Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:21, доклад
Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех
участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Несмотря на то, что положения системы управления могут быть разными у различных
акционерных обществ, многие факторы "де-факто" и "де-юре" оказывают на них практически одинаковое влияние. Поэтому, возможно сформулировать определение типовой "модели" управления акционерным обществом в
различных странах.
Немецкая модель менеджмента
Структура управления
корпорацией (акционерным
стране определяется
несколькими факторами:
различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех
участвующих сторон; фактически
сложившейся структурой
данной стране; уставом каждого акционерного общества. Несмотря на то,
что положения системы управления могут быть разными у различных
акционерных обществ, многие факторы "де-факто" и "де-юре" оказывают на
них практически одинаковое
влияние. Поэтому, возможно
определение типовой "модели" управления акционерным обществом в
различных странах.
В каждой стране
структура управления
определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее
от структур других стран. На настоящий момент исследователи выделяют три
основных модели управления акционерными обществами на развитых рынках
капитала. Это англо-американская модель, японская модель и немецкая
модель.
Основные признаки или элементы каждой модели это:
ключевые участники акционерного общества или корпорации;
структура владения акциями в конкретной модели;
состав совета директоров (или советов – в немецкой модели);
законодательные рамки;
требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг;
корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;
механизм взаимодействия между ключевыми участниками.
При этом необходимо понимать, что нельзя просто взять одну из моделей и
применять ее в другой
стране. Процесс формирования
управления динамичный: структура корпоративного управления всегда
отвечает условиям и особенностям конкретной страны.
Немецкая модель мнеджмента
Немецкая модель используется
в немецких и австрийских
Некоторые элементы
этой модели присутствуют
Скандинавии. Кроме
этого, недавно некоторые
также начали применять элементы немецкой модели.
Немецкая модель управления
акционерными обществами
отличается от англо-
сходство с японской моделью все-таки существует.
Банки являются долгосрочными
акционерами немецких
японской модели, представители банков выбираются в Советы директоров.
Однако, в отличие от японской модели, где представители банков
привлекаются в совет только в кризисных ситуациях, в немецких
корпорациях представительство банков в совете постоянно. Три крупнейших
универсальных немецких банка (т. е. банки, предоставляющие широкий
диапазон услуг) играют основную роль; в некоторых областях страны
государственные банки
являются ключевыми
Существуют три основных особенности немецкой модели, отличающие ее от
других моделей. Две из них – это состав совет директоров и права
акционеров.
Во-первых, немецкая модель
предусматривает двухпалатный
из Правления (исполнительного совета) (чиновники корпорации, т. е.
внутренние члены) и наблюдательного совета (представители рабочих,
служащих корпорации и акционеров). Эти две палаты абсолютно раздельны:
никто не может одновременно членом Правления и наблюдательного совета.
Во-вторых, численность
наблюдательного совета
не может быть изменена акционерами.
В-третьих, в Германии
и других странах,
узаконены ограничения
прав акционеров в части
ограничивается число
голосов, которое акционер
которое может не совпадать с числом акций, которыми этот акционер
владеет.
Большинство немецких
корпораций предпочитает
акционерному, поэтому капитализация фондового рынка невелика по
сравнению с мощью
немецкой экономики. Процент
в Германии низок,
что отражает общий
политики страны. Поэтому неудивительно, что структура управления
акционерным обществом сдвинута в сторону контактов между ключевыми
участниками, а именно, банками и корпорациями.
Система в какой-то
степени является
акционерам: с одной
стороны, она позволяет им
другой, позволяет корпорациям налагать ограничения на права голоса.
Процент иностранных инвесторов достаточно велик: в 1990 г. он составил
19%. Этот фактор постепенно начинает оказывать влияние на немецкую
модель, т. к. иностранные
инвесторы из стран
других стран начинают защищать свои интересы. Распространение рынка
капитала заставляет
немецкие корпорации
Когда корпорация Daimler-Benz AG решила зарегистрировать свои акции на
Нью-йоркской фондовой бирже в 1993 г., она была вынуждена принять
существующие общие
стандарты финансовой
обеспечивают большую открытость по сравнению с немецкими. Так,
Daimler-Benz AG вынуждена была отчитываться о крупных убытках, которые
можно было бы скрыть, применяя немецкие принципы бухгалтерского учета.
Ключевые участники немецкой модели
Немецкие банки и в меньшей степени немецкие корпорации являются
ключевыми участниками в немецкой модели управления. Как и в японской
модели, описанной ранее, банк играет несколько ролей: он выступает
акционером и кредитором,
эмитентом ценных бумаг и
депозитарием и голосующим агентом на ежегодных общих собраниях
акционеров. В 1990 г. три крупнейших немецких банка ("Deutsche Bank",
"Dresdener Bank" и "Commerzbank") входили в наблюдательные советы 85 из
100 крупнейших немецких корпораций.
В Германии корпорации также являются акционерами и могут иметь
долгосрочные вложения в других неаффилированных корпорациях, т. е.
корпорациях, не принадлежащих к определенной группе связанных
(коммерчески или промышленно) между собой корпораций. Подобный тип похож
на японскую модель, но в корне отличается от англо-американской, где ни
банки, ни корпорации
не могут быть ключевыми
инвесторами.
