Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:03, реферат
Необходимость формирования ФПГ для переходной экономики осознается
почти во всех правительственных кругах. Регулирование взаимоотношений
государства и ФПГ включает в себя создание законодательной и информационной базы функционирования ФПГ, эффективный контроль за деятельностью. Целеполагание означает формирование целевых программ и определение перечня госзаказа, выработку приоритетов развития. Образование финансово-промышленных групп должно осуществляться под такие программы.
Введение…………………………………………………………………….…….3
1.Общие принципы создания ФПГ………………………………………….…..4
2.Регулирование деятельности ФПГ в России…………………………………6
3. ФПГ и государственная поддержка………………………………………....10
4. Антимонопольный контроль и ФПГ………………………………………...14
5.Организация государственного контроля деятельности ФПГ..………….....17
Заключение……………………………………………………………....….........22
Список литературы…………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Общие принципы создания ФПГ………………………………………….…..4
2.Регулирование деятельности ФПГ в России…………………………………6
3. ФПГ и государственная поддержка………………………………………....10
4. Антимонопольный контроль и ФПГ………………………………………...14
5.Организация государственного контроля деятельности ФПГ..………….....17
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Необходимость формирования ФПГ для переходной экономики осознается
почти во всех правительственных кругах. Регулирование взаимоотношений
государства и ФПГ включает в себя создание законодательной и информационной базы функционирования ФПГ, эффективный контроль за деятельностью. Целеполагание означает формирование целевых программ и определение перечня госзаказа, выработку приоритетов развития. Образование финансово-промышленных групп должно осуществляться под такие программы.
Создание законодательных основ предполагает обеспечение условий для
организации и развития ФПГ, а также разработку методов государственного
стимулирования,
приводящих к образованию механизма
договорных отношений между правительством
и финансово-промышленными
Цель написания данной работы - дать по возможности обстоятельное представление о становящихся в России финансово-промышленных группах, об их госрегулировании и господдержке, эффективность которых во многом зависит от меры адаптации к российской специфике соответствующего лучшего мирового опыта.
Основными задачами для реализации поставленной цели является определение экономического содержания финансово-промышленных групп, условий их формирования и аспектов деятельности, а также рассмотрение государственного контроля за деятельностью финансово-промышленных групп.
1.Общие принципы создания ФПГ
В складывающихся условиях сложной экономической обстановки в России, характеризующейся нарушением взаимосвязей многих организаций и предприятий, представляющих научный, проектный, технический, экспериментальный, производственный и эксплуатационный потенциал промышленности, становится актуальным применение новых принципов, форм и методов создания и производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Одним из стратегических направлений
перспективной структурной политики в
российской промышленности является применение
современных организационных форм, предусматривающих
объединение потенциалов предприятий
и организаций (финансовых, научных, проектных,
экспериментально-
В сложных экономических условиях представляется
целесообразным активное применение гибких
организационных форм - финансово-промышленных
групп, позволяющих эффективно концентрировать
ресурсы для решения крупных государственных
задач создания сложной, конкурентоспособной
на мировом рынке продукции путем объединения
наиболее рациональной комбинации финансовых,
научных, проектных, экспериментально-
-выполнение работ, которые нельзя было провести отдельным предприятиям и организациям самостоятельно, вследствие значительных затрат и риска;
-эффективное распределение ресурсов между участниками;
-объединение участниками ФПГ дефицитных людских, материальных и информационных ресурсов.
В процессе формирования ФПГ необходимо:
-создать на основе принципов целевого управления специфических организационных форм по производству конкурентоспособной на мировом рынке высокоэффективной продукции с устойчивым финансовым обеспечением и стабильной поддержкой выполняемых проектов с учетом возможности участия коммерческих структур;
-создать и использовать системы многоступенчатых контрактов на выполнение работ на этапах жизненного цикла создаваемой продукции (концепция планирования программ по этапам - каждому новому этапу целевой программы предшествует тщательный анализ результатов работы, выполненной на предыдущем этапе и определяются возможности и целесообразность перехода к следующему этапу или необходимость пересмотра программы и ее коррекции);
-использовать средние и мелкие предприятия, организации и фирмы, имеющие узкую специализацию, как одного из основных источников новых научных и технических идей (использование таких групп предприятий в качестве субподрядчиков позволяет крупным ФПГ обеспечивать высокий научно-технический уровень, не ориентируя собственную научно-исследовательскую базу полностью на создание высокоэффективной продукции).
Таким образом, создание ФПГ обеспечивает решение двух задач:
1. Разработка проекта создания и функционирования ФПГ (например, в форме консорциума, ассоциации, корпорации).
2. Разработка системы
финансового и ресурсного обесп
Для решения этих задач ФПГ обеспечивает:
разработку и проведение единой научно-технической политики, концентрацию научно-технического и производственного потенциалов с целью выполнения в сжатые сроки исследований и разработок принципиально новой конкурентоспособной продукции;
применение прогрессивных
форм материально-технического обеспечения
производства, научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
формирование и реализацию единой стратегии в области инвестиционной политики для решения комплекса задач по развитию производственной базы, расширению и реконструкции действующих предприятий и организаций и их техническому перевооружению.
