Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 07:49, курсовая работа
Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.
1. Введение 3
2. Определение конкуренции как экономического явления 4
3. Функции конкуренции 7
4. Виды конкуренции 8
5. Совершенная конкуренция 14
6. Несовершенная конкуренция 16
7. Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России 27
8. Заключение 32
9. Литература, использованная при написании работы 33
И все же патенты только частично вознаграждают изобретателя за его труды, поскольку плодами его усилий могут воспользоваться и другие. Невозможность для фирм получать полное вознаграждение за свои изобретения называется неприсваиваемостью. Исследования, проведенные Эдвином Мэнсфилдом и другими, показали, что социальный эффект от изобретения(т.е. то, что получает общество в денежной форме вследствие появления нового продукта или технологии), примерно, в три раза больше соответствующего вознаграждения изобретателя. Неприсваиваемость и большой социальный эффект, приносимый исследованиями, являются причинами того, что большинство государств субсидирует изыскания в области науки и медицины.
Неприсваиваемость изобретений также объясняет, почему крупные фирмы более склонны к НИОКР, чем мелкие. Если AT&T продает 95% всех телефонных реле в стране, то основная выгода от любых изобретений в этой области придется на эту фирму, поэтому она имеет веские причины проводить интенсивные исследования и разработки в этой области.
Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР. Скептики отмечают, что многие фирмы, обладающие небольшой долей рынка, имеют значительные и плодотворные программы в области НИОКР. Более того, когда Джон Джукс и его коллеги подробно изучили историю наиболее важных изобретений столетия, они обнаружили, что меньше половины из них - родом из лабораторий крупных корпораций. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями. Эти компании обладают высокой степенью риска, т.к. существует большая опасность разорения из-за “провала” научного эксперимента. Большое значение мелких фирм в области изобретательства было подтверждено в последние годы, когда, казалось, из ничего возникали новые продукты, имеющие большое значение. Примером этому явились компьютеры "Эппл", произведшие в начале 1980-х годов революцию в области персональных компьютеров.
Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного “буфера”, сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Также крупные фирмы часто "делятся" частью (хотя и ничтожной) своих сверхприбылей, выступая в роли спонсоров различных социальных программ
Теперь проанализируем экономические издержки несовершенной конкуренции. Это ущерб от раздутых цен и сниженных объемов производства.
Если бы отрасль была конкурентной, цена установилась бы на уровне предельных издержек (Р=МС), в точке Е, в которой общественные предельные издержки (МС) равны общественной предельной полезности (MU) и благосостояние - максимально. В данном случае эта цена равнялась бы 100 долларам при объеме производства в 6 единиц.
Теперь введем в дело монополию. Монополист урезает объем производства и тем самым получает возможность увеличить прибыль, повысив цены. Монополист имеет возможность добиться равновесия при цене Р=150 и объеме Q=3, сохраняя равенство МС=МR. Просуммировав все потери излишка потребителя, мы получим экономический ущерб от деятельности монополии, равный площади треугольника АВЕ. Монополист же получит монопольную прибыль, представленную прямоугольником GBAF.
Однако практика показывает, что реальный ущерб от монополий ничтожен (0,5-2%от ВНП). Один экономист саркастически заметил, что можно было бы добиться большего социального эффекта, борясь с пожарами или истребляя термитов, чем пытаясь обуздать монополии.
Рассуждая на тему несовершенной конкуренции, Милтон Фридмен писал: "Пред нами стоит выбор из трех зол: частная нерегулируемая монополия; частная монополия, регулируемая государством; и монополия, непосредственно управляемая государством".
Далее будут рассмотрены шесть главных подходов, которые может использовать государство для воздействия на несовершенную конкуренцию.
Процессы монополизма свойственны любой экономике, в которой действуют законы товарного производства. Значительную роль в становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике. В таких условиях монополистами могут оказаться даже небольшие предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании с высокой монополизацией производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.
Насаждение монополизма в России во многом осуществлялась административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополизм у нас сводится не только к диктату производителей. Он ещё тормозит внедрение научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность на мировом рынке.
Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.
Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.
Монопольная цена - это не основное негативное последствие монополизма. Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо глубже лежит другое последствие: монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру потребления своей продукции, гарантируя себе тем самым рынок сбыта, получение прибыли в дальнейшем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль носит инфляционный характер - монополиста это мало интересует. Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует рынок инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости.
Отечественные экономисты даже считают, что уровень удовлетворения потребности обратно пропорционален уровню монополизации в производстве данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция - это не взаимно исключающие экономические отношения. Они действуют в условиях рынка в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию труда и производства.
Если иметь в виду способ хозяйствования, то конкуренция представляется его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монополия при таком взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало. Поэтому необходим динамически баланс монопольной организации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сторону конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созидания: массовое банкротство компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рынка постоянно стоит задача добиваться, чтобы тенденции к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.
Уже более пяти лет в нашей стране действует Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.
Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области. Согласно закону, фирма занимает “доминирующее положение”, если её доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике ( ГКАП ). В декабре 1991 года ГКАП утвердил “Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов”, включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчётности по объёму производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества. В связи с этим ГКАП в 1992 году рассмотрел свыше 450 дел по фактам непредставления и нарушения порядка декларирования цен предприятиями-монополистами, 300 заявлений по созданию, слияниям, преобразованиям, ликвидации хозяйственных субъектов и т.д.
Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.
В настоящее время в Российской Федерации действует целый комплекс нормативных актов, направленных на ограничение монополии и развитие конкуренции. В первую очередь следует выделить Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г.).
Рассмотрим действие антимонопольного законодательства на примере финансового рынка.
Законодательно закрепляется понятие конкуренции: «конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг».
Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг понимаются действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.
Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:
За деятельностью финансовых организаций осуществляется государственный финансовый контроль. В том числе государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях:
Информация о работе Определение конкуренции как экономического явления