Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:33, курсовая работа
Нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией – это совокупность документов организационного, организационно-распорядительного, организационно-методического, нормативно-технического, технико-экономического, экономического характера, а так же нормативно-справочных материалов, используемых при управлении организацией и утвержденных соответствующим компетентным органом или руководством организации.
Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления организацией. Оно состоит в разработке и применении методических документов, а также в ведении нормативного хозяйства в системе управления организацией.
В разделе "Руководство" устанавливается, кем осуществляется руководство организацией, на каких принципах, кем назначается и освобождается от должности руководитель, а также сфера его компетенции.
Раздел "Контроль, проверка
и ревизия деятельности" устанавливает,
кем осуществляются контроль, проверки
и ревизии финансово-хозяйствен
В разделе "Реорганизация и ликвидация" устанавливается, в каком порядке и кем осуществляются реорганизация и ликвидация организации.
Устав и положение организации различаются между собой. В современном делопроизводстве устав определяется как основополагающий документ, а положения – дополняют устав.
Трудовой распорядок организации определяется Правилами внутреннего распорядка.
Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный акт организации, регламентирующий, в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами, порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации /3, с.20/.
Эти правила разрабатываются с учетом законодательства РФ и распространяются на всех работников организации.
Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются подписью руководителя организации с учетом мнения представительного органа работников организации в правом верхнем углу титульного листа и не требуют издания специального приказа.
К разработке этих Правил должны быть привлечены официальные представители рабочего коллектива или проект Правил должен быть согласован с ними перед утверждением руководителя организации.
Организация имеет право самостоятельно определить содержание правил внутреннего трудового распорядка.
В содержание этих Правил рекомендуется включить следующие разделы:
Заключая трудовой договор, работник берет на себя обязательства соблюдать действующие в организации Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ). Работодатель вправе требовать от работника соблюдения этих Правил (ст. 22 ТК РФ).
К документам, регулирующим социально-трудовые отношения в организации, относится коллективный договор, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор может заключаться на уровне не только организации в целом, но и обособленных структурных подразделений.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ. Статьей 36 ТК РФ установлено, что представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров. Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.
Таким образом, в том случае, если ни одна из сторон с инициативой заключения коллективного договора не вышла, отсутствие коллективного договора нарушением не является.
Если же предложение о заключении коллективного договора поступило, коллективный договор должен быть заключен в обязательном порядке на согласованных сторонами условиях.
Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами и иными нормативными правовыми актами.
Статьей 44 ТК РФ определяется примерный перечень положений, которые могут быть в коллективном договоре:
В соответствии со ст. 68 ТК РФ работодатель обязан ознакомить нового работника с действующими локальными нормативными актами организации, среди которых имеется и коллективный договор. Как правило, работник ставит подпись на самом коллективном договоре (на обороте последнего листа либо на отдельном, прикрепленном чистом листе для ознакомления).
Таким образом, присоединение сотрудника к коллективному договору происходит уже в момент приема на работу.
Положение о подразделении
– это локальный акт
Так как требований, установленных законодательством РФ, к положению о подразделении нет, то организация самостоятельно решает, как урегулировать деятельность подразделений в виде локальных нормативных актов.
Структурное подразделение
– это официально выделенный из
системы управления организацией орган,
который имеет определенные задачи,
функции, а также несущий ответственност
Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения /7, с.228/:
1) Управления. Это подразделения,
образованные по отраслевому
и функциональному признаку, и
обеспечивающие реализацию
2) Отделения. На отделения
чаще всего структурируются
3) Департаменты. Они также
представляют собой
Рисунок 1 - Пример бланка положения о подразделении
4) Отделы. Под отделами
понимаются функциональные
5) Службы. Службой чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом.
6) Бюро. Эта структурная
единица создается либо в
Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство.
Самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся: секторы, участки, группы.
Основными реквизитами положения о подразделении как документа являются:
– наименование организации;
– регистрационный номер;
– заголовок к тексту;
– гриф утверждения;
– текст;
– отметки о согласовании.
Проект Положения о подразделении подлежит согласованию с вышестоящим руководителем; с заместителем руководителя организации; с руководителем службы персонала или иного подразделения, осуществляющего управление персоналом; с начальником юридического или правового подразделения либо с юристом организации.
Такой реквизит, как дата издания может не проставляться, поскольку датой Положения фактически будет считаться дата его утверждения. Также может не указываться и номер, поскольку для каждого структурного подразделения разрабатывается свое Положение.
Текст Положения может быть структурирован на разделы и подразделы. Наиболее простой является структуризация на разделы /7, с.304/:
1. Общие положения
Здесь определяют место подразделения в структуре организации; порядок создания и ликвидации подразделения; подчиненность; основополагающие документы, определяющие работу подразделения и др.
2. Цели и задачи
В данном случае, под целью понимается идеальное представление результата, которое должно достичь подразделение, а под задачей подразумевается определенное направление деятельности подразделения, которое обеспечивает достижение намеченной цели.
3. Функции
Функции подразделения, указываемые в данном разделе, могут быть представлены в виде таблицы или текста; отражают характер деятельности структурного подразделения.
4. Права
В самом простом варианте Положения о подразделении, раздел «Права» является заключительным; права обеспечивают возможность выполнения подразделением своих функций.
В Положении о структурном
подразделении могут также
1. Условия работы подразделения.
Положение о структурном
подразделении нуждается в
2. Оценка деятельности подразделения.
Этому вопросу может быть посвящен отдельный раздел Положения. В нем целесообразно определить объекты оценки и ее критерии.
3. Контроль и проверка деятельности подразделения.
В этом разделе Положения определяется, кто контролирует деятельность подразделения, как осуществляются проверки, какие меры принимаются по итогам проверок, как они оформляются и другие вопросы. Такой раздел целесообразно включать в Положение, определяющее правовые и организационные основы деятельности подразделения, наделяемого значительной свободой принятия решений, в том числе и в отношении выделенных подразделению материальных и финансовых ресурсов.
4. Имущество подразделения.
Посвящать этому вопросу специальный раздел в Положении имеет смысл в том случае, если в ведение подразделения передается дорогостоящее имущество. В остальных случаях достаточно сделать отсылку к документам, в которых перечисляется состав имущества, переданного подразделению для выполнения возложенных на него функций.
5. Делопроизводство и отчетность подразделения. Если такой раздел включается в Положение о структурном подразделении, то в нем решаются вопросы об использовании бланков организации, о порядке подготовки документов, о правилах использования печати структурного подразделения и различных штампов. Определяя порядок предоставления отчетов о деятельности подразделения необходимо решить, в какой форме готовятся отчеты, кто, в какие сроки и с какой регулярностью представляет их руководству организации.
6. Заключительные положения. Данный раздел целесообразно включать в Положение о структурном подразделении тогда, когда некоторые вопросы остались неурегулированными и они не могут быть включены ни в один из рассмотренных выше разделов.
С Положением о структурном подразделении должны быть ознакомлены работники этого подразделения.
Не меньшее внимание следует уделять такому документу как должностная инструкция.
Должностная инструкция – это правовой акт, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника и обеспечивающий условия для его эффективной работы /5, с.54/.
Информация о работе Нормативно-методическое обеспечение организации