Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:44, дипломная работа
Цель работы: изучение роли мотивации персонала в успешном развитии современной компании.
Предмет исследования: мотивация персонала.
Объект исследования: персонал компании ООО «КБК».
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Изучена суть и основные подходы к мотивации персонала.
Приведен зарубежный опыт мотивации сотрудников.
Выделены особенности мотивации персонала в российских компаниях.
Изучены основные аспекты управления и мотивации персонала компании ООО «КБК»
Проведена оценка мотивации персонала компании ООО «КБК».
Во-первых, сотрудник может не до конца разобраться в основном факторе, побудившем совершить тот или иной поступок.
Во-вторых, побудительная причина может быть преднамеренно искажена сотрудником, для того чтобы не выглядеть в глазах других или своих собственных безнравственным, неволевым и так далее.
Более надежным представляется метод анкетирования, при котором испытуемый, представляя себя в соответствии с предложенным заданием в той или иной ситуации, в которой он якобы совершил какое-то действие, объясняет причину своего поступка. Этот метод, связанный с описанием проблемных ситуаций, позволяет в ответах испытуемых через проекцию выявлять устойчивые и доминирующие установки, взгляды, суждения, которые в реальной жизни могут привести к подобному поведению и его обоснованию. При анкетировании сотрудники свою позицию приписывают воображаемому субъекту, а это означает, что такие модели поведения имеются у него самого и потенциально он может поступить также.
Таким образом, анкетирование, как метод исследования, дает возможность максимально приблизиться к действительным мотивам сотрудника, вопреки создаваемому им образу.16
В данной работе используется методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем.
Данная методика является адаптированным вариантом методики, разработанной М.Рокичем, и служит для исследования системы ценностей личности. Автор делит эти ценности на термальные, или ценности-цели, и инструментальные, или ценности-средства. Термальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности он определяет как убеждения в том, что какой-то образ действия является и с личной, и с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. К термальным ценностям можно отнести счастливую личную жизнь, мир во всем мире так далее. К Инструментальным – честность, рационализм и так далее.
Респонденту предлагается высказать отношение к каждому из 38 вариантов ценностей, поставив в соответствующих клетках бланка для ответов одну из следующих оценок вариантов ценностей: «3» - высокое значение, «2» - имеет значение, «1» -имеет малое значение, «0» - не имеет значения вообще. На заполнение бланка дается не более 20 минут. (Табл. 2.2)
Таблица 2.2.
Бланк для определения мотивации сотрудника
Список «термальных ценностей» |
Группа |
баллы |
Список «инструментальных ценностей» |
Группа |
баллы |
Активная, деятельная жизнь |
да |
Аккуратность |
ж |
||
Здоровье |
ж |
Жизнерадостность |
СП |
||
Красота природы и искусства |
си |
Продвижение по служебной лестнице |
да |
||
Материально обеспеченная жизнь |
ж |
Ответственность |
да |
||
Спокойствие в стране, мир |
си |
Самоконтроль |
да |
||
Познание, интеллектуальное развитие |
сп |
Смелость в отстаивании своего мнения |
да |
||
Независимость суждений и оценок |
да |
Терпимость к мнениям других |
сп |
||
Счастливая семейная жизнь |
к |
Честность |
к |
||
Уверенность в себе |
к |
Воспитанность |
к |
||
Жизненная мудрость |
к |
Исполнительность |
да |
||
Интересная работа |
к |
Рационализм (умение принимать обдуманные решения) |
да |
||
Любовь |
к |
Трудолюбие |
ж |
||
Наличие верных и хороших друзей |
к |
Бытовой комфорт |
ж |
||
Общественное признание |
сп |
Получение высокой оплаты труда |
ж |
||
Равенство (в возможностях) |
си |
Получение качественного образования |
ж |
||
Свобода поступков и действий |
си |
Твердая воля и четкость выполнения принятых решений |
да |
||
Творческая деятельность |
сп |
Широта взглядов |
к |
||
Получение удовольствий |
к |
Возможность участия в культурных событиях (театры, музеи) |
сп |
||
Стабильность в экономике и политике |
си |
Достижение поставленных целей |
ж |
Все вопросы разделяются на следующие группы:
Жизнеобеспечение (ж) – стремление к обеспечению материального благополучия, высокого уровня быта, здоровье и так далее
Комфорт (к) - стремление к обеспечению комфорта в семье, на работе, отсутствие стрессов, стабильное психо-эмоциональное состояние.
Социальный институт (си) стремление к достойным условиям жизни, наличию инфраструктуры высокого уровня, стабильности в политике и экономике
Деловая активность (да) – стремление к самореализации, к повышению авторитета среди коллег, возможность повышения профессионального уровня и так далее
Социальная полезность (сп) – общение с друзьями, возможность участвовать в общественной жизни и так далее.
Обработка ответов осуществляется на бланке:
Дата______Возраст_____Пол_____ | |
Профессия/должность | |
Фамилия, имя и отчество | |
Группа вопросов |
Набранные баллы |
Жизнеобеспечение |
|
Деловая активность |
|
Комфорт |
|
Социальная полезность |
|
Социальный институт |
Доминирующая направленность ценностных ориентацией дает возможность определить вовлеченность либо сферу труда, либо в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов дает возможность оценить идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей, которые человек рассматривает как нормы поведения.
