Определение конкуренции как экономического явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.

Содержание

1. Введение 3
2. Определение конкуренции как экономического явления 4
3. Функции конкуренции 7
4. Виды конкуренции 8
5. Совершенная конкуренция 14
6. Несовершенная конкуренция 16
7. Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России 27
8. Заключение 32
9. Литература, использованная при написании работы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Определение конкуренции как экономического явления.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

 

    • исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству;

 

    • капиталистическое объединение, захватившее практически исключительное право на производство и реализацию определенной категории товаров. Цель объединения - извлечение монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими производителями - возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне и т.д..

 

 

В зависимости от масштабов охвата рынка существует чистая и абсолютная монополии. Чистая монополия действует в масштабе одной отрасли рыночной деятельности, абсолютная монополия захватывает всю сферу национального хозяйства. Если чистая монополия образуется, как правило, частным лицом, то абсолютная монополия находится в руках государства.

 

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация (например, почтовое ведомство), частная регулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон» в США), или частная нерегулируемая монополия (например, «Дюпон» в период выхода на рынок с нейлоном). В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин, фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену – тут и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть – благодаря невысоким ценам – на всю глубину рынка.

Возьмем лаконичное, но емкое определение чистой монополии из работы Эдвина Дж. Долана и Дэйвида Е. Линдсея «Рынок: микроэкономическая модель»: «Монополия – ситуация, при которой на рынке  есть всего один продавец какого-либо товара или услуги».

 

По характеру и причинам возникновения монополии подразделяются на естественные, легальные и искусственные.

  • Естественная монополия - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).
  • Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)
  • Искусственные монополии.

 

Естественные монополии охватывают редкие товары, отрасли и виды производства. Эти объединения образуются по поводу тех объектов, относительно которых недопустимо развивать конкуренцию. Обычно сюда относят железные дороги, оборонный комплекс страны, некоторые виды транспорта и энергии. Как отмечал Стэнлейк, “конкуренция между предприятиями данных отраслей приведёт лишь к дублированию затрат на дорогостоящее основное оборудование”. Поэтому в этих отраслях необходимо создавать естественные монополии. Ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

Для естественной монополии характерны:

 

  • положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;

 

  • наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;

 

  • возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;

 

  • нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;

 

  • убыточное предельное ценообразование.

 

 Легальные монополии регулируются законодательством и защищены от конкуренции. Участники этих монополий могут иметь патентные или авторские права и товарные знаки. Эти “атрибуты” монополий позволяют защитить создателя и производителя какого-либо товара от недобросовестных лиц, которые пытаются нажить себе состояние, используя чужие изобретения. Нарушение другими лицами этих прав карается законом.

 

Если главной целью легальных монополий является защита своих прав, то искусственные монополии создаются только ради получения денежной выгоды. Производитель создаёт монополии, скупая и объединяя под своей властью другие объединения, с целью утверждения своего господства на рынке ради получения монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  1. Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
  2. Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  3. Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
  4. Применяют более крупный капитал;
  5. «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

  

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн, т.д.

Однако первой из их организационных форм были пулы, т.е. временные соглашения между двумя и более фирмами о дележе рынка и установлении цен. Наибольшее распространение они получили в 70-80-х гг. ХIX века, прежде всего среди железнодорожных компаний. Пулы распадались как только один из участников нарушал негласно установленные правила, снижая цены или претендуя на долю рынка другого участника.

Консорциум основан на временных соглашениях между промышленными компаниями с целью разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники консорциума практически полностью самостоятельны, кроме принятых в соглашении обязательств.

Картель- объединение производителей одной отрасли, которые имеют производственную и сбытовую самостоятельность. Картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают разделение рынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в размере производства товаров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие цены.

Синдикат- это объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их торговой самостоятельности с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест представляет собой объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их самостоятельности. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, вошедшими в его состав. Первым трестом считается созданная в 1882 году Джоном Д. Рокфеллером “Стандарт ойл компани”. Название трест произошло от английского слова trust- доверять. Тресты первоначально возникали в одной отрасли, но постепенно стали выходить за её рамки ( комбинированный трест). Это происходило либо путём горизонтального комбинирования, т.е. путём использования побочных продуктов основного производства для выпуска иных товаров, относящихся к другой отрасли; либо с помощью вертикального комбинирования- объединения предприятий, осуществляющих последовательные стадии обработки продукта, в том числе и входящих в различные отрасли.