2.Регулирование деятельности ФПГ в России
Специфика государственного управления функционированием ФПГ, определяется прежде всего высокой долей государственной собственности, повышенной значимостью этого сектора для государства, высокой степенью концентрации научно-технического потенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя из этого, возрастает значимость прямых методов управления ФПГ со стороны государства.
Непосредственное участие в управлении ФПГ зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале ФПГ. Согласно Положению о ФПГ, критической долей для принятия решения о добровольном формировании является цифра в 25% государственной собственности. Таким образом, ФПГ разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей. При этом одним из рычагов управления по отношению к ФПГ должно стать условие получения разрешения предприятия с долей оборонного заказа, превышающего 30%, на вхождение в группу от Министерства обороны и Министерства экономики. Условием предоставления такой возможности должно быть участие представителей органов государственного управления в контроле за деятельностью группы.
Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства над ФПГ:
-создание ФПГ из государственных предприятий с участием в ней уполномоченного банка, в обмен на внесение государством акций государственного холдинга или отдельных оборонных предприятий;
-за счет передачи в траст центральной (управляющей) компании ФПГ имеющихся у государства акций оборонных предприятий, в том числе и с правом последующего опциона;
-управление временно закрепленным за государством или приобретенным на фондовом рынке пакетом акций предприятия-участника ФПГ;
-участие государства в управлении группой как обязательное требование к присвоению официального статуса ФПГ.
Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания ФПГ. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций ФПГ, "золотой акции", введение в Совет директоров представителя Государства.
Сочетание в рамках ФПГ государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников ФПГ, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.
Наиболее серьезным упущением существующего законодательства является практическая невозможность создать группу при доле государственной собственности, превышающей 25% (создание ФПГ из государственных предприятий ставит вопрос о финансовом блоке группы). Это особенно существенно для предприятий и организаций с объективно высокой долей государственной собственности.
Основной формой государственного управления деятельностью ФПГ может быть договор (контракт) о партнерстве и взаимной ответственности между Правительством и ФПГ. В этом документе закрепляется взаимный интерес группы в выборочной государственной поддержке и интерес государства в контроле за деятельностью группы и обеспечении ей определенных народнохозяйственных результатов. Такой договор основан на возможности избирательного подхода государственных органов к различным ФПГ в зависимости от их специфики и является мощным инструментом государственного управления промышленной политикой.
Принцип построения этого документа базируется на достижении баланса интересов двух сторон на добровольной основе. Любые льготы, оговоренные в договоре (контракте), должны давать явный народнохозяйственный эффект. Договор должен предусматривать механизм контроля и санкций за невыполнение обязательств, равно как гарантий со стороны обеих сторон.
Многие потенциально активные предложения о создании ФПГ на добровольной основе сегодня наталкиваются на имеющиеся ограничения по доле государственной собственности в консолидированном капитале группы. При этом недостаточная четкость в формулировании данного ограничения (п. 7 Положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания) существенно затрудняет работу предприятий по подбору участников ФПГ, а также обусловливает неоднозначные оценки уровня данного показателя.
Жесткое ограничение по доле государственной собственности предприятий в случае их добровольного вхождения в ФПГ имеет искусственный, а не экономически обоснованный, характер. Вполне достаточно иметь согласие соответствующих собственников (или собственника в лице государства - при вхождении в ФПГ федерального предприятия) для принятия решений по составу участников групп. Аналогично, следовало бы отказаться от формальных ограничений по количеству участников и численности работающих в группах.
При совершенствовании процедуры рассмотрения ведомствами проектов ФПГ следует учитывать, что действующее в настоящее время требование представления в составе пакета документа соответствующих решений общих собраний акционеров нередко затягивает процесс подготовки только формальной части проекта на многие месяцы. В этой связи целесообразно принять решение, позволяющее ведомствам на стадии рассмотрения проектов использовать протоколы и решения заседаний советов директоров или других уполномоченных органов участников ФПГ. В то же время, безусловно, на момент внесения группы в Реестр решения общих собраний акционеров должны быть представлены.
Также трудно себе представить ситуацию, когда все участники ФПГ являются государственными предприятиями, а именно в этом случае действует норма о том, что решение о формировании ФПГ должно принимать Правительство Российской Федерации (п. 9 Положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания). По мнению заинтересованных министерств и ведомств, Правительство Российской Федерации на стадии формирования ФПГ должно принимать соответствующие решения в случаях если:
-основную часть научно-производственного потенциала группы составляют предприятия федеральной собственности;
-группа имеет транснациональный характер и ее функционирование может затрагивать внешнеэкономические и политические интересы государства.
В остальных случаях (вхождение в состав ФПГ отдельных государственных предприятий или акционерных обществ с той или иной долей государственной собственности) достаточным может быть согласование вхождения в ФПГ соответствующего органа государственного управления.
Государственные гарантии должны представляться на основе экспертизы проектов ФПГ под их реализацию или по ценным бумагам, эмитируемым группами.
Следует отметить, что большую помощь по формированию ФПГ оказывает научно-аналитическая и информационная работа, проводимая соответствующими министерствами и ведомствами. Так, в 1996-97 гг. был подготовлен ряд научно-аналитических материалов, касающихся деятельности ФПГ. Прежде всего, эти разработки были направлены на решение методических вопросов создания ФПГ. К основным из них относятся следующие:
Информация о работе Необходимость осуществления государственного контроля деятельности ФПГ