Определение конкуренции как экономического явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.

Содержание

1. Введение 3
2. Определение конкуренции как экономического явления 4
3. Функции конкуренции 7
4. Виды конкуренции 8
5. Совершенная конкуренция 14
6. Несовершенная конкуренция 16
7. Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России 27
8. Заключение 32
9. Литература, использованная при написании работы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Определение конкуренции как экономического явления.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

 

    • приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;

 

    • приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 установлено, что федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за приобретением в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц), более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации);

 

    • приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа;

 

    • создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации;

 

    • слияния, присоединения финансовых организаций.

 

В России существует целый ряд федеральных органов, осуществляющих антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом:

 

  • на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;

 

  • на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской Федерации;

 

  • на рынке страховых услуг - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг;

 

  • на рынке иных финансовых услуг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.

 

Помимо вышеуказанных законов государственная дума приняла также и ряд законов, защищающих монополистические фирмы. Так, в законе РФ “О естественных монополиях” признаётся за государством право образовывать монополии в тех отраслях народного хозяйства, где в силу технологических и эксплуатационных особенностей невозможно и не выгодно развивать конкуренцию. В другом законе РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” защищаются законные права и интересы владельцев товарных знаков, регулируются имущественные отношения по поводу использования товарных знаков. 23 сентября 1992 года был принят “Патентный  закон Российской Федерации”, который регулирует имущественные и неимущественные отношения, связанные с правовой охраной научных изобретений. И наконец, закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” установил, что автору принадлежит законное право на использование его интеллектуальной собственности в любой форме и любыми способами, не препятствующими реализации прав других лиц. Но всё же ещё не приходится говорить о том, что принятые законы используются в полной мере. Некоторые из них требуют внесения существенных изменений.

 

 

 

Подводя итог,  к особенностям конкуренции в России можно отнести:

    • отсутствие действенной и продуманной государственной политики в области конкуренции и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;
    • жесткая протекционистская политика правительства в отношении импортных товаров с целью снижения их конкурентоспособности на внутреннем рынке (посредством высоких импортных пошлин);
    • сырьевая экспортная ориентация народного хозяйства России на мировом рынке и импорт продукции высокотехнологичных отраслей (как следствие, - ущербный торговый баланс и низкий жизненный уровень населения);
    • отставание технологий в большинстве отраслей промышленного производства народного хозяйства России от мирового уровня на 10-30 лет (как следствие, - дорогая и относительно низкого качества продукция);
    • последствия валютного кризиса августа 1998 года, приведшие к резкому удорожанию импортных товаров;
    • экономически невыгодный уровень концентрации производства на большинстве крупных предприятий народного хозяйства России (как следствие, - чрезмерные цены на выпускаемую продукцию и ее низкая конкурентоспособность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это сложное многогранное явление.  Существует  множество  её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики. 

Проблема конкуренции изучается многими экономистами как за рубежом, так и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно.  Важно еще и правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств - выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции для своего государства. Регулировать экономику или нет, какую форму конкуренции поощрять и т.д. Россия никак не может выйти из переходного периода, когда конкуренции фактически не существовало (хотя  она все-таки нашла свое отражение в "соцсоревнованиях") и прийти к рыночной. На мой взгляд, в России сейчас воцарился хаос.  Наш переход от плановой экономики к рыночной осуществляется очень непоследовательно,  скачками, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий  в частные руки, и получилось ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но очень редко это оказывается действенно.  Напротив,  государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями. Например, повышение пошлин на подержанные автомобили ограждает отечественных производителей авто от необходимости конкурировать. С одной стороны, государство заботится о своем производителе, но оно совершенно не подумало о последствиях такой бездумной протекционистской политики.  Наши автомобили будут пользоваться большим спросом, но степень удовлетворенности понизится. Совершенно очевидно, что наши машины худшего качества по сравнению с импортными. И у производителей не будет особенного стимула повышать качество, так как продукция и так пользуется спросом.

Итак, конкуренция может рассматриваться как одно из важнейших понятий в экономической теории, и пренебрежение ею ведет к плачевным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Литература, использованная при написании работы:

 

 

  1. Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров., 1996.
  2. Макконнелл. К., Брю. С . Экономикс : принципы, проблемы и политика.

М.: Республика. 1992. Т. 1

  1. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994
  2. П.Самуэльсон, В.Нордхаус "Экономика: учебное пособие для вузов по экономическим направлениям и специальностям": Пер. с англ. - М: изд-во "БИНОМ", 1997.
  3. Журавлева Г.П. "Экономика: учебник". - М.: Юристъ, 2001.
  4. Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке», Москва, 1992 , стр. 61.
  5. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986
  6. Социально-экономические проблемы России. Справочник. / под редакцией Бойко Т. М. – Спб.: Норма, 1999. 
  7. Монополизм и конкуренция в России. Балайдина В. С. Михайленко А. М. Аудиториум. М., 2000.
  8. Маркетинг, №5(60), 2001г.
  9. Финансы и кредит, №3(75), 2001г.
  10. www.tarasei.narod.ru
  11. www.allbest.ru/union/
  12. www.biglib.com.ua
  13. www.eduworld.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Определение конкуренции как экономического явления