В целях оценки уровня мотивации сотрудников компании было принято полное анкетирование сотрудников. Так, в результате опроса были получены результаты исследований, охватывающие 98% сотрудников компании. Для систематизации результатов опроса проведем классификацию персонала компании:
Таблица 2.3
Структура персонала компании ООО «КБК»
Тип персонала |
Доля в общей численности персонала, % |
Средний возраст, лет |
Средняя заработная плата в месяц, руб. |
Текучесть кадров, чел/год. |
Работники высшего звена |
3,0 |
43,5 |
100 000,0 |
0 |
Управляющие высшего звена |
7,4 |
39,4 |
55 000,0 |
1,2 |
Управляющие среднего звена |
9,8 |
35,2 |
20 000,0 |
10,1 |
Специалисты с высшим образованием |
39,8 |
32,4 |
18 000,0 |
29,5 |
Специалисты со средне-специальным образованием |
24,7 |
23,1 |
12 000,0 |
43,3 |
Специалисты с общим средним образованием |
8,2 |
20,8 |
10 000,0 |
32,4 |
Специалисты с неполным средним образованием |
7,1 |
29,5 |
7 000,0 |
90,2 |
Следует обратить внимание на достаточно высокий уровень текучести специалистов, которые являются основным кадровым ресурсом компании. Версия о низкой заработной плате, как первопричине увольнений не подтвердилась. Очевидно, причина увольнений в низком уровне мотивации, что и требуется определить в данной главе.
На основе проведенного анкетирования были получены следующие результаты:
Таблица 2.4.
Средний уровень мотивации сотрудников компании ООО «КБК»
Структура мотивации |
Средний уровень мотивации |
Жизнеобеспечение |
19,46 |
Деловая активность |
17,54 |
Комфорт |
20,54 |
Социальная полезность |
10,69 |
Социальный институт |
8,92 |
Рисунок 2.2. Средний уровень мотивации сотрудников компании ООО «КБК»
Как видно из проведенного исследования, большая часть сотрудников компании мотивирована на комфорт и жизнеобеспечение, деловая активность стоит лишь на третьем месте, что говорит о низкой взаимосвязи благополучия сотрудников с благополучием развития компании. Мотивация на социальную полезность и социальный институт крайне незначительна.
Таким образом, типовой портрет сотрудника компании выглядит следующим образом: средний возраст 30 лет, наличие специального образования, ориентирован на обеспечение личного комфорта и комфорта семьи, имеет ряд бытовых проблем, требующих решение, в перспективе склонен делать карьеру в компании, однако это не является первостепенной задачей, мало нуждается в социальном пакете, предоставляемом компанией, не видит необходимости коллективной работы, участия в жизни компании.
Известно, что весь персонал компании разделен на определенные группы, каждая из которых имеет определенный круг интересов, целей и соответственно, мотивацию. В рамках проводимого исследования необходимо оценить средний уровень мотивации каждой из групп сотрудников. Результат данного анализа позволит скорректировать новую программу мотивации с учетом объекта воздействия, то есть той или иной группы.
Так, следует обратить внимание, что стремление к жизнеобеспечению практически одинаков у всех групп сотрудников, максимальная мотивация к комфорту наблюдается у управляющих высшего звена и у специалистов со средне-специальным образованием. Следует заметить, что именно у специалистов со средне-специальным образованием максимальное стремление к деловой активности, что говорит о возможности применения к ним таких инструментов мотивации, как дополнительное обучение, возможность профессионального и карьерного роста. Мотивация на социальный институт и полезность у всех групп крайне низка.
Таблица 2.5
Структура мотивации сотрудников компании ООО «КБК»
Работники высшего звена |
Управляющие высшего звена |
Управляющие среднего звена |
Специалисты с высшим образованием |
Специалисты со средне-специальным образованием |
Специалисты с общим средним образованием |
Специалисты с неполным средним образованием | |
Жизнеобеспечение |
21 |
17 |
20 |
19 |
20 |
21 |
18 |
Деловая активность |
20 |
14 |
20 |
17 |
21 |
18 |
14 |
Комфорт |
18 |
24 |
21 |
19 |
25 |
19 |
17 |
Социальная полезность |
8 |
12 |
9 |
6 |
15 |
15 |
10 |
Социальный институт |
6 |
10 |
9 |
6 |
12 |
13 |
7 |
Концепция новой программы повышения мотивации сотрудников основана на приведение потребности персонала в комфорте, жизнеобеспечении и деловой активности в зависимость от успехов работы компании, также необходимо повысить заинтересованность в получении сотрудниками социальных льгот и желание каждого сотрудника участвовать в жизни коллектива.
В компании используется достаточно ограниченное число инструментов мотивации:
Таблица 2.6
Анализ методов мотивации персонала компании ООО «КБК»
Метод мотивации |
Цель внедрения метода |
Результат внедрения метода |
Премирование сотрудников по результатам работы кварталов и года |
Создать заинтересованность сотрудника в успехе работы компании, так как от прибыли компании зависит решение о премировании |
Слабая реакция сотрудников в силу полного охвата коллектива системой премирования, а также по причине ее незначительности |
Обеспечение сотрудников спец. одеждой 1 раз в квартал |
Создание у сотрудника чувства приверженности к известной торговой марке |
Равнодушие сотрудников к торговой марке. |
Предоставление части сотрудников бесплатных проездных документов |
Создание у сотрудника убеждения, что компания о нем заботится |
Высокая степень заинтересованности в предоставлении льготных проездных документов |
Оплата 20 рабочих дней отпуска и больничных листов |
Создание у сотрудника убеждения, что компания о нем заботится |
Высокая степень заинтересованности сотрудников |
Возможность прохождения обучения в целях повышения квалификации |
Создание у сотрудника стремления к карьерному росту, росту профессионализма |
Незначительное число обученных, практическое отсутствие карьерного роста |
Из представленных материалов сделан вывод о крайне незначительном внимании компании к возможностям инструментов мотивации в процессе управления персоналом.
Следует обратить внимание на следующие недостатки процесса мотивации: