Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:44, дипломная работа
Цель работы: изучение роли мотивации персонала в успешном развитии современной компании.
Предмет исследования: мотивация персонала.
Объект исследования: персонал компании ООО «КБК».
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Изучена суть и основные подходы к мотивации персонала.
Приведен зарубежный опыт мотивации сотрудников.
Выделены особенности мотивации персонала в российских компаниях.
Изучены основные аспекты управления и мотивации персонала компании ООО «КБК»
Проведена оценка мотивации персонала компании ООО «КБК».
В компании разработана тарифная разрядная сетка для всех должностей: от уборщицы до генерального директора, для каждой должности существуют минимальный и максимальный разряды, например, ночной сторож - от 1 до 6, менеджер по персоналу - от 6 до 11, инженер - от 7 до 12, продавец - с 8 по 13 разряд и т. д. Каждая должность варьируется в пределах 6 разрядов. Получается следующее соответствие аттестационных баллов должностному разряду:
Таким образом, аттестационный балл включает в себя самооценку аттестуемого сотрудника и оценку его непосредственного руководителя. На основании суммы баллов определяется разряд сотрудника по должности. Присвоение разряда связано с введением на предприятии новой системы оплаты труда. Для сотрудника это означает, что чем выше разряд, тем выше его зарплата.
Не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляются документы на аттестуемого сотрудника: опросный лист (заполняется аттестуемым); аттестационная карта (заполняется менеджером по персоналу); анкета "Аттестация" (один экземпляр заполняется непосредственным руководителем, а другой - аттестуемым сотрудником).
Аттестационная
карта (Приложение 3) заполняется менеджером
по персоналу, который вносит данные об
образовании, стаже работы, повышении
квалификации, поощрениях, взысканиях,
указывает аттестационный балл аттестуемого
и его соответствие разряду по должности.
Менеджер по персоналу не менее чем за
неделю до начала аттестации должен ознакомить
каждого сотрудника с анкетой "Аттестация",
заполненной непосредственным руководителем
и с аттестационной картой.
Проведение аттестации. Аттестационная комиссия обязана ознакомиться с пакетом документов аттестуемого до начала аттестации. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. Аттестационная комиссия принимает во внимание выступления сотрудника и его непосредственного руководителя. После рассмотрения представленных сведений о служебной деятельности работника за предшествующий период комиссия, в случае заявления сотрудника о несогласии с представленным отзывом, вправе перенести аттестацию на очередное заседание комиссии. Это способствует достижению большей объективности аттестации. Служебная деятельность сотрудника оценивается на основании его соответствия квалификационным требованиям занимаемой должности, должностной инструкции, а также исходя из оценки качества выполняемой им работы и ее результативности.
По итогам аттестации сотруднику дается одна из следующих оценок:
Результаты
аттестации заносятся в аттестационную
карту и в протокол заседания аттестационной
комиссии, который подписывается председателем,
секретарем и членами аттестационной
комиссии, присутствовавшими на заседании.
С аттестационной картой сотрудник знакомится
под расписку. Другие документы по результатам
аттестации не оформляются. Протокол заседания
аттестационной комиссии, аттестационная
карта, опросный лист аттестуемого, анкета
"Аттестация" хранятся в личном деле
сотрудника.
Таким образом, изложенная методика организации
и проведения аттестации позволяет:
При разработке рекомендаций по внедрению скорректированной программы мотивации было особо выделено требование длительности проводимых мероприятий. Также указывалось на необходимость проведения постоянного контроля динамики изменения мотивации сотрудников.
В течение 4 месяцев компания активно внедряет систему мотивации персонала на основе разработанных рекомендаций. Далее целесообразно представить результат внедрения программы
Таблица 3.12
Сравнительный анализ мотивации сотрудников компании ООО «КБК» до и после внедрения скорректированной программы
Структура мотивации |
Средний уровень мотивации до внедрения программы |
Средний уровень мотивации сотрудников после внедрения программы |
Динамика изменения мотивации |
Жизнеобеспечение |
19,46 |
19,85 |
|
Деловая активность |
17,54 |
16,77 |
|
Комфорт |
20,54 |
21,54 |
|
Социальная полезность |
10,69 |
12,00 |
|
Социальный институт |
8,92 |
10,31 |
Рисунок 3.1 Сравнительный анализ мотивации сотрудников компании ООО «КБК» до и после внедрения скорректированной программы
Рисунок 3.2 Динамика изменения мотивации персонала в результате внедрения скорректированной программы
На основе представленных данных сделан вывод о резком росте мотивации на деловую активность, сотрудники связывают свое благополучие с профессиональным и карьерным ростом. Кроме того, следует обратить внимание на достаточно высокий процент роста мотивации на социальную полезность и социальный институт, что говорит о постепенном вовлечении сотрудников в коллектив. На основе данных, полученных за 3 месяца реализации программы можно утверждать о ее успешности.
