Мотивация менеджеров среднего звена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: воображение и творческое мышление.
Объект: Воображение и творческое мышление.
Предмет: Взаимосвязь воображения и творческого мышления.
Задачи:
Раскрыть содержание таких понятий как воображение и творческое мышление.
Рассмотреть воображение как сквозной процесс, входящий в творческое мышление.
Воображение как механизм творческого мы0шления в художественном и научном творчестве.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема воображения и творческого мышления в психологии
1.1 Воображение как психический процесс
1.2 Проблема творческого мышления в психологии
Выводы
Глава 2. Воображение как процесс и механизм творческого мышления
2.1 Воображение как сквозной процесс, входящий в творческое мышление
2.2 Воображение как механизм творческого мышления в художественном и научном творчестве
2.3 Выводы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

Третья фаза (переход бессознательного в сознание)- вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу  сознания поступает идея решения, первоначально  в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).

Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное  оформление и проверка.

Этапы художественного творчества:

1. Обдумывание идеи (здесь  огромную роль играет вдохновение).

2. Создание модели (моделирование  творения в сознании; активное  участие воображения).

3. Выполнение набросков  для решения, намеченного в  модели (моделирование на бумаге).

4. Завершение композиционного  построения (детальное моделирование).

5. Корректировка композиции (обдумывание правильности построения).

6. Окончательная обработка  (необходимые исправления; завершение  работы).

Важнейшим этапом творчества является обдумывание идеи. Момент, когда появляется образ предвосхищаемого творения, по сути, появляется сама цель работы. Этот этап напрямую зависит  от вдохновения, одного из самых необъяснимых психических процессов.

Осознание интерпретации  как методической проблемы шло различно на разных этапах исторического развития методики. Отдельные аспекты интерпретации  рассматривали на фоне сложившегося представления о ведущей роли анализа в общении читателя с  литературным произведением. Соотношение  анализа и интерпретации как  методологических подходов к произведению характеризует весь путь становления  и развития проблемы интерпретации  в методике преподавания литературоведческих  дисциплин. В процессе развития проблемы интерпретации читателем литературного  произведения формировались способы  педагогического воздействия, направленные на длительное стимулирование интерпретационных  процессов, обеспечивающих развитие интерпретации  личностью литературного произведения.

Осмысляя задачи преподавания словесности, И.В. Харциев во главу угла ставил развитие творческого мышления читателя, и потому находил в читательской деятельности черты интерпретации: «Чтение поэтического произведения, его понимание… есть своего рода воссоздание его по-своему из запаса своих собственных впечатлений, переживаний, есть создание каждый раз нового поэтического образа» [9; с. 440]. В.П. Харциев считал возможной вживаемость в текст произведения через поэтические особенности самого текста, которые ведут к вживаемости в творческую лабораторию писателя, а смысл произведения искусства приравнивал содержанию намерений автора. Одно и то же произведение различными лицами будет воспринято различно, т.к. у каждого из них с данным произведением будут соединяться индивидуальные идеи, обусловленные индивидуальными свойствами сознания личности.

Движение к иному осознанию  значимости интерпретации связано  с разработкой проблемы литературного  развития и читательского восприятия. Н.Д. Молдавская, изучая литературное развитие, поставила проблему понимания читателем литературного произведения на высоком (интерпретационном) уровне [32].

Таким образом, творческое воображение  рассматривается как особая деятельность, представляющая особый вид деятельности памяти, а, следовательно, и мышления.

2.3 Выводы

Воображение характеризуется  как творческий акт в связи с мышлением. Образы воображения формируются путем их переосмысления, наполнения новым смысловым содержанием. Эти действия требуют оценки, отбора, обобщения. Мышление, таким образом, является своеобразной программой, определяющей течение процессов воображения.

Творчество является необходимым  условием развития реальности, образования  ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы  творчества. В процессе творчества накапливаются новые знания и  переоцениваются ранее приобретенные, преобразуется их система, уточняется мировоззренческая позиция или  меняется совсем. Этапы развития художественного  творчества: обдумывание идеи, создание модели, выполнение набросков для  решения, намеченного в модели, завершение композиционного построения, корректировка  композиции, окончательная обработка. Воображение и творческое мышление теснейшим образом связаны между собой. Воображение формулируется в процессе творческого мышления, хотя творчество невозможно представить вне процесса фантазирования. Творчество без воображения выступает как цепь причинно - следственных связей, постоянно варьируемых и изменяемых.

