Общенаучные методы исследования систем управления: эмпирические и мыслительно-логические

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 09:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении общенаучных методов исследования СУ и в дальнейшем анализе системы управления на примере магазина «Le Futur» Общества с ограниченной ответственностью «Анси». Задачи моей контрольной работы: Изучить основные общенаучные методы исследования системы управления. Исследовать систему управления магазина «Le Futur»(ООО АНСИ), используя основные методы общенаучного исследования СУ. выявить недостатки и достоинства системы управления. Дать ряд практических рекомендаций.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСУ КУРСОВИК.doc

— 4.85 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской ФедерацииСыктывкарский лесной институт – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С. М. Кирова»

 

 

 

 

Контрольная работа на тему «Общенаучные методы исследования систем управления: эмпирические и  мыслительно-логические»

 

 

 

 

выполнила студентка 3 курса

специальность ПрМ

факультет ЗО

Терентьева Анастасия  Николаевна

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2013

 

 

Введение.

Исследование системы управления на предприятии необходимо для планирования эффективной деятельности предприятия, так как именно от этой системы зависит нацеленность организации на решение оперативных и долгосрочных проблем, получение прибыли и ожидаемого эффекта. Исследование системы включает в себя различные методы, которые будут рассмотрены в данной работе.В настоящее время необходимость проведения исследований систем управления признается всеми. С оответственно, актуальность темы работы не вызывает сомнений. Вопросам исследования систем управления посвятили Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, О.В. Гриб, У. Джевонс, К. Камерон, К.А. Кравченко, Р. Куинн, И.В. Мишурова, В.И. Мухин, А.А. Попов, Ф.П. Тарасенко, Н.А. Чижов, Э. Шредер, В.И. Ярных; вопросам организации системы управления человеческими ресурсами – О.Н. Аллин, М. Альберт, Б.С. Бурыхин, В.Р. Веснин, В.А. Гага, А.Н. Глушков, Г.П. Зинченко, А.Э. Капитонов, Э.А. Капитонов, Л.В. Карташова, А.Я. Кибанов, В.М. Кожин, Ю.П. Кокин, В.Ф. Коновалов, М.Х. Мескон, С.К. Мордовин, Ф.П. Тарасенко, С.А. Шапиро, В. Ярных и другие авторы.

Цель исследования заключается в изучении общенаучных  методов исследования СУ и в дальнейшем анализе системы управления  на примере магазина «Le Futur» Общества с ограниченной ответственностью «Анси».

Задачи моей контрольной работы:

  1. Изучить основные общенаучные методы исследования системы управления
  2. Исследовать систему управления магазина «Le Futur»(ООО АНСИ), используя основные методы общенаучного исследования СУ.
  3. выявить недостатки и достоинства системы управления.
  4. Дать ряд практических рекомендаций.

 

Объектом исследования является магазин “Le Futur”, а предметом исследования система управления.

 

Глава I

Общенаучные методы исследования. Эмпирические и  мыслительно-логические.

 

1.1состав  и использование общенаучных методов

           Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех    исследования в значительной мере зависит от того каким образом, по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или иного конкретного исследования и в какой ко мбинации мы используем эти методы.

                       Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований

            Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. В эмпирических методах существуют две группы — методы наблюдений и методы эксперимента.

            Методы наблюдений могут быть разделены на методы прямого и косвенного наблюдения. Прямое наблюдение-это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций; косвенное наблюдение-это наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации временного режима наблюдений (выбор специальных отрезков времени).Мыслительно - логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.     Первым шагом в понимании системы общенаучных методов исследования является классификация методов, позволяющая упорядочить представление об их составе, связях и особенностях(приложение 1)

1.2.Конструирование  определений

       Конструирование определения — это один из методов исследования. Существуют явные и неявные определения. Явные построены на поиске наиболее удачных с точки зрения практики синонимов, т. е. таких понятий, которые представляются бесспорными, которые известны, функционируют в системе знаний. Но определения не строятся только на сопоставлении понятий. Они конструируются посредством дополнения этих понятий, их ограничением, выделением существенных свойств.

Существуют правила конструирования  определения, которые нельзя нарушать, если стремиться к адекватности реальности, научной корректности, концептуальной значимости.

 

Правила конструирования определения: 

  1. Каждое определение должно отражать сущность явлений. .
  2. Правило соразмерности определяемого и определяющего понятий.
  3. Правило исключения порочного круга. .
  4. Правило ясности и конкретности всех понятий определяющей части.
  5. Правило различения определения-описания и определения-предписания. .
  6. Определять понятие можно только посредством понятий определенных, иначе говоря, известных, понятных, принятых, проверенных. Нельзя определять понятие через неизвестное понятие
  7. Принцип минимальной дополнительности требует избегать в определении метафоричности.
  8. Каждое определение должно обладать научной и практической значимостью.

 

1.3.Вопрос  как прием поставки проблемы и форма исследовательского мышления

Постановка  проблемы посредством вопроса способствует более точному представлению  о ее содержании, потому что вопрос представляет собой форму мышления, ориентированную на получение конкретного  ответа в виде суждения. Любое суждение можно рассматривать как полученный ответ на некоторый вопрос. В каждом вопросе, кроме вопросительного знака, можно выделить две части: вопросительное слово или частицу (какое, что, почему и пр.) и ту часть, которая характеризует область исследования и должна войти в предполагаемый ответ.Существует две группы вопросов: категориальны и пропозициональные.Существует принцип корректной постановки исследовательского вопроса: основная часть вопроса должна опираться на истинные, бесспорные предпосылки.Причины появления некорректных вопросов различны. Это и стереотипы мышления, и поверхностное отношение к формулированию проблемы, и недобросовестное отношение к исследованию.