Рассмотрим изменения в мотивации различных групп сотрудников. В большей степени скорректированная программа оказала воздействие на специалистов, нежели на руководящий состав. Очевидно, руководители изначально были мотивированы на успех работы компании, так как это является основной задачей их деятельности.
Таблица 3.13
Структура мотивации сотрудников компании ООО «КБК» до и после внедрения программы
Работники высшего звена |
Управляющие высшего звена |
Управляющие среднего звена |
Специалисты с высшим образованием |
Специалисты со средне-специальным образованием |
Специалисты с общим средним образованием |
Специалисты с неполным средним образованием | |
До внедрения программы мотивации | |||||||
Жизнеобеспечение |
21 |
17 |
20 |
19 |
20 |
21 |
18 |
Деловая активность |
20 |
14 |
20 |
17 |
21 |
18 |
14 |
Комфорт |
18 |
24 |
21 |
19 |
25 |
19 |
17 |
Социальная полезность |
8 |
12 |
9 |
6 |
15 |
15 |
10 |
Социальный институт |
6 |
10 |
9 |
6 |
12 |
13 |
7 |
После внедрения программы мотивации | |||||||
Жизнеобеспечение |
19 |
21 |
19 |
19 |
19 |
19 |
22 |
Деловая активность |
22 |
21 |
26 |
27 |
28 |
23 |
19 |
Комфорт |
22 |
20 |
21 |
21 |
22 |
22 |
23 |
Социальная полезность |
14 |
15 |
10 |
9 |
18 |
19 |
15 |
Социальный институт |
9 |
12 |
10 |
11 |
14 |
15 |
9 |
Критериями оценки эффективности внедряемой программы должны стать экономические показатели работы компании.
Помимо объемов чистой прибыли и рентабельности компании особое внимание необходимо уделить следующим показателям:
1.
Выполнение плана. Данный критерий
является основным при оценке
эффективности работы большей
части сотрудников компании. именно
от результата выполнения
2.
Потеря рабочего времени. Постоянные
перерывы в работе, с которыми
вынуждено бороться
3.
Текучесть кадров. Снижение текучести
кадров будет говорить о
4. Рост заработной платы. Основным мотиватором остается финансовое вознаграждение сотрудников. С ростом доходов все меньшее число сотрудников задумывается о смене работы.
Таблица 3.13
Основные экономические показатели работы компании
Показатель |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. (прогноз с учетом затрат на программу мотивации) |
Чистая прибыль предприятия, тыс. руб. |
600 500,00 |
870 560,00 |
900 870,00 |
1 045 630,00 |
1 247 832,00 |
Темп роста чистой прибыли, % |
- |
144,97 |
103,48 |
116,07 |
119,34 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
1 250 000,00 |
1 380 000,00 |
1 500 600,00 |
1 590 000,00 |
1 670 000,00 |
Рентабельность предприятия, % |
48,04 |
63,08 |
60,03 |
65,76 |
74,72 |
Выполнение плана, % |
100,1 |
97,4 |
98,2 |
98,6 |
105,2 |
Потеря рабочего времени, час |
60,4 |
100,5 |
115,3 |
98,4 |
71,3 |
Текучесть кадров, % |
14,8 |
18,1 |
24,7 |
22,5 |
12,3 |
Средняя заработная плата на предприятии, руб. |
14 900 |
15 100 |
15 200 |
16 500 |
19 200 |
Темпы роста средней заработной платы на предприятии, % |
- |
1,3 |
0,7 |
8,6 |
16,4 |
З/п относительно средней з/п в регионе, % |
0,12 |
0,09 |
0,04 |
0,05 |
0,15 |
Результаты работы предприятия.
Рисунок 3.3. Рост чистой прибыли предприятия в период 2002г.-2006г.
Рисунок 3. 4. Рентабельность предприятия в период 2002г.-2006г.
Рисунок 3.5. Темпы роста средней заработной платы на предприятии и производительности труда в период 2003г.-2006г.
Согласно представленным данным можно с уверенностью утверждать о высокой эффективности внедренной системы мотивации персонала:
В заключение работы сделаны следующие выводы: