Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа
Тема данной курсовой работы - это управление изменением мотивации на ОАО «Пластик». Данная тема актуальна, так мотивированный персонал - это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента.
Введение
Изменение - это неотъемлемая часть любой организации, которые никогда не бывают в статическом состоянии. В них всегда что-то изменяется: структура, культура, стиль руководства, люди, функции и процедуры. Причем ни одно из событий не является полностью изолированным, оно так или иначе связано с жизнью собственно организации, с окружением.
ОАО «Пластик», как и другие предприятия, подвержено изменениям, которыми необходимо управлять.
Тема данной курсовой работы - это управление изменением мотивации на ОАО «Пластик». Данная тема актуальна, так мотивированный персонал - это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента. Объектом данной курсовой работы является ОАО «Пластик», а предметом - персонал предприятия и мероприятия , направленные на изменение мотивации работников. Задачи курсовой:
внутренней и внешней среды
- разработать программу изменений
Для того, чтобы провести изменения и управлять ими необходимо пройти следующие этапы:
-анализ объекта исследования
-выявление его особенностей
-оценка существующего
положения с точки зрения
-анализ факторов внешнего и внутреннего окружения и их влияния на объект исследования.
1. Анализ состояния объекта исследования
1.1. Характеристики ОАО «Пластик»
ОАО "Пластик" - современное, динамично развивающееся предприятие, которое входит в число ведущих фирм России, изготавливающих изделия из полимерных материалов. Главное направление деятельности ОАО "Пластик" - выпуск всех видов комплектующих изделий из пластмассы (более 1000 наименований) для автомобилей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КамАЗ. Предприятие является поставщиком комплектующих для крупнейших производителей России, таких как ЗАО "GM-АвтоВАЗ", ОАО ГАЗ, ОАО УАЗ, ОАО "Ижмаш-АВТО", ЗАО "РосЛада". Продукция "Пластика" пользуется успехом и за пределами России. Главный потребитель - ОАО "АвтоВАЗ", на которое приходится 65% от общего числа изготавливаемой продукции. Ни один тольяттинский автомобиль не сходит с конвейера без деталей завода "Пластик". Также здесь выпускают продукцию для аэрокосмической, судоходной и электротехнической промышленности, сельского хозяйства и строительной отрасли. Другая не менее важная сфера интересов акционерного общества - насыщение рынка современными товарами народного потребления собственного производства от хозяйственной тары до тазов и игрушек (более 100 наименований).Открытое акционерное общество "Пластик", производитель самых современных и наукоемких автокомпонентов, - крупнейшее не только в России, но и в Европе объединение по переработке полимерных материалов. ОАО "Пластик", как и его главный потребитель "АвтоВАЗ", шагает в ногу со временем. Традиционное литье под давлением сменили (кстати, первые в России) на газовое, позволяющее получать изделия с улучшенным качеством поверхности. Кстати, "Пластик" - единственное предприятие в России и одно из немногих в Европе, имеющее оборудование для механической обработки крупногабаритных деталей. С помощью струи воды высокого давления обрезать панель приборов или сделать отверстие в обивке крыши или дверце автомобиля можно с точностью до миллиметра. Развитию массовой физической культуры, особенно среди детей и молодежи, ОАО "Пластик" уделяет огромное внимание. Это касается не только работников предприятия и их семей, но и жителей города в целом. На поддержку спорта тратится порядка 10 миллионов рублей в год. С 1998 года в городе при поддержке ОАО "Пластик" был создан спортивный клуб "Криста", членами которого являются 800 человек. Здесь культивируется более 10 видов спорта: рукопашный бой, настольный теннис, парусный и гиревой спорт, армспорт и спортивная стрельба, футбол и волейбол. Недавно к ним добавились экстремальные виды спорта: сплав (спуск по горным рекам), скалолазание, подводная охота и плавание. Активно участвует предприятие и в городской жизни. Финансирует спорт, культуру и медицину, помогает школам и многодетным семьям, ветеранам и инвалидам. В целом на благотворительность тратится порядка 12 миллионов рублей ежегодно. ОАО "Пластик" смело можно назвать градообразующим предприятием. А потому - за ним будущее.
