Мотивация менеджеров среднего звена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: воображение и творческое мышление.
Объект: Воображение и творческое мышление.
Предмет: Взаимосвязь воображения и творческого мышления.
Задачи:
Раскрыть содержание таких понятий как воображение и творческое мышление.
Рассмотреть воображение как сквозной процесс, входящий в творческое мышление.
Воображение как механизм творческого мы0шления в художественном и научном творчестве.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема воображения и творческого мышления в психологии
1.1 Воображение как психический процесс
1.2 Проблема творческого мышления в психологии
Выводы
Глава 2. Воображение как процесс и механизм творческого мышления
2.1 Воображение как сквозной процесс, входящий в творческое мышление
2.2 Воображение как механизм творческого мышления в художественном и научном творчестве
2.3 Выводы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

 

Сузим проблему. Из всех функций, традиционно связываемых с функцией воображения, вычленим только ту их часть, которая связана с сознательной творческой деятельностью. Так как, согласно Я.А. Пономареву, «Изучая любую  частную форму творчества, мы сталкиваемся и с его общими законами, в качестве объекта исследования рассмотрим функционирование одного из видов «воображения» (здесь  и далее пока сохраним термин, но возьмем его в кавычки) – вербального (словесно-логического), создающего вербальный образ неизвестного объекта.

Под понятием «вербальный  образ» будем понимать представление (описание) объекта (явления, состояния) посредством группы слов, создающих  своим объединением определенный смысл. Создание вербального образа является одним из наиболее употребляемых средств характеристики объекта.

Для выявления природы  и структуры вербального «воображения»  рассмотрим функцию «воображения»  в процессе поиска решения имажинативной задачи. Такой поиск требует функционирования «воображения» и содержит в себе наиболее характерные компоненты, присущие данному процессу. В качестве задачи может быть рассмотрен процесс конструирования вербального образа «идеального» – неизвестного – объекта и его результат – текст. Предметом исследования при этом выступят психологические механизмы процесса конструирования вербального образа как модели, отвечающей внутренней структуре самого психического процесса [26].

В качестве методологической основы исследования использовался  функционально-системный подход, который  позволяет нам рассматривать  вербальный образ как искусственную  систему, создаваемую с целью  выполнения определенной (основной) функции. В науке под системным подходом понимается методологическое направление, одна из основных задач которого заключается  в разработке и применении методов  исследования сложноорганизованных и  развивающихся объектов – систем [1, 2, 5].

В литературе приводится целый  ряд близких по смыслу определений  понятия «Система» и связанных  с ним терминов:

Система есть множество связанных  между собой элементов.

Элемент – неразложимый далее (в данной системе при данном способе рассмотрения и анализа) компонент сложных объектов, явлений, процессов.

Структура – относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы.

Целостность системы –  это ее относительная независимость  от среды и от других аналогичных  систем.

Эмерджентность – несводимость свойств системы к свойствам элементов системы.

Все эти определения взаимосвязаны, одни уточняют смысл других [21].

Б.Ф. Ломов выделил два  аспекта в системном подходе: системность психологического знания и системный характер психических  процессов. Он исходил из того, что  психические явления включены во всеобщую взаимосвязь процессов  материального мира и выражают уникальное единство разнообразных качеств  живых организмов. Психическое открывается  как отражение действительности и как отношение к ней, как  функция мозга и как регулятор  поведения, как природное и социальное, сознательное и бессознательное. Психика  объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамически  целое – система, функциональные компоненты которой онтологически  неразделимы [17].

Под системной организацией психологических объектов понимаются элементы структуры, их уровневая организация  и выделение системообразующих  факторов. Важнейшим условием выявления  взаимоотношений между разными  подсистемами в каждом конкретном случае является определение системообразующего фактора – т.е. фактора, благодаря  которому различные механизмы (элементы) объединяются в целостную систему. Отражение человеком окружающего  мира осуществляется с той специфической (индивидуально-неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает [17].

При применении методологии, основанной на системном подходе, представителями  практически всех наук, в том числе  и психологии, показана продуктивность использования специфических понятий  «система», «функция системы», «подсистема», «структура», «элемент», «целостность», «связи», «отношения» и др. [6].

Главная проблема системного анализа – определение самой  системы, выделение её из окружающего. Основным критерием для такого выделения  является рассмотрение системы со стороны  целевого – функционального –  назначения. Тот или иной компонент может быть отнесен к системе в меру его участия в достижении цели [11].

Реализация принципов  системного подхода в данном исследовании осуществляется путем рассмотрения феномена вербального образа как  системы. Как понимать систему, чтобы  использовать ее как методологический инструмент в формулировке новых  задач исследования и понимании  уже накопленных материалов?

П.К. Анохин отводил решающую роль системообразующему фактору: «Поиск и формулировка системообразующего фактора определяет как само понятие  системы, так и всю стратегию  его применения в исследовательской  работе. Иными словами, принесет ли пользу системный подход, будет зависеть от того, насколько мы успешно выделим системообразующий фактор и насколько полно будет описано его операциональное значение для формирования системы». Включение в анализ результата как решающего звена системы значительно изменяет общепринятые взгляды на систему. Всю деятельность системы можно представить в терминах результата. Эта деятельность может быть выражена в вопросах, отражающих различные этапы формирования системы:

1) какой результат должен  быть получен?

2) когда именно должен  быть получен результат?

3) какими механизмами  должен быть получен результат?

4) как система убеждается  в достаточности полученного  результата? [3, с.25].

При этом, в соответствии с классическим представлением о системе, ее системное свойство всегда больше простой суммы свойств структурных компонентов, объединенных в систему. Возникновение системного свойства при объединении компонентов и обеспечивает системный эффект – способность системы выполнять свою основную функцию. Опираясь на законы развития искусственных систем, в соответствии с которыми любая искусственная система создается для выполнения определенной основной функции (а вербальный образ – это тоже искусственная система!), определим понятия, которыми будем в дальнейшем пользоваться: Элемент (компонент) – исходная структурная единица, которую можно выделить на основании различных характерных признаков. Свойство элемента (компонента) – количественная и\или качественная характеристика элемента, которая проявляется при его взаимодействии с другими элементами. Системообразующий фактор – это субъективная потребность (замысел), которую нужно удовлетворить с помощью создания новой системы. Система – комплекс взаимодействующих элементов, предназначенных для выполнения основной функции и создающих своим объединением новое системное свойство. Системное свойство – свойство системы, возникающее при взаимодействии свойств элементов, составляющих систему и обеспечивающих ей возможность выполнять основную функцию. Системный эффект – результат действия системного свойства созданной системы, удовлетворяющего субъективную потребность – системообразующий фактор (замысел). Системообразующая функция – действия, которые создают из отдельных элементов систему, обладающую необходимым системным свойством и обеспечивающую достижение системного эффекта (результата) [19]. Значения понятий поясним упрощенно на конкретном примере. Предположим, возникает потребность создать нечто новое, до сих пор не существующее – например, объект, который будет перемещать грузы по воздуху. Эта потребность выступает как системообразующий фактор. Для реализации этой потребности необходимо, чтобы объект:

мог находиться в воздухе  – обладал подъемной силой;

мог перемещаться в воздухе  – имел двигатель для горизонтального  перемещения;

мог перемещаться в нужном направлении – имел орган управления.

Выбираем элементы, которые  могут обеспечить нам эти возможности. Так, подъемной силой обладают теплый воздух, легкие газы (водород, гелий), крыло. Перемещаться горизонтально по воздуху  можно под действием ветра  или двигателя (винтового или  ракетного). Управлять полетом можно  с помощью рулей или дополнительных двигателей.

Каждый из названных элементов  обладает свойством, которое проявляется  только во взаимодействии с другим объектом. Так, например, теплый воздух обладает подъемной силой до тех  пор, пока температура окружающего  воздуха ниже его собственной  температуры. Винтовой двигатель или  рули могут работать только в воздушной  среде определенной плотности, и  т.д.

Объединяя разные элементы в группы, получим различные системы  с конкретными системными свойствами: теплый воздух или легкий газ, помещенные в оболочку, позволят нам создать  воздушный шар или дирижабль; крыло и винт – винтовой самолет; крыло и ракетный двигатель –  реактивный самолет, и т. д. Проявление каждого конкретного системного свойства позволит получить определенный системный эффект, реализующий потребность – системообразующий фактор. Действия, которые создают систему из отдельных элементов, обладающую необходимым системным свойством, которое преобразует системообразующий фактор (потребность, замысел) в системный эффект (результат), выполняет системообразующая функция). Применим данные понятия к процессу конструирования вербального образа. В нашем исследовании под функцией (назначением) вербального образа будем понимать передачу такой информации об объекте (явлении, состоянии), которая вызывает системный эффект – эмоционально-смысловую реакцию, необходимую автору конструируемого образа. А эта необходимая эмоционально-смысловая реакция при конструировании вербального образа неизвестного объекта возникает как результат взаимодействия свойств взаимосвязанных компонентов, качественно-количественная представленность которых и определяет конечный «продукт» – системное свойство – индивидуальное своеобразие созданного образа, обладающего субъективным критерием «новизна». Процесс конструирования вербального образа как раз и представляет собой подбор этих структурных компонентов, взаимодействие которых обеспечивает организацию вербального образа как системы.

Итак, воображение характеризуется  как творческий акт в связи с мышлением. Образы воображения формируются путем их переосмысления, наполнения новым смысловым содержанием. Эти действия требуют оценки, отбора, обобщения. Мышление, таким образом, является своеобразной программой, определяющей течение процессов воображения.

