Невербальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 07:11, реферат

Краткое описание

Невербальные коммуникации - одна из самых загадочных и трудных для освоения областей общения, поскольку чаще всего они осуществляются на уровне подсознания. Человек находится в обществе и вынужден постоянно взаимодействовать с другими людьми. Чтобы это взаимодействие было результативным необходимо владеть некоторыми навыками коммуникации. Следует подчеркнуть, что 65% всей информации передаётся через невербальные сообщения. Таким образом, невербальная коммуникация является важной составляющей взаимоотношений между людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ЧАСТЬ I. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЁ КОМПОНЕНТЫ.………………………………………………………….... 4
ЧАСТЬ II. МИМИКА И ИНТОНАЦИЯ…………………………………. 5
ЧАСТЬ III. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ…………………………….…………………………... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 16
БИБЛИОГРАФИЯ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 119.69 Кб (Скачать файл)

Окулистика – поведение глаз. Великий коммуниколог Майкл Аргайл определил следующие функции взгляда: 
(а) регулирование разговора, (б) выражение отношения, (в) выражение эмоций, (г) выражение доверия или запрос доверия, (д) отводим глаза когда говорим неправду. Поведение глаз слишком зависит от мозга, чтобы мы могли его контролировать.

  • Тактилика

   Тактилика – использование прикосновения. Известный коммуниколог Элен Ярборо выделила следующие функции тактилики (а) выражение чувств, (б)игра, (в) контроль и помощь, (г) приветствие, (д) случайное касание. Виды прикосновений бывают а) повторяющиеся (взаимные), и б) стратегические (скрытый мотив). 
Зоны, к которым можно прикасаться в западных культурах: кисть, рука, плечо, верхняя часть спины. Эти нормы неприменимы к другим культурам. 
Мужчины и женщины отличаются в тактилике: мужчины более неприкасаемы, более подозрительны к тактилике, но одновременно чрезвычайно к ней чувствительны.      Ричард Хеслин считает, что тактилика отличается в зависимости от контекста: то, что приемлемо на работе, неприемлемо дома и на улице и наоборот (например, рукопожатие, похлопывание по плечу, поцелуй). Следует добавить, что есть и отличия в этой области в разных культурах. 
Приведите примеры отличия тактилики в разных культурах.

  • Вокалика

Вокалика – использование голоса. Известный коммуниколог Джон Стюарт выделил следующие характеристики голоса: (а) качество (то, что отличает один голос от другого), (б) темп, (в) громкость, (г) произношение, (д) артикуляция, (е) интонация.        1. Некоторые аспекты вокалики (как например, качество голоса) практически не контролируются человеком, и поэтому их следует принимать такими, какие они есть.        2. Большинство аспектов вокалики социализованы. Мы учимся определенной громкости, темпу, интонации у нашего окружения. Если подобное окружение у человека меняется, он постепенно и очень незаметно переучивается.             3. Большинство аспектов вокалики можно сознательно тренировать.  4. Артикуляция как аспект вокалики, в случае, если она представляет значительную проблему, может стать предметом внимания специалистов-логопедов.              5. Передразнивание вокалики – совершенно недопустимый прием, особенно в общении с детьми!         6. Интерференция (вмешательство) языков может наблюдаться у тех людей, которые знают два и более языков и владеют соответственными вокалическими приемами.          7. После того, как человек перебрался из одной местности в другую, нужно дать ему время привыкнуть к определенным вокалическим нормам и не акцентировать внимания на его произношении, артикуляции или акценте. На этом этапе человеку необходима поддержка!

  • Проксемика

Термин происходит от английского "proximity" — близость, и предложен американским ученым Эдуардом Холлом, чтобы обозначить эффекты пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентации и дистанций между людьми на характер межличностного общения.               «То, как люди используют пространство, по мнению доктора Холла, напрямую связано с тем, как они относятся к другим людям, насколько ощущают их близкими. Каждый человек, говорит Э. Холл, имеет свои территориальные потребности. Попытавшись стандартизировать проксемику, Э. Холл разделил эти потребности на четыре отдельные зоны, в которых существует большинство людей: а) интимное расстояние, б) личное расстояние, в) социальное расстояние, г) общественное расстояние. Как можно предположить, зоны просто представляют различные пространства, в которые мы проникаем, пространства, которые увеличиваются с уменьшением близости. Интимное пространство может быть или близким, что является реальным соприкосновением, или отдаленным, от 18 до 45 сантиметров. Интимное расстояние устанавливается, например, при занятии любовью, при очень близкой дружбе и у детей, которые жмутся к родителям или друг к другу. Когда вы находитесь в интимном пространстве, вы неизбежно ощущаете близость своего партнера, и, если такой контакт возникает между двумя мужчинами, это может вызвать неловкость или неудобство. Он наиболее естествен между мужчиной и женщиной в минуты близости. Когда мужчина и женщина не находятся в интимной близости, такое положение может порождать неловкость». [Дж. Фаст, Язык тела. Азбука человеческого поведения, М., «Центрполиграф», 2006 г., с. 29-31.]

  • Хронемика

Хронемика - это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах.               Так, общие собрания в африканских деревнях начинаются только после того, когда соберутся все жители. Если в США вы опаздываете на важную встречу, то это оценивается как отсутствие интереса к делу и оскорбление для партнера, а в Латинской Америке опоздать на 45 минут - обычное дело. Поэтому встреча бизнесменов из США и Латинской Америки может закончиться неудачно из-за незнания особенностей использования времени в другой культуре .      Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные модели использования времени:монохронную и полихронную.   При монохронной модели время представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов. В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу.Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем являются культуры, в языках которых вообще нет слов, относящихся ко времени (например, у североамериканских индейцев).        Если в монохромной культуре время постоянно отслеживается, считается, что время - деньги, в полихронной культуре такой необходимости нет, о точном использовании времени даже не задумываются. Примером полихронной культуры может служить русская, латиноамериканская, французская культуры, монохронные культуры - немецкая, североамериканская.          Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре. Так, в крупных городах мы должны идти по улицам быстрее, чем в маленьких деревушках. Ритмы африканцев, являющиеся для них измерителями времени, принципиально отличаются от европейских ритмов.              Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени. Неформальное время связано с неопределенным отсчетом: «через некоторое время», «позже», «во второй половине дня» и т.д. Формальное время, напротив, отсчитывает время очень точно: «к двум часам», «завтра в 15.30» и т.д. Одной из наиболее частых помех в межкультурной коммуникации является ситуация, когда один собеседник оперирует формальным временем, а его оппонент, принадлежащий к другой культуре, - неформальным. Первый приходит на встречу к двум часам дня, а другой - примерно во второй половине дня, если приходит вообще.