Включение представителей рабочих (служащих) в состав наблюдательного
совета является
англо-американской.
Структура владения акциями в немецкой модели
Основными акционерами в Германии являются банки и корпорации. В 1990 г.
корпорации владели 41% немецкого фондового рынка, и институциональные
инвесторы (в основном, банки) – 27%. Институциональные агенты, такие
как, например, пенсионные фонды (3%) или индивидуальные акционеры (4%)
не играют важной роли в Германии. Иностранные инвесторы владели 19%
рынка в 1990 г.; в настоящее время их влияние на немецкую систему
управления акционерными обществами возрастает.
Состав Правления ("Vorstand") и наблюдательного совета ("Aufsichtsrat")
в немецкой модели
Двухпалатное правление – уникальная черта немецкой модели. Немецкие
корпорации управляются
наблюдательным советом и
Наблюдательный совет
назначает и распускает
решения руководства
и дает рекомендации Правлению.
обычно проводит совещания
раз в месяц. В Уставе
документы, требующие утверждения на наблюдательном совете. Правление
несет ответственность за ежедневное руководство корпорацией.
Правление состоит исключительно из сотрудников корпорации. В
наблюдательный совет входят только представители рабочих (служащих) и
представители акционеров.
Состав и численность
наблюдательного совета
промышленной демократии и о равноправии служащих; эти законы определяют
также количество
количество представителей, выбранных акционерами.
Численность наблюдательного
совета устанавливается
корпорациях (численностью менее 500) акционеры избирают весь
Наблюдательный совет. В средних корпорациях (размер корпорации зависит
от размера фондов
и средств и количества
избирают одну треть наблюдательного совета, состоящего из 9 чел. В
больших корпорациях сотрудники избирают половину наблюдательного совета,
состоящего из 20 чел.
Следует обратить внимание на то, что существуют два основных отличия
немецкой модели от японской и англо-американской:
1. Численность наблюдательного
совета устанавливается
подлежит изменению.
2. В наблюдательный совет входят представители рабочих (служащих)
корпорации.
Тот факт, что в наблюдательный совет не входят "инсайдеры" совсем не
означает, что в него входят только "аутсайдеры". Членами наблюдательного
совета, избираемого акционерами, обычно являются представители банков и
корпораций, т. е. крупных акционеров. Было бы правильнее назвать их
"аффилированными аутсайдерами"
Законодательная база немецкой модели
В Германии существуют сильные федеральные традиции. Федеральные и
местные (земельные) законы оказывают влияние на структуру управления
акционерными обществами. Федеральные законы включают в себя законы об
акционерных обществах, законы о фондовых биржах, коммерческие законы, а
также перечисленные
выше законы о составе
Однако, регулирование деятельности бирж является прерогативой местной
власти. Федеральное агентство
по ценным бумагам было
Оно и дополнило недостающий элемент немецкого законодательства.
Требования к раскрытию информации в немецкой модели
В Германии разработаны
достаточно строгие правила
но менее жесткие, чем в США. Корпорации должны предоставлять в годовом
отчете или на общих собраниях разнообразную информацию, включая
финансовую (каждое полугодие), данные о структуре капитала, ограниченную
информацию о каждом кандидате в наблюдательный совет (с указанием имени
и фамилии, адреса, места
работы и занимаемой должности)
информацию о вознаграждениях,
наблюдательного совета, данные об акционерах, владеющих более 5% акций
корпорации; информацию
о возможном слиянии или
предлагаемые поправки к Уставу; а также имена лиц или название
корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.
Правила раскрытия
информации в Германии
Например, финансовая информация сообщается раз в полгода, а не
ежеквартально, как
в США, предоставляются
вознаграждении директорам и менеджерам, в отличии от индивидуальных
сведений в США, не сообщаются сведения о членах наблюдательного совета и
их владении акциями корпорации. Кроме того, существуют заметные различия
между немецкими и американскими стандартами бухгалтерской отчетности.
Основное отличие немецкой системы финансовой отчетности состоит в том,
что немецким корпорациям разрешается иметь значительную нераспределенную
прибыль, что позволяет корпорациям занижать свою стоимость.
До 1995 г. немецкие корпорации должны были оглашать имена лиц, владеющих
более 25% акций корпорации. В 1995 г. этот предел был снижен до 5%, что
совпадает с американскими стандартами.
Действия корпорации, требующие одобрения акционеров, в немецкой модели
Действия корпорации,
требующие одобрения
чистого дохода (выплата дивидендов, использование средств), ратификация
решений Правления и наблюдательного совета за прошедший финансовый год,
выборы наблюдательного совета, назначение аудиторов.
Утверждение решений исполнительного совета (Правления) и Наблюдательного
совета по существу означает "печать одобрения" или "вотум доверия". Если
акционеры хотят предпринять какие-либо юридические акции против
отдельных членов или против Совета в целом, они откажутся от ратификации
решений совета за прошедший год.
В отличие от англо-
права изменять численность
или состав Наблюдательного
состав совета устанавливаются законом.
Другими действиями, также
требующими одобрения