Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 09:20, контрольная работа
Общение – это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель – подчиненный – сотрудник – друг и других более сложных формах общения нескольких людей.
Личностное общение имеет место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчиненным, сотрудников между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т.д.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь – систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые символы.
Получатель / Дешифровалыцик. Процесс перевода сообщения в мысль называется декодированием, и это — задача получателя. Одна из наиболее важных переменных в коммуникации — это восприятие, уникальное понимание сути вещей. Обратная связь— это реакция получателя на сообщение. Обратная связь может быть вербальной или невербальной; письменной или устной.
Эффект коммуникации - изменения в поведении получателя, которые происходят в результате приема сообщения. Специалисты выделяют три основных типа результатов коммуникации: а) изменения в знаниях; б) изменение установок, то есть изменение относительно устойчивых представлений аудитории; в) изменение поведения получателя информации (осуществить покупку, принять участие в голосовании, изменить точку зрения, улучшить дисциплину труда и пр.).
Коммуникативная структура организации
Коммуникативная структура может быть представлена как сеть каналов или путей, по которым в группе происходит обмен информацией и мнениями. Любая структура или организация обладает внутренними и внешними коммуникативными потоками: внешние задают ее отношения с общественностью, внутренние — с собственными сотрудниками
Внешний информационный поток — это информация, поступающая в фирму (предприятие, учреждение) извне и уходящая из фирмы вовне.
Канал коммуникации- специальный маршрут или технология, используемся для передачи сообщения получателю. Каналы коммуникаций в организации делятся на формальные и неформальные. Неформальные — это те, которые выходят за пределы организации и не совпадают с официально установленными. Формальные каналы установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой и связывают людей по вертикали и горизонтали внутри трудового коллектива. В организациях всегда существует некий баланс формальных и неформальных информационных потоков с превалированием то одного, то другого. В передовых фирмах неформальным контактам менеджеров с рядовыми членами коллектива придается исключительное значение.
Формальные каналы коммуникаций подразделяются на вертикальные и горизонтальные каналы коммуникаций. Вертикальные каналы коммуникаций в свою очередь подразделяются на нисходящие и восходящие каналы коммуникаций.
Неформальные каналы. Неформальные коммуникации связанны с неформальными группами и неслужебными вопросами, а также распространение слухов о служебных вопросах. Наличие неформальных малых групп имеет место в любой организации и любом коллективе. Неформальные группы на предприятии возникают в процессе взаимодействия членов коллектива между собой. Люди при решении стоящих перед ними задач вступают на основе предписаний и указаний руководителя в деловые контакты. Наряду с этим они вступают и в неофициальные контакты друг с другом. Можно выделить две основные причины, побуждающие работников использовать неформальные каналы:
1) потребность членов
организации в социальных
2) низкая эффективность
отдельных элементов
Коммуникативные сети и их разновидности
В организациях, где занято более двух человек, коммуникативные каналы объединяются в коммуникативные сети. Коммуникационные сети связывают элементы управленческой структуры в единое целое, объединяют в себе формальные и неформальные коммуникационные каналы, как дублирующие, так и дополняющие друг друга. Выделяют три вида коммуникационных сетей: открытые, замкнутые и комбинированные.
В открытых сетях движение информации может быть остановлено, потому что оно к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала, оно может также наткнуться на "посредника" или "контролера" (промежуточное звено в сети коммуникации), который по каким-то причинам этому движению препятствует и которого нельзя минуть. (Сеть типа «Змея», сеть типа «Звезда», сеть типа «Шпора», сеть типа «Тент», сеть типа «Палатка»). В замкнутых сетях тупики и контролеры либо отсутствуют, либо могут быть обойдены. ( Сеть типа «Дом», сеть типа «Круг», сеть типа «Колесо»). Комбинированные сети сочетают в себе оба принципа построения и присущи больше крупным многоуровневым организациям.
