Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

На современном этапе сильно и повсеместно поменялось отношение к самой первой производительной силе общества – труду человека. Роль людей в процессе экономического развития постоянно увеличивается. Это в полной мере относится и к Российской Федерации. Происходят изменения в ценностной и мотивационной структурах, то есть в осознании людьми того, для чего им необходимо жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом Российской Федерации на рыночную экономику стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у людей совершенно другие мотивы и ценности, чем экономика социалистического общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….... 3
1. Теоретическая часть:
Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду………………………………………….. 4
2. Практическая часть…………………………………………………… 13
Заключение ………………………………………………………………….. 15
Список использованной литературы………………………………………. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 92.10 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФИНУНИВЕРСИТЕТ)

FINANCIAL UNIVERSITY AT GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION (FINUNIVERSITY)


 

Уфимский филиал Финуниверситета

КАФЕДРА  МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление  персоналом»

вариант 10

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Шакирьянова Э.И.

Специальность

Менеджмент

Группа

14БМ 1гр.

Номер зачетной книжки:

100.28/120397

Руководитель:

Мухамадеев Р.Р.


 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………....

3

  1. Теоретическая часть:

Мотивация трудового  поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду…………………………………………..

4

  1. Практическая часть……………………………………………………

13

Заключение …………………………………………………………………..

15

Список использованной литературы……………………………………….

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном  этапе сильно и повсеместно поменялось отношение к самой первой производительной силе общества – труду человека. Роль  людей в процессе экономического развития постоянно увеличивается. Это в полной мере относится и к Российской Федерации. Происходят изменения в ценностной и мотивационной структурах, то есть в осознании людьми того, для чего им необходимо жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом Российской Федерации на рыночную экономику стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у людей совершенно другие мотивы и ценности, чем экономика социалистического общества. В связи с этим встает вопрос о важности изучения российскими руководителями накопленного за долгое время существования в условиях рынка зарубежного опыта в области управления персоналом, теорий мотивации, конкретных методов и принципов стимулирования работников, активизации их деятельности и повышения эффективности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть:

Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к  труду

На современном  этапе развития общества для эффективной  деятельности организации требуются  ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся  к трудовой самореализации. Обеспечить эти качества работника только с  помощью традиционных форм материального  стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний невозможно. Сотрудники, которые осознают смысл  своей деятельности и стремятся  к достижению целей организации, могут обеспечить получение, как  собственных высоких результатов, так и общего успеха компании. 1

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов  и потребностей человека и правильного  использования стимулов к труду. Почему некоторые люди в одних  и тех же условиях работают с интересом  и удовольствием, а другие ворчат и недовольны? Почему для получения  высокого результата одного человека нужно похвалить, а другому больше заплатить? Что движет человеком, что  побуждает его к активной деятельности?

Итак, мотивация  трудовой деятельности – система  действий по активизации мотивов  трудовой деятельности работников организации, для достижения целей организации.

Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Под мотивом (лат. movere — побуждать, приводить в движение) мы будем понимать психологические причины побуждающие людей к активным действиям. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил. Другими словами мотив - это то, что активизирует поведение либо поддерживает и направляет его.

В целом процесс  мотивации можно разбить на четыре основных этапа.

1. Возникновение  потребности (голод, жажда, влечение  к другому человеку, желание получить  образование и т.п.).

2. Разработка стратегии  и поиск путей удовлетворения  потребностей (купить пищу или  пообедать в кафе, познакомиться  с тем, кто вызвал интерес  и симпатию или загасить эмоции, поступить в вуз или заняться  самообразованием и т.п.).

3. Определение тактики  деятельности и поэтапное осуществление  действий (быстро или медленно  действовать, найти средства, определить  пути действия, анализ альтернатив,  выбор решения и т.п.).

4. Удовлетворение  потребности и получение материального  или духовного вознаграждения.

Потребности - это  нужда в чем-то, объективно необходимом  для поддержания жизнедеятельности  и развития организма, личности и  социальной группы.

