Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:18, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - раскрыть понятия мотивации, рассмотреть теории мотивации, и их применение на практике. Для реализации этой цели в работе необходимо решить следущие задачи:
-рассмотреть сущность и содержание мотивации в системе управления
-изучить основополагающие теории мотивации
-исследовать теории мотивации: содержательные и процессуальные.
Введение
1. Сущность и содержание функции мотивация
2. Основопологающие понятия мотивации
3. Содержательные теории мотивации
4. Процессуальные теории мотивации
Заключение
Список использованной литературы
Внешнее мотивирование это своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования работодателю нужно знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы, или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения.
Внутреннее мотивирование
Наиболее часто встречающаяся модель мотивации имеет три элемента:
1) потребности, т.е. желания,
2) целенаправленное поведение -
стремясь удовлетворить свои
потребности, люди выбирают
3) удовлетворение потребностей - отражает
позитивное чувство облегчения
и комфортного состояния,
В менеджменте значение уделяется
также учету уровней мотивации.
На уровне удовлетворительного поведения
сотрудники достигают того минимума,
который оказывается приемлемым
для руководства. Для тех работников,
чей уровень мотивации
Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов:
- 1 этап - возникновение потребностей
- человек ощущает, что ему чего-
- 2 этап - поиск путей устранения
потребностей, определение направлений
действий, как именно и какими
средствами можно
- 3 этап - определение целей (
- 4 этап - осуществление действия, т.е.
затрата усилий для
- 5 этап - получение вознаграждения
за осуществление действия. Проделав
необходимую работу, человек получает
то, что он может использовать
для удовлетворения
- 6 этап - устранение потребности - человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Даже знание логики процесса мотивации сполна не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их “вычленить” трудно. Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека в конкретных условиях.
Значительным фактором является то,
что мотивационный процесс
Еще один важный фактор, делающий мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным, - это различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень воздействия на них одинаковых стимулов, разная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. Тогда данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей.
Одной из основных задач управления
является определение мотивов
Благоприятные оценки проделанной
работы (положительное подкрепление)
повышают самооценку, мотивируют трудовую
деятельность, усиливают творческую
инициативу. Поощрение вселяет веру
у человека в себя, в свой потенциал,
способности, дает надежду на успешное
выполнение новых заданий, что усиливает
стремление, трудится наилучшим образом.
Позитивное подкрепление формирует
установку, в рамках которой работник
стремится к такой линии
2.Основопологающие понятия мотивации
Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные по природе своей являются физиологическими: человек не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и тому подобное. Вторичные вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, то есть являются психологическими потребность в привязанности, уважении, успехе.
Потребности можно удовлетворить
вознаграждением, дав человеку, что
он считает для себя ценным. Но в
понятии «ценность» разные люди вкладывают
неодинаковый смысл, а, следовательно,
различаются и их оценки вознаграждения.
Например, состоятельный человек, возможно,
сочтет несколько часов отдыха в
кругу семьи более
«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.
«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа. Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.
Слово "мотивация" происходит от латинского "мотус"- движение. Можно определить мотивацию как методы воздействия на людей (в том числе и на себя самого) с целью получения желаемого результата.
Выделим основные понятия теорий мотивации.
Потребности - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Потребности могут быть:
- сознательные и бессознательные (неосознаваемые в данный момент данным индивидуумом);
- первичные (по своей природе физиологические и врожденные - в пище, воде, воздухе, сне, сексуальных отношениях) и вторичные (психологические - в успехе, уважении, власти, принадлежности и т.д.). Диапазон вторичных потребностей очень широк и специфичен для каждого человека как индивидуальности; в то же время для данного человека вторичные потребности имеют постоянный или очень продолжительный характер.
Побуждение - ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность и цель. Порождается потребностью.
При достижении цели удовлетворение потребности может быть положительным (полным или частичным) и отрицательным. В первом случае человек склонен:
- при повторении ситуации
- искать новые подобные
Во втором случае такое поведение в будущем избегается.
Рассмотрим пример.
Человек имеет потребность в еде. На базе этой потребности у него возникает побуждение купить шаверму. Если этим актом он удовлетворяет только первичную потребность (непосредственно в насыщении), то можно ожидать повторения такого поведения. Однако современный человек социализирован, и этим актом он удовлетворяет (или нет) еще целый букет вторичных потребностей:
- в принадлежности ("приятель покупает именно шаверму" или "в моем социальном круге не принято покупать еду на улице" и т.д.),
- во власти ("я покупаю шаверму, хотя мама и не разрешает, потому что я уже большой и независимый"),
- в успехе ("это очень дорогая еда"), и т.д.
В этом случае предсказать поведение конкретного человека (в том числе и ему самому) становится уже очень сложно.
Этот простой пример достаточно наглядно показывает возможности организации мотивации через потребности и проблемы, возникающие при этом.
1. Структура потребностей у
2. Удовлетворение одной и той
же потребности у двух людей
может требовать совершенно
3. Для организации как
Следующее базовое понятие теорий мотивации - вознаграждение. Вознаграждение (поощрение) - все, что человек считает ценным для себя. Поощрения делятся на внутренние (существующие в сознании индивида - чувство самоуважения, удовлетворенность результатом, ощущение значимости и содержательности своего труда, ощущение ответственности труда, неформальное общение в процессе труда) и внешние (то, что дает организация за выполненную работу - зарплата, премии, продвижение по службе, символы статуса и престижа, похвалы и признания, дополнительные льготы и вознаграждения).
Информация о работе Мотивация трудовой деятельности в системе управления