работа должна
морально удовлетворять
3. Человек на работе
должен ощущать свой
К основным методам внедрения
внутренней мотивации относятся
отношение руководства к
Хороших результатов дают комбинированные методы мотивации, совмещающие материальную заинтересованность с моральным удовлетворением работой, созданием чувства уверенности в себе и в завтрашнем дне. Неплохие результаты дает выдача работникам части акций предприятия, это дает им ощущение хозяина предприятия.
Работа по созданию мотивации к качественному труду должна проводится менеджерами постоянно и системно, это работа требует затрат ресурсов, но если подсчитать во что обходится фирме потери от брака, потери имиджа и клиентов, выяснится, что эта работа самая оптимальная и менее расходная.
Японскую систему мотивации
можно рассматривать как
Главным элементом японской системы мотивации является пожизненный найм. Это одна из форм гарантированной занятости.
Система пожизненного найма заключается в том, что служащий получает гарантированное рабочее место с момента окончания высшего учебного заведения и до самой пенсии. Это явление зачастую не имеет никакого документального подтверждения. При желании служащий может покинуть рабочее место, или в очень редких случаях его могут уволить за недобросовестное отношение к своей работе. 10
Если японец несколько лет проработал в одной фирме, у него появился стаж, увеличилась заработная плата, то при увольнении и переходе его на другую работу этот стаж обнуляется, и японцу приходится строить свою карьеру заново. Благодаря системе пожизненного найма «текучесть кадров» в Японии минимальная.
Профессия японца всегда отождествляется с фирмой, которую он представляет.
Пожизненный найм дает предприятиям преданных сотрудников, которые уверены, что их занятость гарантирована, и, если у фирмы будут какие-либо затруднения, их не уволят. Для персонала это служит важнейшим мотивационным фактором, и поэтому они с рвением отдаются труду и обеспечивают высокую производительность.
Отбор в постоянные кадры очень сложен и строг, и прошедший его работник рассматривает этот факт как признание его знаний и способностей. Пожизненный найм является для японцев мощным мотивом, потому что он обеспечивает им постоянное рабочее место, стабильное будущее.
С практикой пожизненного найма тесно связана система оплаты труда, основанная на принципе старшинства. Повышение заработной платы производится в зависимости от стажа работы сотрудника. Этот принцип основан на традиции японского общества - уважение к старшим. Человек мудреет с возрастом, развивается разносторонне не только в жизни, но и в производственной сфере.
Оплата по старшинству
в свою очередь связана с системой
сеньоризма ( ситуация, когда при
выборе кандидата на выдвижение определяющими
критериями становятся возраст и
стаж). Эта система уменьшает
Молодому и способному
менеджеру практически
Японцы считают, что чем больше служащий проработал на одном месте, тем совершеннее его навыки, особенно те, которые являются специфичными для данной фирмы, и тем успешнее и продуктивнее он будет выполнять свою работу. Следовательно, производительность труда такого сотрудника будет выше, что и находит свое отражение в росте его заработной платы.12
Для понимания повозрастной системы оплаты труда важно отметить, что при продвижении работника в компании стаж и уровень его образования не являются единственно решающими.
Изначальным духом японской нации, превратившейся со временем в традицию, является Бусидо - учение о рыцарском поведении. Оно прочно укоренилось в сердцах японцев и не отошло в прошлое. Конфуцианство является морально – этической основой бусидо. Прежде всего оно закрепило «верность долгу». Приверженец бусидо должен был уяснить, что истинный долг человека заключается не в собственном спасении. Работники должны быть преданны делу и предприятию.
Дух бусидо во многом повелевает
поведением японцев, и они сознательно,
но еще в большей степени
В кодексе Бусидо представлялись
различные описания должностного поведения
воина, самурая, который служил своему
господину. На сегодняшний день такому
поведению следуют обычные
Изначальные духовные принципы самураев формировали не только воинственность и бесстрашие, верность господину и беззаветное служение воинскому долгу, но и закладывали основу моральной и нравственной чистоты.
Самурай никогда не должен
пренебрегать боевым духом. Японцы следуют
этому правилу и всегда делают
свое дело. Они не жалуются на свою судьбу,
они только рады стараться на свою
фирму. В них нет никаких
Свои поражения и неудачи
на работе японцам свойственно
В душе каждого японского дельца живет самурай с его фанатичным стремлением к полной самоотдаче, умением идти до конца и действовать на пределе своих возможностей, не щадить ни себя, ни своего партнера, тем более противника. Эти национальные черты японского характера в полной мере проявляются в японском бизнесмене, для которого его дело - это ринг неистовой борьбы и яростного самоутверждения.