Заключение

Воображение - это психический  процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые  образы. Воображение как сложный  психический процесс состоит  из нескольких видов (активное/пассивное, продуктивное/репродуктивное, воссоздающее, творческое, особые виды воображения). Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющее человеку ориентироваться  интуитивно и решать задачи без непосредственного  вмешательства практических действий. Для воображения характерна не большая  связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень  конкретности. Воображение надо рассматривать  как более сложную форму психической  деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в  их своеобразных отношениях. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и  иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция  состоит в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Третья функция воображения состоит  в формировании внутреннего плана  действий, планировании и программировании деятельности. Воображение занимает промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. Воображение связано с восприятием, (обогащает новые образы, делает их более продуктивными) и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют  реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Творчество является необходимым  условием развития реальности, образования  ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы  творчества. В процессе творчества накапливаются новые знания и  переоцениваются ранее приобретенные, преобразуется их система, уточняется мировоззренческая позиция или  меняется совсем.

Этапы развития художественного  творчества: обдумывание идеи, создание модели, выполнение набросков для  решения, намеченного в модели, завершение композиционного построения, корректировка  композиции, окончательная обработка. Воображение и творческое мышление теснейшим образом связаны между собой. Воображение формулируется в процессе творческого мышления, хотя творчество невозможно представить вне процесса фантазирования. Творчество без воображения выступает как цепь причинно-следственных связей, постоянно варьируемых и изменяемых. Правильное уяснение всей сложности отношений между воображением и творческим мышлением трудно достижимо без учета того, что социальный подход к творческому результату всегда утилитарен. Это ведет к тому, что при оценке творческого продукта общественное внимание в первую очередь концентрируется на его оригинальности. Мы судим, таким образом, об интеллектуальном своеобразии субъекта по его творческому итогу.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные  психологические труды. В 2 т.  М.: Педагогика. 1980. Т.1. – 230с. Т.2. –  287с.

2. Анохин П.К. Принципиальные  вопросы общей теории функциональных  систем.// Принципы системной организации  функций. М.: Наука 1973, 315 с.

3. Анохин П.К. Узловые  вопросы теории функциональной  системы. М.: Наука, 1980. – 196 с.

4. Балл Г.А. Теория учебных  задач. – М.: Педагогика, 1990. –  184с.

5. Богданов А.А. Тектология. М.: Экономика, 1989. Кн. 1. – 303с.

6. Брушлинский А.В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления /Принцип системности в психологических исследованиях. – М.: Наука. 1990. С.97-103.

7. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва-Воронеж. 1996. – 388с.

8. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3 т. Т.3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. – 325с.

9. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 91с.

10. Голосовкер Я.Э. Имагинативная эстетика//Символ, Париж, 1993, №23. С.73-130.

11. Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления//Вопросы психологии. 1984, №1, С.114-119.

12. Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск, 1969. – 94с. 13. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. – 153с. 14. Кант И. Сочинения: В 6 т. – М.: Мысль, 1966. Т.5. – 564с. – М.: Просвещение, 1991. – 189с.

15. Коршунова Л.С. Воображение  и его роль в познании. –  М.: МГУ, 1979. – 144с.

16. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. – М.: МГУ, 1989. –182с.

17. Ломов Б.Ф. Методологические  и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444с.

19. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Законы развития искусственных систем//Успехи современного естествознания, №5, 2004, Прил.№1. С.241-243.

20. Ортега-и-Гассет, Хосе. Две великие метафоры//Теория метафоры. М., 1990. С.68-81.

21. Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. – М.: Изд. МГУ, 1992. – 133с.

22. Розет И.М. Психология фантазии. Минск: БГУ, 1977. –312с. 23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989, т.1. – 486с.

24. Страхов И.В. Психология  воображения. Саратов, 1971. – 77с.

25. Швалб Ю.М. Психологические модели целеполагания. Киев, СТИЛОС, 1997. – 236с.

26. Шрагина Л.И. Конструирование вербального образа как творческий процесс//Дисс. ... канд. психол. наук, Киев, 1999. – 180с.

27. Шрагина Л.И. Логика воображения. – М.: Народное образование, 2001. – 190с.


Информация о работе Мотивация менеджеров среднего звена