Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности функционирования предприятия, создания, развития и реализации его конкурентных преимуществ. Целью представленной курсовой работы является изучение механизмов оперативного управления на предприятии в условиях рыночной экономики. Задачами данной курсовой работы являются изучение теоретических основ управления и анализ хозяйственной деятельности СПК «Красный боец».
Предметом изучения в курсовой работе является анализ хозяйственной деятельности, а объектом – СПК «Красный боец».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ………………………………………………………………………………………………...…..6
Понятие и основные компоненты оперативного управления………………………….....6
1.2 Интегрированные системы оперативного управления и его особенности в единичном, серийном и массовом производстве ……………………………………………….…………...8
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК «КРАСНЫЙ БОЕЦ» ЗА 2009-2011 ГГ. …………………………………………………………………………………………13
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК «КРАСНЫЙ БОЕЦ»………………………..…………………………………………………………..……...23
3.1 Организация работы маркетингового отдела………………………….…………….……23
3.2 Организация использования техники на предприятии……………………………….….24
3.3 Совершенствования исчисления и распределения прибыли……………………….……26
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..33
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра менеджмента и маркетинга
курсовая работа
по дисциплине: Менеджмент
на тему: Оперативное управление на предприятии (на примере СПК «Красный боец»)
Студентка 3 курса 77эи группы Римар
Надежда Александровна
Руководитель ст. преподаватель Назарова
Мария Сергеевна
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Тема курсовой работы: Управление ценовой политикой в комплексе маркетинга (на примере СПК «Красный боец»).
34 с.: Табл. 17 . Ил. 1. Библиогр. – 25 назв.
Ключевые слова: оперативное управление, диспетчеризация, запасы, рентабельность, выручка, реализация, инвестиции.
Объект исследования: сельскохозяйственный производственный кооператив «Красный боец».
В работе проведен анализ организационно – экономической структуры СПК «Красный боец».
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ………………………………………………………………………………
1.2 Интегрированные системы оперативного управления и его особенности в единичном, серийном и массовом производстве ……………………………………………….…………...8
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПК «КРАСНЫЙ БОЕЦ» ЗА 2009-2011 ГГ. ………………………………………………………………………………
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК «КРАСНЫЙ БОЕЦ»………………………..……………………………………
3.1 Организация работы маркетингового отдела………………………….…………….……23
3.2 Организация использования техники на предприятии……………………………….….24
3.3 Совершенствования исчисления и распределения прибыли……………………….……26
ВЫВОДЫ И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..33
Управленческая деятельность в условиях рыночной экономики является одним из важнейших факторов успешного функционирования и развития предприятий и организаций. Проблема эффективного менеджмента и, прежде всего, применения экономических методов управления организацией, является особенно актуальной на современном этапе, в условиях негативного влияния финансового кризиса, усиления нестабильности внешней среды и обострения конкурентной борьбы между участниками рынка.
Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами.
В «Оксфордском бизнес-словаре» даются следующие определения понятия «менеджмент»:
1) власть и искусство управления;
2) особого рода умения и административные навыки;
3) способ, манера обращения с людьми;
4) орган управления, административная единица;
5)специфические отношения в группе сотрудничающих людей для направления их общих усилий на достижение единой цели.
В целом менеджмент представляет собой современную систему управления предприятием (фирмой), действующую в условиях рыночных отношений и направленную на развитие производственно-хозяйственной деятельности. Принципы, функции, методы, организационные структуры менеджмента как системы управления порождены объективной необходимостью, сформированной закономерностями рыночных отношений хозяйствования, характеризующихся ориентацией предприятия:
• на спрос и потребности как рынка в целом, так и на запросы индивидуальных потребителей;
• обеспечение заинтересованности работников в наивысших конечных результатах;
• широкое использование новейших научно-технических достижений;
• регулирование межфирменных отношений.
Характерными чертами менеджмента является его направленность на рациональное ведение хозяйства на уровне предприятия в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, сочетание долгосрочной стратегии развития предприятия с быстрой рациональной адаптацией его к изменению текущих рыночных условий.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности функционирования предприятия, создания, развития и реализации его конкурентных преимуществ.
Целью представленной курсовой работы является изучение механизмов оперативного управления на предприятии в условиях рыночной экономики.
Задачами данной курсовой работы являются изучение теоретических основ управления и анализ хозяйственной деятельности СПК «Красный боец».
Предметом изучения в курсовой работе является анализ хозяйственной деятельности, а объектом – СПК «Красный боец».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
1.1 Понятие и основные компоненты оперативного управления
Установившееся в практике управления производством понятие «оперативное управление» имеет отношение к завершающей стадии этого процесса. Оперативное управление производством характеризуется принятием управленческим персоналом решений в реально складывающейся или сложившейся производственной ситуации.
В этих условиях разработанные плановые задания или решения руководителей производственных подразделений должны обеспечить строгий и четкий во времени порядок выполнения запланированных работ. Этому соответствует разработка оперативно-календарных планов (графиков запуска-выпуска деталей) и сменно-суточных заданий на уровне цехов, участков (бригад) и рабочих мест.
На межцеховом уровне оперативное управление осуществляется для решения принципиальных вопросов снятия, замены запущенных в производство изделий, включения в программу выпуска новых изделий, обеспечения внешних поставок комплектующих изделий, использования внутренних материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Для оперативного управления производством в цехах характерна строгая регламентация выполнения работ во времени по каждой позиции производственной программы и номенклатурно-календарного плана в зависимости от фактически складывающейся производственной ситуации.
Рассмотрим основные элементы любой системы оперативного управления:
1) управляемый процесс или параметр, которые следует определить самым тщательным образом;
2) обратная связь (необходимо разработать метод для измерения действительной производительности процесса);
3) сравнение
значения действительной
4) корректировка,
для осуществления которой
5) планирующая система с участием человека, которая определяет расчетную норму производительности или эффективности процесса.
Для каждого из этих элементов оперативные планы разрабатываются поэтапно по общей методологии составления бизнес-планов, но решают конкретные вопросы организации производства (рисунок 1).
Рисунок 1 - Этапы оперативно-календарного планирования (ОКП)
В составлении и разработке участвуют технологи, организаторы производства, плановики, экономисты, маркетологи и менеджеры по закупкам. В задачу руководства входит сопоставление проблем, координация их решения и организация выполнения всего комплекса работ.
Представленные на рисунках цели, задачи и этапы ОКП являются общими для всех организаций всех отраслей народного хозяйства независимо от формы собственности, типа производства и других факторов. Объем работ по ОКП определяется только уровнем анализа плановых показателей.
В настоящее время в ряде стран основной упор делается не на выявление и исправление нарушений и отклонений, а на предупреждение их возникновения. В этой связи широко внедряются методы самоконтроля, стимулирования, создания кружков качества и др.
Для своевременного принятия мер по предотвращению и ликвидации сбоев, вызванных нарушением технологий, поломками, несвоевременным снабжением сырьем, материалами, отсутствием работников и т.п. используют диспетчеризацию производственного процесса. Она проводится путем осуществления постоянных наблюдениях и контроле за подготовкой и осуществлением производственного процесса, наличием запасов и их своевременного поступления на рабочие места, выполнением плана по номенклатуре, соблюдением режимов работы технологического оборудования и параметров технологических процессов.
Текущий контроль, выдачу указаний об устранении возникших нарушений и отклонений, проведение оперативных совещаний, ознакомление руководства с информацией, по которой требуется их решение осуществляют диспетчерские службы предприятия и подразделений.
В оперативном управлении важное место занимает управление материальными запасами. Выделяют три типа запасов:
• сырье, материалы, полуфабрикаты и пр., образующие исходный момент производственного процесса;
• запасы незавершенного производства между технологическими операциями;
• запасы готовой продукции.
Первый тип предназначен для смягчения негативных последствий неравномерных поставок, второй – для устранения неритмичности осуществления производственных процессов в различных подразделениях, третий – для покрытия неожиданного увеличения спроса. Все это гарантирует гибкость материально-технического обеспечения, производства и сбыта.
В современных
зарубежных системах оперативного управления
производством процесс
Наиболее известными интегрированными системами оперативного управления в настоящее время являются четыре. Это две системы, разработанные в США и направленные на сокращение сроков выпуска продукции и снижение издержек производства за счет сокращения складских запасов: MRP-2 - система планирования производственных ресурсов, МАР - система реального обеспечения материальных ресурсов, и системы «Канбан» и «точно в срок», разработанные в Японии.
Информация о работе Оперативное управление на предприятии (на примере СПК «Красный боец»)