Концерн- это объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн, нередко располагаются в разных странах. Концерном особого рода является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения, которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.

 

По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию.

Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя своё рыночное положение, продаёт один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках. В зависимости от количества цен, назначаемых монополистом за предлагаемые товары, Р.Барр выделяет простую и дискриминационную монополии. В условиях простой монополии монополист назначает лишь одну цену для всех. При дискриминационной монополии монополист назначает несколько цен. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям или группам покупателей один и тот же товар по разным ценам. Различают четыре типа дискриминации:

  1. личная. Она связана с тем, что люди имеют различные доходы. Приведём пример. Врач устанавливает различные расценки в зависимости от уровня доходов его больных; или места в театре стоят дороже в партере, нежели в других местах зала.
  2. материальная. Она основывается на использовании продаваемых товаров и услуг. Это может быть различный тариф для промышленного и домашнего пользования электричеством.
  3. дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть её заключается в различных условиях покупки товара оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих.
  4. географическая. Цена на предлагаемые товары и услуги будет изменяться в зависимости от местонахождения продавца и покупателя.

 

Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.

 

 

  1. Плюсы и минусы

 

Монополия, также как и конкуренция, имеет ряд позитивных и негативных черт. Чем же “полезна” монополия?

Во-первых, масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация действует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

 

 

Гипотеза Шумпетера

Гигантские корпорации, обладающие рыночной силой и имеющие дело с малым числом конкурентов, могут быть подвергнуты критике по многим причинам: они имеют склонность завышать цены и занижать объем производства; они получают чрезмерные прибыли, слишком неохотно идут на риск (из-за менеджеров, боящихся потерять работу) т.д. Однако, существует сильный довод в пользу несовершенной конкуренции, впервые выдвинутый Ойзефом Шумпетером (1883-1950). Он доказывал, что нововведения и изменения в технологии с большей вероятностью исходят от моно- и олигополистов, чем от фирм, действующих в условиях конкуренции. Хотя Шумпетер не оспаривал, что повышенные цены вносят долю неэффективности в рыночное хозяйство, он полагал, что эти недостатки с лихвой окупаются нововведениями, создаваемыми крупными фирмами.  Исследования и разработки (НОИКР) более характерны для концентрированных, чем для конкурентных областей. Классическим примером является Bell Telephone Labs. Эта гигантская исследовательская организация существовала при поддержке крупнейшей мировой монополии AT&T. Более 40 лет, предшествовавших развалу "Системы Бэлла", в ее лабораториях были изобретены или изготовлены важнейшие новинки, без которых сегодня немыслимы электроника и телекоммуникации: транзисторы, полупроводники, микроволновая и волоконная оптика, операционная система UNIX и др. В 1970 году 10% базовых промышленных исследований было проведено в бэлловским лабораториях. Такие же впечатляющие результаты приносят мощные усилия в области исследований и разработок, предпринимаемые такими компаниями как "Дюпон", RCA, IBM, GE и многими другими.

Инновации характеризуются тем, что они порождают внешние эффекты особенного рода. Внешние эффекты возникают, когда мы не можем с уверенностью отнести издержки и выгоды на счет какой-то конкретной экономической единицы. Транзисторы, изобретенные в Bell Labs, принесли выгоду всему миру и были использованы в японских телевизорах, немецких автомобилях и американских компьютерах. Однако, непосредственный изобретатель - белловские лаборатории - получил крошечное вознаграждение в виде авторских гонораров. Отсюда встает проблема авторских прав изобретателей. В большинстве стран изобретателям оригинальных продуктов и технологий выдаются патенты. В США патент дает монопольное право на использование или получение прибыли за использование запатентованного новшества в течение 17 лет. Подобные исключительные права являются мерой, поощряющей изобретательскую деятельность, что особенно важно для изобретателей-одиночек. История дает примеры таких исключительно удачных находок как телефон, копировальная машина, камера "Полароид".

Информация о работе Определение конкуренции как экономического явления