1.4 Метод  классификации,обобщения и типологии.

Классификация — это разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и   зависимости, общее и специфическое и посредством этого вникнуть в их сущность.

Есть  два вида классификации: деление общего и разделение целого. Первый вид предполагает деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия.  Второй вид классификации — разделение целого. Главный его признак заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого. 

Существуют принципы корректной и эффективной классификации, без учета которых не может быть успешной исследовательской работы.

1. Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка. Согласно этому принципу нельзя проводить классификацию, меняя критерий в рамках одной классификационной процедуры.

2. Принцип соразмерности деления  явлений и понятий. По этому принципу сумма объемов понятий или количества явлений должна равняться объему делимого понятия или содержанию исследуемого явления.

3. Принцип альтернативности или  взаимоисключения выделяемых групп. Каждая группа понятий или явлений должна быть в объеме только одного видового понятия

4. Принцип многоступенчатости классификации, отражающий возможность делать последовательно ступенчатую классификацию.

5. Принцип полноты классификации  для каждой ее ступени. Нельзя делить только часть объекта на виды, а другую часть — на подвиды или группы следующей ступени классификации.

Часто встречаются ситуации, когда объекты классификации имеют два или несколько "равносущностных" признаков, критериев, совместное действие которых определяет разнообразие свойств и отличительных признаков явлений. В этом случае строится комбинативная классификация. 


Существуют  классификации однокритериальные  и многокритериальные. При многокритериальных классификациях классы могут частично пересекаться.

Разновидностями классификации являются декомпозиция, стратификация.

Декомпозиция — это особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия. Декомпозиция предназначена для установления связанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.

Стратификация — это определение слоев (страт) в многослойном явлении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т. д.

Важную  роль в исследовании играют и приемы обобщения.

Обобщение — это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.

 

Практический  успех использования классификации  в исследовании определяется также следующими ее правилами.

1. Правило соразмерности (адекватности). Классификация считается соразмерной тогда, когда сумма членов деления равна делимому множеству.  Нарушение этого правила дает неполное деление и, следовательно, искажает представление о предмете исследования.

2. Правило внеположенности (объемной  раздельности ) членов деления. Полученные  в результате деления классы  должны быть представлены внеположенными  понятиями, т.е. не должно быть  ни одного объекта делимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления.

3. На протяжении определенной классификационной  операции нельзя изменять основание  деления, его критерий.

4. Основания деления или критерии  могут быть не только простые,  но и сложные, включающие в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта.

1.6 Метод морфологического анализа Главная задача исследования - найти решение проблемы, которое устраняет либо существующее препятствие развития, либо фактор нормального функционирования.

Соединение  метода классификации и метода обобщения  дает метод морфологического анализа (иногда он называется методом морфологического ящика ( приложение 2) Он построен на декомпозиции проблемы по составляющим ее элементам, поиске в этой схеме наиболее перспективного относительно всей проблемы элемента ее решения. Морфологический анализ предполагает не простую декомпозицию, т. е. разложение целого на составляющие его части, но выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли. Морфологический анализ помогает глубже понять содержание проблемы и не просто найти ее решение, но и выбрать наиболее удачное решение, учитывая средства и методы, причины и последствия. Некоторой разновидностью морфологического анализа является другой метод исследования - метод "букета проблем".

1. Постановка проблемы в таком  виде, в каком она представлена  в реальной практике управления.

2. Обобщить эту  проблему, представить ее в общем  виде.

3. Определить проблему-аналог.

4. Установить роль и  взаимодействия проблемы в комплексе других проблем.

5. Сформулировать обратную проблему.

1.7 Методы доказательства

Понятие доказательства в практике исследовательской деятельности рассматривается  как приведение любых аргументов, подтверждающих некоторое положение. Доказательство - это интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью. Существуют доказательства фактологические, опирающиеся в основном на фактический материал; формально-логические, главной опорой которых являются законы формальной логики; экспериментальные - построенные на эксперименте; эмпирические - опирающиеся на осмысленный и обобщенный опыт.

В каждом доказательстве существует три элемента: тезис, аргументы (основания), демонстрация.

Существует множество  разнообразных приемов и способов доказательства.

1. Доказательство  от определения.

2. Доказательство от обратного. 

3. Доказательство, построенное  на анализе свойств исследуемого  объекта.

4. Доказательство по принципу  приведения к нелепости, абсурдности. 

5. Доказательство на основе  классификации факторов, позволяющей  установить свойства объекта исследования и причины его оригинального поведения.

6. Аксиоматическое  доказательство.

7. Фактологическое доказательство, в котором главную роль играет  систематизация фактов.

8. Доказательство по рабочей  гипотезе или концепции (гипотетическое, концептуальное доказательство).

9. Экспериментальное доказательство.

10. Доказательство по концентрации  фактов..

 В практике нередко приходится наблюдать подмену тезиса, подмену понятий. Эта ошибка проявляется в том, что выдвинутый в начале доказательства тезис в процессе доказательства заменяется другим. В обеспечении эффективности доказательства необходимо следовать и правилу истинности аргументов. Часто встречаются ошибки недоказанного основания. Одной из распространенных ошибок является "круг в доказательстве". Она заключается в замкнутости аргументов, не выходящих на тезис. Принципом, предостерегающим от этих ошибок, является принцип доказательственной независимости аргументов.

1.8 Методы  моделирования в исследовании  систем управления.

Информация о работе Общенаучные методы исследования систем управления: эмпирические и мыслительно-логические