2.2 Воображение как механизм  творческого мышления в художественном  и научном творчестве

Исходя из невозможности  для ассоциативной психологии объяснить творческий характер воображения, интуитивистическая психология сделала в этой области то же, что и в области мышления: и там и здесь она, по выражению Гёте, проблему сделала постулатом. Когда требовалось объяснить, как в сознании возникает творческая деятельность, идеалисты отвечали, что сознание присуще творческое воображение, что сознание творит, что ему присущи априорные формы, в которых оно создает все впечатления внешней действительности. Ошибка к ассоциативной психологии, с точки зрения интуитивистов, заключается в том, что они исходят из опыта человека, из его ощущений, из его восприятий, как из первичных моментов психики и, исходя из этого, не могут объяснить, как возникает творческая деятельность в виде воображения. На самом деле, говорят интуитивисты, вся деятельность человеческого сознания проникнута творческим началом. Само наше восприятие возможно только потому, что человек привносит нечто и от себя в то, что воспринимает во внешней действительности. Таким образом, в современных идеалистических учениях две психологические функции поменялись местами. Если ассоциативная психология сводила воображение к памяти, то интуитивисты пытались показать, что сама память есть не что иное, как частный случай воображения. На этом пути идеалисты часто доходят до того, что и восприятие рассматривают как частный случай воображения. Восприятие, говорят они, есть воображаемый, строящийся умом образ действительности, который опирается на внешнее впечатление как на точку опоры и который обязан своим происхождением и возникновением творческой деятельности самого познания. Таким образом, контроверза между идеализмом и материализмом в проблеме воображения, как и в проблеме мышления, свелась к вопросу о том, является ли воображение первоначальным свойством познания, из которого развиваются постепенно все остальные формы психической деятельности, или само воображение должно быть понято как сложная форма развитого сознания, как высшая форма его деятельности, которая в процессе развития возникает на основе прежней.

Творческое воображение  рассматривается как особая деятельность, представляющая особый вид деятельности памяти, а, следовательно, и мышления.

Потому сначала весь процесс  творческого воображения проходит в сознании и лишь потом воплощается в реальности.

Этапы творческого воображения.

1. Возникновение творческого  идеала.

2. «Вынашивание» замысла

3. Реализация замысла.

Есть общие психологические  механизмы всякой творческой деятельности, актуализирующиеся, однако, по-разному в неодинаковых проявлениях творчества.

Такие, например, значимые психологические  механизмы, как воображение, эмоциональное  напряжение, память, которую еще  Сеченов характеризовал как краеугольный камень всякого психического развития, имеют существенное значение в художественном творчестве. Разумеется, здесь речь идет именно о механизмах творчества, а не о специфическом направлении их действия. Нередко самое существенное в особенностях художественного творчества связывается с ролью и значением личностного начала в процессе творчества. Своеобразие художественного творчества усматривается именно в том, что оно носит ярко выраженный личностный характер.

В художественных произведениях  представлены результаты, в определенной мере непосредственно или опосредованно  объективирован сам процесс творческой деятельности, материализованы (или  могут быть материализованы) некоторые  особенности творческого акта. (Так, например, Пушкин в тексте «Евгения Онегина» отметил, как и когда  он стал различать «даль свободного романа».) Художественное произведение дает основания для возможного интроспективного анализа: от результатов к истокам. Оно позволяет осуществить мысленный  эксперимент — по характеру материализации художественной мысли строить гипотезу: как создавалось само произведение, каковы были некоторые особенности  самого творческого акта.

Анализу психологических  аспектов художественной деятельности может способствовать учет самых  разнообразных данных. Среди них — собственные свидетельства самого художника, воспоминания людей, окружавших автора произведения, показания современников, соответствующая переписка, подготовительные материалы, этюды, наброски, ранние редакции, правка текста и — что особенно интересно — характеристики личности художника, его интересов (не только художественных), привычек, направления мысли, его культуры и т. д.

Значительный интерес  представляют подготовительные материалы, варианты, этюды, наброски, литературная правка и корректировка и т. д. Как документ самого; искусства, а  не суждений о нем они — более  достоверное свидетельство. Эти  материалы позволяют выявить  некоторые этапы становления  произведений, но они являются результатом  материализации (пусть неокончательной, становящейся) творческой мысли художника  и не всегда дают достаточное представление  о подлинных мотивах, побуждающих  художника двигаться в том  или ином направлении.

Я.А. Пономарев выделяет четыре фазы творческого процесса:

Первая фаза (сознательная работа)- подготовка (особое деятельностное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).

Вторая фаза (бессознательная  работа) - созревание (бессознательная  работа над проблемой, инкубация  направляющей идеи).

Информация о работе Мотивация менеджеров среднего звена