Умение слушать один из важных аспектов коммуникации. Мы слушаем для того, чтобы: получить информацию, разрешить некоторую проблему, поделиться чем-либо с другим(и), убедить или разубедить кого-либо в чем-либо. В процессе слушания мы делим с говорящим ответственность за общение. Довольно часто слушатель обвиняет говорящего в том, что тот говорит непонятно. Не менее часто говорящий обвиняет слушателя в нежелании понять или слушать. Для повышения эффективности коммуникации предлагается считать, что говорящий отвечает за то, чтобы понятно сформулировать сообщение, а слушатель — за то, чтобы его услышать и понять.
Существуют разные стили поведения при слушании: нейтральное слушание, оборонительное слушание, «вежливое» слушание, селективное слушание.
Выделяют эффективное
и неэффективном слушание. Слушание
неэффективно в тех случаях, когда:
не обеспечивает правильного понимания
слов и чувств собеседника; создаёт
у говорящего ощущение, что его
не слышат; подменяют его проблему
другой, более удобной для собеседника;
не обеспечивает продвижения партнёров
по общению в понимании
Существует ряд трудностей эффективного слушания: отключение внимания, высокая скорость умственной деятельности, антипатия к чужим мыслям, избирательность внимания, потребность реплики, поддельное внимание, чрезмерное слушание, отклонение тем как неинтересных, пренебрежение невербальными знаками, поспешные возражения, поспешность выводов, сосредоточенность на формулировке своего ответа, наличие предубеждений и предвзятых мнений, отвлечение на воспоминания, недостатки в речи оратора.
Эффективное слушание, сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого.
Различают следующие виды эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования: нерефлективное слушание ( пассивное) , рефлективное слушание ( активное), эмпатическое слушание.
Повышение эффективности организации коммуникаций
Любая организация заинтересована
в повышении эффективности
Кроме того, в ряде организаций существует проблема неравномерной информационной нагрузки: кто-то страдает от ее избытка, а кто-то испытывает «информационный голод». Весьма важным и наиболее часто используемым направлением в совершенствовании коммуникационного процесса выступает оптимизация системы обратной связи, нивелирование коммуникативных барьеров, повышение точности передаваемой информации.
Выделяют ряд трудностей в организации коммуникаций: искажение сообщений, информационные перегрузки, неудовлетворительная структура информации.
В качестве путей улучшения коммуникации можно выделить следующие моменты.
Управленческое регулирование.
Совершенствование системы обратной связи.
Совершенствование системы сбора информации с целью снижается тенденции фильтрации идей или их игнорирование на пути снизу вверх.
Создание каналов
Внедрение современных информационных технологий (электронная почта, видеоконференции и другие). Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Нужно знать язык жестов и телодвижений, поскольку жесты и мимика лица являются точными индикаторами внутреннего состояния собеседника, его мыслей и желаний. Понимание языка жестов и мимики позволяет более точно определить позицию собеседника.
1. Аязбекова Р.А.
Социально– психологические
2. Горанчук В.В. Психология
делового общения и
3. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: Учебное пособие.– М.: Инфра – М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 203с.
4. Каменская В.Г. Социально–психологические основы управленческой деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 290с.
5. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. –М.: Речь. –2002. –292 с.
6. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению, менеджменту. – СПб.: Альфа, 2000. 175 с.
7. Нельсон К.А. Бизнес Этикет Международные стандарты общения. . –М.: Интернет–трейдинг. – 2005. – 258 с.
8. Пастухова И.П. Тренинг творческого разрешения конфликтов как средство совершенствования профессионализма управленческого общения / И. П. Пастухова // Углубление реформ и общегосударственное согласие: Материалы междунар. науч.– практ. конф. /УК СДИ, ВКГУ.– Усть– Каменогорск, 1995.– С. 140– 142.
9. Переговоры без проигравших Мастер–класс делового общения. –М.: Кордис&Медиа. – 2005. – 124 с.
Информация о работе Общение и межличностные отношения в организации