Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:37, реферат
На сегодняшний день управление персоналом является одним из важнейших направлений в деятельности современного предприятия, потому что в условиях формирования высоко технологичного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляют все более высокие требования.
Для конца ХХ века -- начала ХХI века характерно еще не стабильное состояние отечественной экономики. Но следует отметить, что рыночные позиции уже достаточно прочны. В связи с этим перед исследователями в сфере наук о труде и персонале возникли принципиально новые проблемы, требующие своего осмысления. К основным из них можно отнести следующие:
На сегодняшний день управление персоналом является одним из важнейших направлений в деятельности современного предприятия, потому что в условиях формирования высоко технологичного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляют все более высокие требования.
Для конца ХХ века -- начала ХХI века характерно еще не стабильное состояние отечественной экономики. Но следует отметить, что рыночные позиции уже достаточно прочны. В связи с этим перед исследователями в сфере наук о труде и персонале возникли принципиально новые проблемы, требующие своего осмысления. К основным из них можно отнести следующие:
Кризисное состояние экономики, которое «... многими авторами оценивается как кризис труда» .
Наличие реального рынка труда, а как следствие -- возникновение новых отношений между работником и работодателем, существенные различия в оплате труда по отраслям и регионам, маркетинг персонала, конкурсный отбор, обработка принципиально новой для кадровых служб информации в форме резюме, появление новых форм работы с претендентами на вакантные рабочие места (собеседование).
Изменение профессионально-
Зависимость заработной
платы от состояния рынка труда,
т.е. от качества рабочей силы, уровня востребованности
определенных профессионально-
Изменения в определении дохода. Теперь это не только исключительно заработная плата, но и дополнительные доходы, например, проценты по акциям, которые также необходимо учитывать при общем анализе доходов работников.
Принципиально новые формы оценки деятельности персонала, основанные на применении объективных методов (в качестве которых чаще всего используется профессиональное и психофизиологическое тестирование) и свободные от какой бы то ни было идеологической направленности.
Потребность предприятия
в более квалифицированных
Более интенсивное
развитие персонала, в том числе,
его карьерный рост. Это обусловливается
интенсификацией труда и
Возрастание роли компьютерных технологий в решении управленческих задач, включая управление кадрами.
Изменение качественного содержания традиционно решаемых задач управления персоналом.
Изменение организационной структуры предприятий, а также принципиально новый подход к понятию рабочего места (в условиях компьютерных технологий работник может решать отдельные производственные задачи у себя дома и «общаться» с необходимыми информационными и программными ресурсами посредством специальных средств связи), что влечет за собой проблемы контроля и оценки деятельности персонала.
Изменение взаимоотношений предприятий между собой, в том числе с учетом участия иностранных компаний.
Прекращение существования
централизованных методических центров,
занимающихся подготовкой соответствующих
материалов по проблемам управления
персоналом и управления кадрами. Теперь
все вопросы методического
Таким образом, в настоящее время кардинально изменилось определение экономики труда. Например, Колосницына М.Г. понимает под экономикой труда «... самостоятельный раздел экономической теории, изучающий функционирование специфического рынка, где в качестве товара выступает рабочая сила» .В рамках экономики труда теперь рассматриваются такие вопросы, как рабочая сила и занятость населения, производительность труда, организация оплаты труда и материального стимулирования планирование труда на предприятии, анализ эффективности использования труда на предприятии. Некоторые авторы расширяют предметную область и включают в нее дополнительно такие аспекты, как организация трудовых процессов, нормирование, социальные процессы в сфере труда, уровень жизни.
Вместе с тем,
в связи с изменением роли и
места работника в
Однако представленный подход не является однозначным. Существуют и другие мнения на этот счет. «До последнего времени само понятие «Управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений» .
Анализ исследований
разных авторов показал, что каждый
из них предлагает собственную структурно-
Роль и место управления персоналом в современной системе.
Организационная структура кадровой службы.
Цели и задачи кадровой службы.
Коммуникационные отношения в коллективе, включая разрешение конфликтных ситуаций.
Мотивационные аспекты.