В деловом мире Японии распространена приверженность к коллективным формам организации труда. Она проявляется в исключительной преданности делам фирмы.14
Настоящий самурай прежде всего думает о своем господине, отдаёт ему тело и душу. Это высшая категория служения. Также и японец искренне почитает свое предприятие.
Личный героизм самураев, жажда славы не должны были служить самоцелью. Все это было подчинено другой идее - идее верности, которая выражалась в беззаветном служении сюзерену. Верность своему господину требовала от самураев полного отказа от личных интересов.
Япония-это общество, которое пересоздавало себя дважды менее чем за 200 лет – во время Реставрации Мейдзи в 19 веке и после поражения в войне в 1945 году. Послевоенные преобразования в Японии, проведенные под контролем союзных (фактически американских) оккупационных властей по своим масштабам и значению традиционно сравниваются с реформами периода Мэйдзи. Духовная американизация послевоенной Японии была задумана как тотальная: в области идеологии, культуры, быта и стиля жизни она стремилась зайти гораздо дальше, чем в области экономики и политики. Если мэйдзийская вестернизация была жестко подчинена «японскому духу», то лозунгом послевоенной американизации мог бы стать: «западный дух — западные знания» с преобладанием первого компонента формулы. Усилиями американских политиков Япония в скором времени превратилась в один из основных форпостов на пути «мировой коммунистической угрозы». Тесное военно-политическое сотрудничество с США вскоре дополнилось втягиванием Японии в модернизированную после войны систему западной рыночной экономики, что коренным образом повлияло на развитие японского общества: в кратчайшие сроки внешняя сторона его жизни до такой степени вестернизировалась, что многие к концу XX столетия ставили знак равенства между понятиями «Япония» и «Западная цивилизация».
Действительно, Япония разделила все основные принципы западной цивилизации: приверженность правам человека, рыночным экономическим отношениям и миролюбивой внешней политике, но внутренних, духовных изменений не произошло.
В современном японском управлении
сочетаются и традиционные, и инновационные
черты. На японскую модель мотивации
накладывает отпечаток
В японском характере ярко проявляется приверженность традициям, преданность авторитету, стремление к согласованным действиям в группе, сильно развитое эстетическое чувство. У японцев сильно проявляется дух коллективизма, тогда, когда европейцы являются индивидуалистами. Японцы всегда сотрудничают друг с другом, действуют сообща.
Японская цивилизация отличается не только терпимостью к внешним влияниям, но главным образом способностью перерабатывать их на свой национальный лад. Японцы используют наиболее полезные западные концепции управления и приспосабливают их к своим национальным особенностям, усиливая тем самым свои ценности и устанавливая специфический стиль методов, который присущ только японцам.
В любой японской компании
существует четкая цель, которой придерживаются
все работники и которая
Стабильная иерархичная
Западное стремление к самостоятельности и независимости стало все больше проявляться и в Японии.17
Несмотря на активное внедрение
элементов европейского менеджмента
использование также и
Практика открытого обсуждения планов развития компании позволяет внедрять новые методы управления и производства без сопротивления со стороны сотрудников. Ведь они уже осведомлены о грядущих переменах и морально к ним готовы. Такой метод управления крайне отличается от западного, где руководство предпочитает ставить работников перед фактом внедрения изменений. Вообще в Японии человек с его потребностями и особенностями стоит в центре управленческой концепции. 18
Японское управление не могло
возникнуть без влияния Запада на
японскую культуру, который способствовал
проникновению в сознание японцев
базовых идей и ценностей. Но ментальная
составляющая японце не была полностью
вытеснена процессом
«Вестернизация» Японии объясняется
двумя аспектами японской культуры.
Первое – это преданность вождю,
хозяину. Второе – это заимствование
чужого опыта и способность соединять
его с национальными
Восприятие культурного
и технического опыта Запада не привело
к забвению норм японского образа
жизни. Благодаря этим условиям создавался
благоприятный климат обновления. Западноевропейские
обычаи в сочетании с японской
дисциплинированностью, чувством долга,
почитания старших и
Опыт "вестернизации" Японии – это не противопоставление Запад - Восток, порожденное колониализмом и империализмом, а взаимодействие культур и цивилизаций.19