Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 15:30, реферат
Движение «человеческие отношения» положило началу новому этапу в развитии зарубежной социологии менеджмента. Данное направление или, в узком смысле, научная школа и по сей день сохраняет свои позиции.
Упрощенное, механистическое представление о природе поведения человека в организации – серьезное ограничение классических организационных теорий. Характер управленческой деятельности изменился. Она требовала все больше и больше не элементарной исполнительности и дисциплинированности, а полного использования знаний и способностей человека. Убеждение о том, что поведение людей в организации может быть стандартизировано, подобно машинам уже не рассматривается как истинно верное. Основным мотивом критики классических школ управления выступает требование гуманизации труда.
Официальный отчет о Хоторнских
экспериментах Мэйо изложил в своей работе
«Человеческие проблемы индустриальной
цивилизации» в 1933 г.
Смысл экспериментов заключался в изучении
влияния на производительность труда
условий, организации и оплаты работы,
а также отношений членов трудового коллектива
между собой и руководством предприятия.
Главным выводом из Хоторнских экспериментов
было доказательство того, что, создав
на предприятии благоприятный социально-психологический
климат, можно существенно увеличить производительность
труда.
По завершению Хоторнского исследования
Мэйо сформулировал 8 принципов:
1. Работа - есть деятельность группы.
2. Социальный мир человека
главным образом определяется рабочей
деятельностью.
3. Потребность в признании, безопасности
и ощущении принадлежности в определении
морали рабочего и производительности
труда более важны, чем физические условия
работы.
4. Жалоба - не обязательно
объективное перечисление
5. Рабочий - человек, чьё мнение и эффективность
определяются внешними и внутренними
социальными факторами.
6. Неформальные группы
имеют сильный социальный
7. Переход от изначально
заложенного общества к
8. Сотрудничество в группе
не появляется внезапно; оно должно
быть спланировано и
Таким образом, основным выводом Хоторнских
исследований явилось осознание новых
менеджерских качеств. Они были исключительно
важными для управления человеческими
ситуациями: в первую очередь - это умение
понимать поведение работников, во-вторых
- это умение советоваться, мотивировать,
руководить и строить коммуникации с людьми.
Заключение
Главная цель школы человеческих отношений
заключалась в вытеснении жестко формализованных,
деперсонализованных отношений на производстве,
вполне обнаруживших к этому времени свою
неэффективность. Впервые признание получил
и личностный фактор организации, а также
было уделено внимание и вопросам косвенного
влияния неформальных отношений на экономические
показатели фирм и предприятий. Наряду
с этим, указанным теориям были свойственны
и некоторые недостатки. Так, они сосредоточили
фокус своего внимания на проблемах кооперации,
обойдя сложные вопросы социальных конфликтов.
В них явно завышен уровень, до которого
рабочими можно манипулировать при помощи
социально-психологических методов. Признание
работника «фактором», самостоятельно
воздействующим на производственный процесс,
разумеется, шаг вперед, однако его не
хватило на признание необходимости самоорганизации
и самоуправления рабочих в производстве.
Вопрос о «соучастии» работников в процессах
принятия решений хотя и был поставлен,
но не нашел сколько - нибудь положительного
разрешения.
Путь к эффективному менеджменту лежит
через понимание мотивации человека. Только
зная то, что движет человеком, что побуждает
его к деятельности, какие мотивы лежат
в основе его действий, можно попытаться
разработать эффективную систему форм
и методов управления человеком. Для этого
необходимо знать, как возникают или вызываются
те или иные мотивы, как и какими способами,
мотивы могут быть приведены в действие,
как осуществляется мотивирование людей.
Школа человеческих отношений и разработанная ею модель управления возникли в результате крупномасштабного и долгосрочного социального Хоторнского эксперимента. Развитие социального аспекта явилось главным достоинством исследований Хоторна. Технический аспект, включающий достижение высокой производительности и экономической прибыли должен рассматриваться в любой организации с учетом человеческого фактора. Работник имеет физические потребности, которые должны быть удовлетворены, но, что еще более важно, он имеет социальные потребности. Социальные потребности возникают из социальных условий и реализуются в жизни организации через отношения с коллегами и другими работниками. События и объекты в окружающей среде не должны рассматриваться как вещи в себе, а как носители социальных ценностей.
Хоторнские эксперименты - беспрецедентные
по масштабам и срокам социально-экономические
эксперименты, проводившиеся в США
Теория "человеческих отношений"
– это современная концепция менеджмента,
излагающая принципы и задачи управления
на предприятиях и пытающаяся изобразить
отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми
как "человеческие отношения".
Несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Список использованной литературы
1.Большаков А."Менеджмент". Учебное пособие. СПб, изд. ЗАО "Питер", 2000 г. Серия Краткий курс.
2.Кнорринг В.И."Теория, практика и искусство управления". Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". М-1999 г., НОРМА-ИНФРА.
3.Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. «Менеджмент» ЮНИТИ Москва ,2001.
Информация о работе Неоклассическая школа и Хоторнские эксперименты