    • Хаптика

Хаптика (haptics, от греч. haphe осязание) -  наука об осязании и прикосновении,  о  коже как органе восприятия, о тактильных формах деятельности и самовыражения.        Слово "хаптика" (и соответствующее прилагательное "хаптический"), образовано от греческого слова  haphe  (осязание) и  haptikos (осязательный, тактильный), которые в свою очередь образованы от  haptesthai (трогать, хватать). Например, у Аристотеля можно прочитать: "Осязание же (haphe) получается от непосредственного соприкосновения (haptesthai) с предметами, поэтому оно и носит это название. Хотя и остальные органы чувств воспринимают путем соприкосновения, но через иное. По-видимому, только осязание воспринимает непосредственно (di'hautes)".  Созвучие с разговорным глаголом "хапать" усиливает шанс этого ученого термина на вхождение в русский язык.   В хаптике как научной дисциплине можно выделить (1) психологическую, (2) техническую и (3) эстетическую  ветви.   1. Психохаптика - самая ранняя по времени возникновения; еще в начале 20-го века стали появляться экспериментальные исследования по психологии восприятия, в том числе тактильного. Классической считается книга  Дэвида Каца "Мир касания" (1925). Но еще раньше появился учебник Титченера по психологии (1910), где уделяется внимание осязательным перцепциям. Современная классика - книга Эшли Монтагю "Прикосновение. Человеческий смысл  кожи" (1986), где прослеживается значимость осязания, в частности, тактильных контактов ребенка с родителями, для формирования личности. Психологическое направление в хаптике граничит, с одной стороны, с  педагогикой, теорией воспитания, с другой стороны, с  гуманистической психотерапией и холистской медициной ("целостным целительством").       2. В последние двадцать лет хаптика стала популярна в исследованиях, посвященных проблемам искусственного интеллекта и виртуальной реальности.  Чувство осязания оказывается важнейшим и сложнейшим  для воссоздания компонентом  виртуальной среды, которая должна создавать полную иллюзию реальности и воздействовать на все органы чувств. Да и искусственный разум оказывается не слишком разумным, если он отключен от тех тактильных перцепций и операторов, которые лежат в основе концептуальных систем:  твердое - мягкое, тяжелое - легкое, холодное - горячее, гладкое - шершавое...  Только так, "наощупь," воспринимаются важнейшие параметры окружающего мира. В работе над компьютерными симуляциями человека и окружающей его предметной среды  хаптика часто соединяется с кинестезией - или включает ее в себя.  Кинестезия (от. греч. "kinesis",  движение, и  esthesia,  чувство, восприятие) - область ощущений, связанных с мускулами, суставами, движениями и напряжениями мышечной ткани.          С 1990 г. при Массачусеттском Институте Технологии работает Лаборатория Человеческой и Машинной Хаптики (Тhe Laboratory for Human and Machine Haptics), более известная как Лаборатория Осязания. Ее цель - изучение человеческих и построение машинных хаптик, а также развитие виртуальных и телеоперационных систем ваимодействия людей и машин. Сюда входят такие разделы, как биомеханика кожи, нейрофизиология, психофизика, моторно-информационный   контроль, манипуляционные стратегии и их компьютерные модели...  С 1999 г. издается электронный журнал по хаптике (HAPTICS. The Electronic Journal of Haptics Research), где печатаются весьма специальные  работы, такие как "Силовой контроль по способу закрытой петли за хаптической симуляцией виртуального окружения".         3. Наконец, третье,  направление в хаптике связано с философией и эстетикой осязания, а также с опытами создания нового, тактильного вида искусства (touch art). В последние десятилетия, в связи с новым осознанием телесности как метафизического ограничителя сознания и форматора бессознательных и когнитивных структур, возрастает интерес и к осязанию. Однако кроме  M. Мерло-Понти, Г. Башляра,  Р. Барта и Ж. Делеза, уделяющих скромное место осязанию в своих феноменологических анализах телесности и чувственного восприятия, в области хаптики трудно назвать какие-то специфические достижения и прорывы[http://www.emory.edu/INTELNET/fs_haptics.html].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невербальная коммуникация является неотъемлемой частью человеческой жизни. Общаются ли люди с друзьями или участвуют в деловых переговорах, понаблюдав за ними, можно заметить, что они используют множество жестов, встают в различные позы и их мимика постоянно меняется. Умение читать и применять самому знаки невербальной системы общения помогут преуспеть не только в деловой сфере, но и в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку, М., 1940. (Ученыеpзаписки 1-ого Моск. гос. пед. Ин-та иностр. языков, т. ). 270
  2. Достоевский Ф. М., Полное собрание сочинений в 30 томах, Том 10, Л., "Наука", 1974 г.,
  3. Сидоров П. И., Парняков А. В. - Введение в клиническую психологию 2000г
  4. . http://www.emory.edu/INTELNET/fs_haptics.html
  5. http://revolution.allbest.ru/psychology/00025592_1.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Невербальная коммуникация