Различают биологические  и социальные потребности. Биологические  потребности - это потребности в  пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и/др., необходимые для поддержания  организма в нормальном жизнедеятельном  состоянии. Социальные потребности - это  потребность принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и пр. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Выделяется три  уровня удовлетворения потребностей: минимальный – обеспечивает выживание; нормальный - поддерживает у работника способность трудится с должной отдачей; уровень роскоши – удовлетворение потребности становиться целью или средством демонстрации высокого общественного положения.

Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Широко бытует мнение, что стимул - это вознаграждение. Это не совсем правильно, так как слово происходит от латинского stimulus - буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться, - и имеет как раз обратное значение - принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.2

1. Принуждение. История  свидетельствует о широком спектре  форм принуждения, начиная с  казни, пыток и физического  наказания до лишения имущества,  гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.

2. Материальное  поощрение. Сюда относятся стимулы  в материально-вещественной форме:  заработная плата и тарифные  ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли,  компенсации, путевки, кредиты  на покупку автомобиля или  мебели, ссуды на строительство  жилья и др.

3. Моральное поощрение.  Стимулы, направленные на удовлетворение  духовных и нравственных потребностей  человека: благодарности, почетные  грамоты, доски почета, почетные  звания, ученые степени, дипломы,  публикации в прессе, правительственные  награды и др.

4. Самоутверждение.  Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению  поставленных целей без прямого  внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма, получение второго образования и др. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако он проявляется только у наиболее развитых членов общества.

Таким образом, задача менеджера обеспечить мотивирование, т.е. создание среды обогащенной стимулами и возможностями, в которой человек актуализирует свои мотивы, удовлетворяет свои потребности, и при этом достигаются цели организации. Изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследования поведения человека в труде дают некоторые общие объяснения мотивации и позволяют создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Первоначально теории мотивации складывались исходя из анализа  исторического опыта поведения  людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известной и  до сих пор широко применяемой  является политика "кнута и пряника". "Кнутом" раньше чаще всего был  страх смертной казни или изгнания из страны за невыполнение указаний царя, короля или князя, а "пряником" выступало богатство ("полцарства") или родство с правителем ("принцесса"). Эта теория мотивации широко использована в сказках и преданиях народов  мира. Политика "кнута и пряника" подкупает простотой мотивов  и стимулов к достижению поставленной цели, кстати не всегда четко формулированной правителем ("сходи туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что"). Она предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена (победить врага, взять крепость, устранить аварию и др.) и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников.

В содержательных теориях  мотивации делается упор на то, какие  потребности побуждают людей  проявлять активность в труде. В  основе теорий X», «У» и «Z», описывающих  типы работников, лежит отношение  человека к труду. Теория «X» была первоначально разработана Ф. Тейлором, а затем развита и дополнена Д. Мак Грегором, который добавил к ней теорию «У». Теория «Z» была предложена значительно позднее, в 80-х гг. В. Оучи (модель поведения и мотивации человека). «X», «У» и «Z» - это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и, соответственно, менеджер должен применять различные стимулы к труду. Рассмотрим эти теории более подробно.

Ключевыми положениями  теории Х являются:

• в мотивах человека преобладают биологические потребности;

• обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучшим методом организации является конвейерный;

• по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства;

• средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;

• качество работы низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства.

Для данной теории естественным является применение в  качестве главного стимула принуждение, а вспомогательного, материальное поощрение.

Теория «У» является антиподом теории «X» и ориентирована  совсем на другую группу людей. Ключевыми  положениями теории «У» являются:

• в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать;

• физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе;

• нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда;

• внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;

• ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;

• обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность и стремится к этому;

• многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.

Модель по теории «У» отражает передовую, творчески  активную часть общества. Стимулы  побуждения к труду в теории «У»  располагаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Очевидно, что  удельный вес работников, описываемых  этой теорией, невелик - по данным многочисленных исследований, от 15 до 20% от численности  коллектива. Чаще всего они индивидуалисты и не могут полностью раскрыть свои таланты в социальной группе.

Информация о работе Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду