Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 15:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ООО «Мавр».
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
– изучить теоретические основы организационной культуры;
– провести анализ современного состояния организационной культуры ООО «Мавр»
– разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «Мавр».
Введение
3
1
Теоретические основы организационной культуры
3
1.1
Понятие и сущность организационной культуры
6
1.2
Структура и типы организационной культуры
9
1.3
Основные методы исследования организационной культуры
14
2
Анализ современного состояния организационной культуры ООО «Мавр»
18
2.1
Краткая характеристика деятельности ООО «Мавр»
16
2.2
Анализ организационной культуры ООО «Мавр»
22
2.3
Достоинства и недостатки организационной культуры ООО «Мавр»
28
3
Рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «Мавр»
32
Заключение
33
Список использованной литературы
36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
(ГАОУ ВПО НГТТИ)
Факультет менеджмента
Кафедра Менеджмента и маркетинга
Курсовая работа
по дисциплине «Теория менеджмента»
Тема: «Организационная культура в ООО «Мавр»»
Проверил:
Оценка
________
г. Набережные Челны
2014/ 2015 уч.год
|
Введение |
3 |
1 |
Теоретические основы организационной культуры |
3 |
1.1 |
Понятие и сущность организационной культуры |
6 |
1.2 |
Структура и типы организационной культуры |
9 |
1.3 |
Основные методы исследования организационной культуры |
14 |
2 |
Анализ современного состояния организационной культуры ООО «Мавр» |
18 |
2.1 |
Краткая характеристика деятельности ООО «Мавр» |
16 |
2.2 |
Анализ организационной культуры ООО «Мавр» |
22 |
2.3 |
Достоинства и недостатки организационной культуры ООО «Мавр» |
28 |
3 |
Рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «Мавр» |
32 |
Заключение |
33 | |
Список использованной литературы |
36 | |
Приложения |
42 |
Введение
Концепция организационной культуры получила сегодня широкое распространение в теории и практике управления. Организационная культура не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет успех функционирования компании в долгосрочной перспективе. В организационной культуре заложен мощный потенциал развития организации, поэтому вопросы исследования, формирования и развития организационной культуры приобретают особую актуальность и значимость. Именно с этой сферой многие исследователи, занимающиеся проблемами управления, связывают возможности выживания и завоевания лидерских позиций организаций на рынке в сложных экономических условиях.
Современная ситуация в сфере труда в России многими теоретиками и практиками оценивается как кризисная. Результаты многочисленных исследований, проведенных в начале 21 столетия, показали, что изменилась структура мотивов труда, изменились и ценности персонала: старая система ценностей разрушена, а новые ценности рыночной экономики еще не полностью укоренились в массовом сознании. Ситуацию усугубляет тот факт, что проводимые социально-экономические преобразования зачастую противоречат традиционным нормам национальной культуры, что препятствует успешности этих преобразований. Поэтому формирование новой организационной культуры на отечественных предприятиях должно осуществляться путем выяснения традиционных ценностей российской культуры и их ориентации в направлении рыночного развития экономики и демократизации общества.
Исследование культурных сторон трудового поведения имеет не только методическое, но и практическое значение, поскольку позволяет преодолеть существенный недостаток, присущий современным теориям организационной культуры – слабую связь с проблемами практического управления персоналом отечественных организаций.
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ООО «Мавр».
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
– изучить теоретические основы организационной культуры;
– провести анализ современного состояния организационной культуры ООО «Мавр»
– разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «Мавр».
Объектом исследования является предприятие ООО «Мавр»
Предмет исследования – организационная культура ООО «Мавр».
Методологической базой исследования явились общенаучные методы познания, анализ и синтез, наблюдение, изучение документов, опрос.
Курсовая работа состоит из трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе рассматриваются понятие, сущность, структура, типы и методы исследования организационной культуры
Во втором разделе автор приводит краткую характеристику деятельности, анализ, достоинства и недостатки организационной культуры ООО «Мавр»
В третьем разделе автор дает рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «Мавр». Также автор приводит обоснование предлагаемых документов.
Основу курсовой работы составил богатый в содержательном смысле теоретический и практический материал ученых, внесших существенный вклад в разработку проблем организационной культуры: И.Базылева, С.П.Бараненко, К.Кравченко, В.Н.Сидоровой, Л.Туриновой, А.Д.Чанько и др.
1 Теоретические основы организационной культуры
1.1 Понятие и сущность организационной культуры
Организационная культура объединяет все виды деятельности и все взаимоотношения внутри фирмы, делая коллектив сплоченным и производительным. Она создает внешний образ организации, формирует ее имидж, определяет характер отношений с поставщиками, клиентами и партнерами. Организационная культура помогает концентрировать усилия на главных стратегических направлениях, определяемых в соответствии с миссией компании. Пожалуй, трудно найти компанию, которая не хотела бы обладать сильной организационной культурой. Только сильная организационная культура способна создать то «социально-экономическое поле», которое обеспечит наивысшую производительность, успешность коммерческому предприятию и приверженность ее сотрудников [5, с.97].
Роль организационной культуры состоит в формировании системы внешних и внутренних коммуникаций с тем, чтобы решить задачу совпадения или максимального сближения основных целей организации с целями ее членов и контрагентов. Это является основой для анализа и формирования общего уровня взаимодействия и решения проблем, чтобы процесс сотрудничества привел к взаимовыгоде и взаимопониманию [20, с.33].
Значение организационной культуры для развития любой компании определяется рядом обстоятельств:
– она придает сотрудникам организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление о компании, являясь важным источником стабильности и преемственности. Это создает у сотрудников ощущение надежности самой компании и своего положения в ней, способствует формированию чувства социальной защищенности;
– значение основ организационной культуры своей компании помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя в них все наиболее важное и существенное;
– внутриорганизационная культура, более чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Признавая и награждая таких людей, организационная культура идентифицирует их в качестве образцов для подражания.
В качестве одной из методологических сложностей при изучении понятия «организационная культура» является отсутствие единого понимания ее содержания.
Так, Эдгар Шейн, имя которого наиболее тесно связано с зарубежными исследованиями в области организационной культуры, определяет ее как совокупность основных убеждений – сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, – которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам [24, с.23].
Согласно Г.Н.Литвину, организационная культура – это ощущение или климат, который создается внутренним пространством организации, а также манера общения членов организации с заказчиками и аутсайдерами [16, с.63].
Интересен подход к определению понятия организационной культуры, предложенный Грошевым И.В.: «Культура организации, ярко выраженная или скрытая абсолютна во всех организациях, является тем контекстом, фундаментом, который определяет приемлемость других управленческих концепций в отношении организации, т.е. при осуществлении того или иного управляющего воздействия, происходит неизбежное столкновение с культурой организации, которая оказывает влияние на способ применения любой из управленческих концепций» [8, с.114].
Автор считает, что наиболее полным и емким определением, которое мы примем за основополагающее, является определение, данное О.А.Тушевой: «Организационная культура – это система формальных и неформальных норм в организации, определяющих отношение сотрудников организации друг к другу, к клиентам и партнерам, характеризующаяся:
– совокупностью поддерживаемых организацией идей, ценностных и этических стандартов поведения, убеждений, верований и ожиданий, априори воспринимаемых абсолютным большинством челнов трудового коллектива, формирующих направления из деятельности и стандартизирующих механизм взаимодействия и согласованность различных звеньев системы управления организацией;
– ставшими рутинными особенностями поведениями и коммуникативного взаимодействия во внутренней и внешней среде организации;
– обычаями, традициями, нравами, ритуалами, особым языком, лозунгами» [22, с.30].
Таким образом, роль организационной культуры состоит в формировании системы внешних и внутренних коммуникаций с тем, чтобы решить задачу совпадения или максимального сближения основных целей организации с целями ее членов и контрагентов. В современной научной литературе имеется множество определений понятия «организационная культура», не всегда созвучных друг другу. Автор будет опираться на определение О.А.Тушевой, согласно которой организационная культура – это система формальных и неформальных норм в организации, определяющих отношение сотрудников организации друг к другу, к клиентам и партнерам.
1.2 Структура
и типы организационной
Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.
Исследуя структуру организационной культуры необходимо разграничить внешний (четко выраженный, наблюдаемый) и внутренний (неявный, скрытый от наблюдения) уровни организационной культуры. К внешнему уровню относят: систему коммуникаций (тип используемой коммуникации внутри организации: устный, письменный, электронный; используемые технические средства), документы, в которых описаны действующие в организации законы и ценности, внешний вид здания, сотрудников, символика организации. Второй уровень (внутренний) включает в себя идеи, представления, ценности, убеждения, способы восприятия работниками окружающего мира [17, с.157].
Первой категорией является миссия организации, которая представляет собой цель существования организации, вырабатывающую коллективное сознание, устанавливающую ориентиры взаимоотношений между работниками, образцы поведения по отношению к объектам интереса организации, направленную на достижение корпоративных целей и задающую значимость деятельности организации в социальном аспекте. Миссия включает в себя: а) идеологию, или основные принципы деятельности организации; б) имидж - образ, который организация создает и поддерживает для внешней среды. Еще один документ – стратегическая программа развития – система прямых (через организацию) и косвенных (через социально-психологические компоненты) ответных действий, увязываемых с социальной динамикой и направляемых на реализацию миссии, достижение конкурентного преимущества.
Система коммуникаций – каналы формального и неформального общения, по которым члены организации получают информацию о корпоративных ценностях, героях, обрядах и ритуалах. При этом на практике можно, пожалуй, выделить две тенденции [15, c.204].