Психологические аспекты.
Вторая часть отражает оригинальный взгляд авторов на проблему управления персоналом и может рассматривать, например, такие вопросы, как:
Планирование в управлении персоналом.
Привлечение, отбор и первичное развитие персонала.
Управление процессом развития персонала.
Управление резервом на выдвижение.
Методы оптимизации
кадрового состава и
Вербовка и размещение (анализ работы, планирование потребности в персонале и его пополнении, испытание и отбор (тестирование), интервьюирование кандидатов).
Обучение и развитие (ориентация и обучение, подготовка менеджеров, управление качеством и производительностью, оценка исполнения, управление карьерой).
Кадровая политика.
Управление персоналом развивающейся организации.
Методы формирования кадрового состава (проектирование структуры организации, оценка потребности в персонале, анализ кадровой ситуации в регионе, анализ деятельности и должностные инструкции, привлечение кандидатов, оценка кандидатов при приеме на работу, конкурсный отбор, адаптация).
Методы поддержания работоспособности персонала (повышение производительности и нормирование труда, оценка труда, аттестация, формирование кадрового резерва, планирование карьеры, обучение).
Управление персоналом и проблемы обеспечения банковской безопасности.
Планирование и отбор трудовых ресурсов (предложение на рынке труда, набор кадров, квалификационные требования к персоналу, рекламирование работы, тесты, собеседование).
Подготовка кадров (анализ потребностей обучения, стили и методы обучения).
Оценка производительности (в том числе аттестация).
Повышение квалификации и профессионализма руководящих кадров.
Организация изменения и развития.
Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления организацией.
Оценка сотрудников.
Повышение квалификации персонала.
Взаимосвязь рынка труда и предприятия.
Планирование трудовой карьеры работника.
Деловая оценка работника, в том числе аттестация.
Маркетинг персонала; и др.
Таким образом,
можно констатировать, что в настоящее
время еще не выработано единого
подхода в отношении
Подсистема условий труда (психофизиология труда, эргономика, техническая эстетика, охрана труда и техника безопасности).
Подсистема трудовых отношений (групповые и личностные взаимоотношения, взаимоотношения с руководством, производственные конфликты и стрессы, психофизиологическая диагностика, этика взаимоотношений, взаимодействие с профсоюзами).
Подсистема оформления и учета кадров (прием, увольнение и перемещения, информационное обеспечение, профориентация, обеспечение занятости).
Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала (стратегия управления персоналом, кадровый потенциал, рынок труда, потребность в персонале, реклама, внешние источники обеспечения персоналом, оценка кандидатов на вакантные должности, текущая аттестация).
Подсистема развития кадров (обучение, повышение квалификации, карьера, адаптация новых работников).
Подсистема анализа и развития средств стимулирования (нормирование, системы оплаты труда, средства морального поощрения, формы участия в прибылях и капитале, мотивация).
Подсистема юридических услуг (правовые вопросы трудовых отношений, согласование документов по управлению персоналом).
Подсистема развития социальной инфраструктуры (общественное питание, жилищно-бытовое обслуживание, культура и физическое воспитание, здоровье и отдых, детские учреждения, социальные конфликты и стрессы).
Подсистема разработки орг. структуры управления (штатное расписание, анализ существующей организационной структуры управления и проектирование новой).
В принципе с такой трактовкой СУП можно согласиться и принять ее за основу. Однако хотелось бы выделить отдельно те задачи, которые традиционно закреплены за кадровой службой. Исторически так сложилось, что кадровая служба предприятия, организационно представленная, как правило, в форме отдела кадров (ОК), в большинстве случаев является консервативной. Это объясняется, на наш взгляд, двумя основными причинами:
В течение многих десятилетий в стране господствовали командно-административные методы управления, и решение всех концептуальных кадровых вопросов, особенно в отношении руководителей различного уровня, напрямую зависело от мнения партийных комитетов. Вследствие этого полностью игнорировались объективные оценки деятельности работников. В таких условиях кадровой службе отводились сугубо регистрационные и учетные функции.
Информация о работе Новый подход к управлению персоналом в современной России