Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:50, контрольная работа
Целью данной работы является анализ интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство. Исходя из поставленной цели логично решение следующих задач: изучение понятия интеграции, ее этапов; оценка интеграционных процессов с участием России, особенности становления интеграционного пространства, его проблемы и перспективы.
Введение………………………………………………………….…………3
1. Интеграция России в мировое хозяйство, ее основные цели и современные проблемы……………………………………………………..……5
2. Задача. …………………………………………………………..………21
3. Тест………..………………………………………………………...…..23
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………...…………………..25
Видимо, на первое место следует выдвинуть с учетом объективных реальных предпосылок (территориальная близость, экономическая и технологическая однородность народных хозяйств, сходство менталитетов, совпадение задач по рыночным преобразованиям, взаимотяготение населения и т.д.) перспективы формирования устойчивых взаимных экономических интересов (МЭИ), сочетая многосторонний и двусторонний формат международных экономических отношений (МЭО) стран СНГ. При этом интеграционная глубина взаимных МЭО будет определяться долгосрочными интересами отдельных групп стран СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия; Россия – Белоруссия; Узбекистан – Киргизия – Казахстан; Молдавия – Украина), преждевременная установка на МЭИ сразу всех стран СНГ малореалистична.
При этом должны решаться три важнейшие задачи по последовательному формированию единого информационного, правового, экономического пространства. Это означает обеспечение необходимых условий для беспрепятственного и оперативного обмена информацией, доступ к ней всех субъектов хозяйственной деятельности при достаточной однородности, сопоставимости и достоверности данных. Такой банк данных включает сведения, требующиеся для принятия решений на различных уровнях при необходимой координации и унификации правовых норм предпринимательской и в целом хозяйственной деятельности. В результате будут возникать предпосылки для создания единого экономического пространства, что предполагает беспрепятственное осуществление хозяйственных трансакций, возможность свободного выбора субъектами мирохозяйственных отношений, предпочтительных вариантов и форм.
Следует исходить из того, что интеграционные признаки МЭО будут складываться постепенно с разной интенсивностью в отдельных субрегионах СНГ. Это относится и к основным интеграционным формам взаимных связей (торгово-экономические отношения, специализация и кооперирование производства и НИОКР, технологическое сотрудничество, транснациональные корпорации и ФПГ, СП, целевые комплексные программы и т.д.). По мере становления единого информационного, правового и экономического пространств на первом этапе формирования МЭО интеграционного типа обоснованно (с участием групп стран, а возможно, и всех стран СНГ) создание и развитие зоны свободной торговли, таможенного союза, платежного союза, общего рынка труда, общего аграрного рынка. Совместно с этим в дальнейшем создается общее инвестиционное и научно-технологическое пространство, объединенные транспортная и энергетическая системы и рынок энергоресурсов. На данном этапе необходимо разработать и запустить согласованную программу структурной перестройки и технологического обновления экономик стран – участниц МЭИ, а также комплексные программы и соглашения по сотрудничеству в важнейших сферах (социальная, экологическая, образование и подготовка специалистов и т.п.). Временные рамки первого этапа – 10–15 лет, т.е. до 2010 г. Только по реализации его основных задач может быть осуществлен переход к качественно новому уровню МЭИ в СНГ – созданию интеграционного Сообщества, социально ориентированного типа на высокой индустриальной (постиндустриальной) базе, эффективно встроенного в мирохозяйственные отношения на принципиально новой стадии их глобализации.
2. Задача.
На основе данных таблицы определите отрасли рыночной специализации промышленности Ленинградской области, используя предложенные статистические данные.
Отрасль |
Доля в промышленности Ленинградской области, % |
Доля в промышленности РФ, % |
Электроэнергетика |
9,4 |
10,1 |
Топливная |
26,2 |
16,9 |
Черная металлургия |
0,2 |
8,3 |
Цветная металлургия |
8,3 |
10,1 |
Химическая и нефтехимическая |
6,5 |
7,3 |
Машиностроение и металлообработка |
9,7 |
19,2 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
20,9 |
4,8 |
Промышленность строительных материалов |
3,2 |
2,9 |
Легкая промышленность |
1,1 |
1,7 |
Пищевая промышленность |
9,6 |
14,7 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
В хозяйстве любой страны, района, региона мира выделяются две функционально неоднородные группы отраслей: специализирующие и обслуживающие.
Отрасли специализации играют ведущую роль в структуре хозяйства стран и районов, определяют их место в территориальном (международном, межрайонном) разделении труда. По этой причине отрасли специализации именуют также профилирующими отраслями, отраслями международного (межрайонного) значения.
Специализация стран и районов — результат территориального разделения труда, она обусловлена возможностью производить на их территории (за счет использования благоприятных исторических, экономических, природных и др. условий) определенные виды продукции в количестве, значительно превышающем местные потребности, при сравнительно низких затратах труда, то есть возможностью развивать такие отрасли, продукция которых конкурентоспособна на внешнем рынке и преимущественно ориентирована на вывоз.
Таким образом, главная характерная черта и отличительная особенность отраслей специализации — большие масштабы (объемы) и эффективность производства, участие в территориальном обмене (вывозе) произведенной продукцией.
Поэтому к отраслям рыночной специализации промышленности Ленинградской области относятся: топливная (26,2% в области и 16,9% в РФ), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (20,9% в области и 4,8% в РФ), машиностроение и металлообработка (9,7% в области и 19,2% в РФ) и пищевая промышленность (9,6% в области и 14,6% в РФ).
3. Тест.
Вставьте пропущенное слово.
Комплексное развитие хозяйства регионов предусматривает гармоничное, пропорциональное, взаимообусловленное развитие в каждом регионе отраслей …, отраслей, дополняющих комплекс, и инфраструктуры.
Ответ:
Комплексное развитие хозяйства регионов предусматривает гармоничное, пропорциональное, взаимообусловленное развитие в каждом регионе отраслей специализации, отраслей, дополняющих комплекс, и инфраструктуры.
Заключение
В ходе выполнения данной работы была достигнута поставленная цель, решены сопутствующие задачи. Был проведен анализ интеграции России в мировое хозяйство, дана оценка интеграционных процессов, проблемы и перспективы развития. Можно сделать вывод о том, что процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале.
Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается.
На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна.
Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо: становление стабильного политического режима, развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, проведение активной внешнеторговой политики, стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.
Список литературы
Дополнения
1. Какие интеграционные процессы идут сейчас в странах СНГ?
Значительные подвижки в интеграционных процессах на пространстве СНГ, которые произошли в 2011 году, означают переломный этап в его развитии, так как впервые речь об этом идёт не в конъюнктурных соображениях публичной политики, а в целях реально реализуемой стратегии. Впервые за всё постсоветское время Россия предпринимает интеграционную инициативу, являющуюся не просто «рамкой добрососедских отношений» между бывшими союзными республиками или же ответом на политику Запада в регионе. И впервые сложилась ситуация, когда элиты целого ряда бывших союзных республик смогли осознать свои интересы в интеграции – интересы, основанные уже на новой экономической модели и новой системе межэлитных отношений. Курс бегства поодиночке на Запад сменяется готовностью обустраивать жизнь рядом с Западом.
Несомненно, эта перемена произошла не столько из-за нового уровня осознания национальных интересов, сколько из-за неудач – а по большому счёту и провала – всего прежнего курса на евро-атлантическую интеграцию. И несомненно, что любая реальная возможность существенно продвинуть этот западный вектор отношений для любого из игроков на этом пространстве важнее и предпочтительнее, чем реинтеграция с бывшими союзными республиками. Однако двадцати лет оказалось достаточно, чтобы осознать долговечность нынешнего положения «у порога» Запада и решиться сменить ориентиры на развитие взаимодействия друг с другом. Как подчеркнул А.Лукашенко, Россия впервые заявила о приоритете отношений с постсоветскими государствами – и это действительно так, впервые. Можно усомниться, насколько эти отношения для неё стали действительно приоритетными, но принципиальные перемены в акцентах внешней политики Москвы очевидны. Если прежде СНГ было структурой без центра (что не мешало наличию центробежных процессов, ведь центр всё равно предполагался), то теперь РФ предпринимает попытку вернуться к активной роли на пространстве исторической России.
Центральный вопрос во всём предпринимаемом процессе – участие Украины. На самом деле она не просто предполагаемый, а необходимый участник интеграционных процессов – без неё они вскоре потеряют свою актуальность и привлекательность. Роль и место Украины в современном мире – сейчас важнейший вопрос, от которого зависит будущее всей мировой политики. Россия, привлёкшая в интеграционные процессы Украину, и Россия, вынужденная считаться с западной «принадлежностью» этого государства – это совершенно разные России. И подход Запада, в своё время озвученный А.Квасьневским, не теряет своей политической актуальности.
Однако для будущего этого «качественно нового интеграционного образования» (А.Лукашенко) самым важным – и, можно сказать, ключевым – вопросом является определение его границ, его идентичности. Любое государство или интеграционное образование государств может быть стабильным только тогда, когда оно основано на общей либо близкой культуре, языке, общей исторической идентичности. Советский Союз, занимавший место Российской империи, унаследовал от предшественницы имперский принцип объединения народов самых разных языков и религий, этнически и исторически друг другу во многом чуждых. Это было одной из причин хрупкости всей конструкции. К сожалению, новые интеграционные формы предлагаются опять же всем государствам СНГ, этой формы «цивилизованного развода» бывших союзных республик. То есть единственный принцип границ, который закладывается, это границы былой Империи. Принцип совершенно несовременный (и, прямо сказать, домодерный), он чужд нынешнему миру. К тому же, возрождение империи предполагает совершенно иные методы интеграционной политики, Российской Федерации вряд ли доступные. Есть основной принцип современной административно-политической организации: политические границы должны в целом совпадать с культурными, языковыми. Нарушение этого принципа делает государство слабым и внутренне, и во внешних сношениях – оно просто обречено на риск распада. То же касается и надгосударственных интеграционных проектов – правда, здесь актуальны становятся и более общие цивилизационные характеристики.