1.2. Анализ факторов внешнего и внутреннего окружения
Изменения, происходящие на предприятии, могут быть вызваны как внешними силами, так и внутренними.
Анализ внешнего окружения помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты. Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Анализ влияния внешнего окружения, то есть какое влияние оно оказывает с точки зрения политической, социально-демографической, экономической, технической, мы проведем , используя STEEP – анализа (таблица 1), названный по заглавным буквам основных анализируемых факторов — Social (социальный), Technological (технологический), Economical (экономический), Political (политический).
Таблица 1 – STEEP-анализ
Факторы |
Знак влияния, балл |
Качественная оценка |
Критический синтез |
1. Социальные
1.1 Рост желающих работать на ОАО "Пластик".
1.2 Наличие тенденции, повсеместной ликвидации объектов социально-бытовой сферы
1.3 Развитию массовой физической культуры, особенно среди детей и молодежи.
1.4 Благотворительность |
+5
-5
+7
+5 |
Существенное
Существенное
Значительное
Существенное |
Повышение жизненного уровня работников, ежегодное повышение ставок и окладов,содержание на своем балансе санатория "Горизонт", где поправляют свое здоровье заводчане и пенсионеры предприятия, поддержка спортивных клубов города, увеличение финансирования спорта, культуры, медицины , школ. |
Продолжение табл. 1
Факторы |
Знак влияния, балл |
Качественная оценка |
Критический синтез |
2. Технологические
2.2 Возростание , во всем мире, спроса на полимерные продукты.
2.3 Отсталось технологичности производства.
2.4 Отсутствие в России |
+7
-5
-3 |
Значительное
Существенное
Слабое |
Развитие полимерных технологий,модернизация старого оборудования и переход на импортное,развитие собственной инфраструктуры оборудования. |
3. Экономические
3.1 Привлечение сторонних средств и иностранных инвестиций на инновационные технологии. |
+7 |
Значительное |
Привлечения средств на подъем интеллектуального и технологического потенциала предприятия, использование лизинговых операций. |
4. Экологические
4.1. Снижение уровня загрязнения атмосферы за последние 5 лет . |
+1 |
Очень слабое |
Разработка экологической политики для непрерывного улучшения экологических показателей при расширении и модернизации производства. |
5. Политические
5.1 Политика государства в области автомобилестроения. |
-7 |
Значительное |
Своевременное реагирование на изменения в законодательстве |
Окончание табл. 1
Факторы |
Знак влияния, балл |
Качественная оценка |
Критический синтез |
6. Конкуренция
6.1 Отсутствие конкурентов из-за наличия свободных рыночных ниш на местах. |
+7 |
Значительное |
Производство полимерных изделий для крупных предприятий региона: "АВТОВАЗ", "УАЗ" и "Иж-Авто". |
Для анализа возможностей и угроз внешней среды, для выявления слабых и сильных сторон ОАО "Пластик", используем SWOT-анализ как современный инструмент управленческого анализа (Таблица 2).
В настоящее время SWOT-анализ применяется достаточно широко в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т.д. Этот метод как инструмент управленческого обследования (управленческого анализа) можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию.Технология SWOT-анализа, как ее чаще всего отражают в учебной и специальной литературе, заключается в характеристике:
Преимущество SWOT-анализа, как метода, состоит в том, что он позволяет сформировать набор элементов внутренней среды в зависимости от поставленной цели, будь то изучение маркетинговой деятельности предприятия, исследование проблем управления, оценка инвестиционной привлекательности или диагностика конкурентоспособности. SWOT-анализ, помимо изучения внутренней среды предприятия, предполагает, как уже указывалось, раскрытие и внешних факторов. Внешняя среда, как известно, включает в себя все то, что организация не способна контролировать, но что, так или иначе, оказывает воздействие на нее. Причем это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. В связи с этим элементы внешней среды можно разделить на возможности и угрозы. SWOT помогает внести порядок в размышления, и первое, что нужно понимать, это то что управлять мы можем только тем, что попало в категорию “Внутреннее”, тоесть нашими силами и слабостями. На внешнее окружение фирмы мы можем, в лучшем случае, влиять (покупатели, поставщики), или должны просто учитывать (экономика, политика, технология, климат и т.п.)
Таблица 2 – SWOT – анализ
Strengths - сильные стороны организации |
Weaknesses - слабые стороны организации |
1.Получены новые заказы на
производство комплектующих 2.Самостоятельная подготовка квалифицированных специалистов в Казани и Самаре. 3. Сотрудничество с европейскими партнерами. |
1. Нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров.
2. Низкая заработная плата рядовых работников.
3.Недостаточно активное
4.Старение персонала.
5. Рост средней заработной платы
6. Нет единой цели, понимания общности задач, в основном слабая мотивация. |
Opportunities – возможности внешней среды |
Threats – угрозы внешней среды |
1.Выход на новые рынки или сегменты рынка. |
1.Отток компетентных кадров при сохранении неясной политики и слабого стимулирования со стороны руководства. |
Окончание табл. 2
Opportunities – возможности внешней среды |
Threats – угрозы внешней среды |
2. Спрос на дополнительные
3. Расширение сотрудничества со стратегическим клиентом – ОАО «АвтоВАЗ».
4. Поддержка предприятия областной администрацией. |
2. Все возрастающее повышение стандартов качества (особенно в европейских странах)
3. Падение объемов по обивкам крыш, в основном связано с усилением конкуренции на этом сегменте рынка. 4. Существует реальная угроза появления новых конкурентов как на внешнем, так и на внутреннем рынках .
|
В результате мы получили наглядное представление о положении предприятия. Четко видны положительные стороны предприятия, такие как : самостоятельная подготовка квалифицированных специалистов в Казани и Самаре, сотрудничество с европейскими партнерами и недостатки, требующие пристального внимания и изменения, такие как : нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров, низкая заработная плата рядовых работников,
рост средней заработной платы не опережает инфляцию, нет единой цели, понимания общности задач, в основном слабая мотивация. Эти слабые стороны нам предстоит усторонить, либо ослабить в результате осуществления программы изменения.
1.3. Анализ причин изменения
Выявив, на предыдущем этапе слабые стороны предприятия и взяв за основу, одну из самых важных проблем, такую как: нет единой цели, понимания общности задач, в основном слабая мотивация, мы должны понять причины возникновения данной проблемы и выбрать пути ее решения, для этого используем причинно – следственную диаграмму Исикавы (рис. 1).
Рис. 1. Причинно – следственная диаграмма Исикавы
Критерии оценки проблемы :
1.Повышение мотивации сотрудников
2. Финансовый критерий
3. Производительность труда
4.Текучесть кадров
5. Удовлетворённость рабочих
6. Производительность и качество труда
2. Диагностика измененений
2.1. Модель Надлера – Ташмена
Для диагностики изменений воспользуемся моделью Надлера – Ташмена
Модель учитывает, что организация находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, а внутри самой организации - ОАО «Пластик», существует четыре основных компонента: задачи, организационная структура, культура и люди, работающие в ней, которые взаимосвязаны друг с другом и изменение одного из элементов влечет к изменению других элементов (рис. 2).
В таблице приведен пример использования модели Надлера-Ташмена для изменения мотивации в ОАО «Пластик» (таблица 3).
Рис 2. Модель Надлера - Ташмена
Таблица 3 - Анализ элементов изменения
Элемент |
Текущее состояние |
Желаемое состояние |
1. Задачи. |
Недостаточно эффективная работа по причине низкой мотивации сотрудников |
Повышение эффективности работы при помощи внедрения мотивационного менеджмента. |
2. Люди. |
Квалифицированный персонал |
Высококвалифицированный персонал с четкой мотивацией. |
3. Организационная структура. |
Функциональная (отделы, цехи, участки). |
Смешанная ( на базе функциональной и продуктовой структуры). |
4.Организационная культура |
Культура процесса –ориентирована на производственный процесс. |
Хорошо потрудился, хорошо отдохнул –ориентирована на повышение эффективности производства и удовлетворенность потребителей. |
5. Окружение |
Рынок комплектующих изделий из пластмассы, аэрокосмической, судоходной, электротехнической промышленности и товаров народного потребления. |
Занятие лидирующих позиций на рынке современных и наукоемких автокомпонентов. |
6. Видение |
- |
Повышение мотивации сотрудников, сплочение коллектива, как следствие достижение поставленных задач организации. |