Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:55, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения.
Предметом исследования является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Признание определяющей роли мотивационного механизма делает обращение к теме мотивации труда особенно актуальным.
Введение ………………………………………………………………………3
1. Содержательные теории мотивации……….…………………………...5
1.1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу……………………………..5
1.2. Теория потребностей МакКлелланда…………………………………. 10
1.3. Теория двух факторов Герцберга……………………………………...12
2. Процессуальные теории мотивации………………………………….15
2.1. Теория ожиданий………………………………………………………..15
2.2. Теория справедливости ………………………………………………...18
2.3. Комплексная процессуальная теория………………………………….19
3. Методы индивидуальной и групповой мотивации………………….23
Заключение…………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………30
2. В российских условиях
можно проследить
3. Методы психологического воздействия имеют огромную важность, для современного управления малым и средним бизнесом. Но в силу традиционной склонности многих руководителей к силовым методам управления из повседневной практики должны по возможности исключаться манипулятивные психологические игры в сфере труда и культивироваться прямые и честные методы общения.
4. Рекомендуется установить
регулярную обратную связь и
выделять личный вклад каждого
работника в общие результаты
работы и соответственно
5. Обеспечение в отделе
климата взаимного доверия,
6. Обеспечение каждого
интересной работой,
7. Установление четких
целей и задач, а также
8. Предоставление всем равных возможностей при найме, аттестации, оценке, обусловленных только способностями сотрудников, их результативностью и накопленным опытом.
9. Формирование таких стандартов поведения, которые побуждали бы сотрудников к единению, искренности и честности.
10. Признание необходимости
сбалансированного образа
Для оценки и справедливого распределения вознаграждения в коллективе можно использовать принципы «справедливой компенсации», сформулированные Шепли-Эрроу.
Таким образом, деятельность работника и группы оценивается по следующим показателям:
- достигнутым результатам
труда (экономическая
- степени согласованности действий при групповой работе, сплоченности (социальная эффективность);
- степени удовлетворенности результатом деятельности и взаимоотношениями в процессе достижения этих результатов.
Заключение
Мотивация — это
процесс стимулирования кого-ли
Все современные теории мотивации (Маслоу, МакКлелланда, Герцберга) делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей.
Потребности — это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.
Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение — это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.
Согласно теории Маслоу
пять основных типов потребностей (физиологические,
безопасности, социальные, успеха, самовыражения)
образуют иерархическую структуру,
которая как доминанта определя
Менеджеры, работающие на международном уровне, должны иметь в виду, что относительная значимость различных потребностей людей может меняться в различных странах, в особенности, если они находятся на разных уровнях развития.
Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полна, МакКлелланд дополнил ее, введя понятия потребностей власти, успеха и принадлежности.
Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника), всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов — таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.
В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что же заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Теория ожиданий основывается
на предположении, что человек направляет
свои усилия на достижение какой-либо
цели только тогда, когда будет уверен
в большой вероятности
В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же он считает свой труд переоцененным, то он, напротив, оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его.
Получившая широкую поддержку модель Портера-Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда порождает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.
В управлении персоналом очень важна трудовая мотивация. Теории мотивации делают акцент на содержание ведущих потребностей, заставляющих человека действовать определённым образом. Например, мы знаем, что для работника высокой потребностью в достижениях важно закончить трудное задание вовремя. Поэтому он может быть заинтересован в том, чтобы работать сверхурочно. Для работника с высокой потребностью самореализации важно выдавать результаты самого высокого качества. Он мотивирован к работе с повышенной аккуратностью и внимательностью в силу тех высоких требований, которые он предъявляет к собственному труду.
Трудовая мотивация у разных людей может быть разной. Руководители должны стремиться к тому, чтобы как можно точнее оценить и понять индивидуальные потребности каждого подчинённого и использовать это знание для выбора таких управленческих воздействий, которые будут максимально полно учитывать особенности трудовой мотивации работника и специфику рабочих условий. Содержательные теории выражают лишь часть методов трудовой мотивации. Важно, чтобы каждый руководитель применял теории в зависимости от личных мотиваций каждого работника.
Список литературы.
8. Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент. М.: ЭКМОС, 2005