Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:23, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать организационную культуру предприятия гостиничного бизнеса.
Задачи исследования:
Проанализировать содержание понятия «организационная культура»
Рассмотреть типы организационных культур, существующих в гостиничных комплексах Запада
Проанализировать состояние организационной культуры в гостиничном комплексе «Башкортостан»
На основе анализа подготовить рекомендации по изменению организационной культуры предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ 7
Понятие организационной культуры 7
Содержание организационной культуры 10
Изменение культуры организации 12
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ В ГОСТИНЕЧНОМ БИЗНЕСЕ 15
Организационная структура предприятия в сфере гостиничного бизнеса 15
2.2 Культура управленческого труда на предприятии 20
2.3 Организационная культура предприятий гостиничного бизнеса ( на примере зарубежных гостиничных комплексов) 29
2.4 Актуальные проблемы формирования организационной культуры гостиничного комплекса 33
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ «БАШКОРТОСТАН»
3.1 Общая характеристика предприятия 40
3.2 Организационная структура предприятия 42
3.3 Предложения по совершенствованию организационной культуры и их эффективность 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
1. Осознание
себя и своего места в
2. Коммуникационная
система и язык общения (
3. Внешний
вид, одежда и представление
себя на работе (разнообразие
униформ, деловых стилей, нормы
использования косметики,
4. Привычки
и традиции, связанные с приемом
и ассортиментом пищи (как организовано
питание работников в
5. Осознание
времени, отношение к нему и
его использование (восприятие
времени как важнейшего
6. Взаимоотношения
между людьми (влияние на межличностные
отношения таких характеристик
как возраст, пол,
7. Ценности
и нормы (первые представляют
собой совокупности
8. Мировоззрение
(вера/отсутствие веры в:
9. Развитие
и самореализация работника (
10. Трудовая
этика и мотивирование (
Указанные
характеристики культуры организации
в совокупности отражают и придают
смысл концепции
1.4 Изменение культуры организации
Культура организации может оказаться приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности. Для создания новой культуры организации требуется много времени, поскольку старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д.
На возможность изменения культуры влияют следующие факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур. Подробнее рассмотрим их в таблице:
Таблица 3.
Факторы изменения культуры организации
Фактор |
Описание |
Организационный кризис |
Он подвергает сомнению имеющуюся практику и открывает возможности для принятия новых ценностей. Примерами кризиса могут быть ухудшение положения организации, ее финансовое поглощение какой-то другой организацией, потеря главных клиентов, резкий прорыв конкурентов на рынок организации. |
Смена руководства |
Поскольку высшее руководство является главным фактором в формировании культуры организации, замена ее главных руководителей способствует введению новых ценностей. Но новое руководство само по себе не является гарантией того, что работники примут новые ценности. Новые лидеры должны иметь четкое альтернативное видение того, какой может быть организация, и обладать авторитетом. |
Стадии жизненного цикла организации |
Изменить культуру организации легче в переходные периоды от ее создания к росту и от зрелости к упадку. Когда организация вступает в стадию роста, основные изменения организационной культуры будут необходимы. Культура организации еще не укоренилась, и работники примут ее изменения, если: • предыдущий успех организации не отвечает современным условиям; • работники не удовлетворены общим состоянием дел в организации; • образ основателя (учредителя) организации и его репутация под сомнением. Другая возможность изменения культуры появляется, когда организация вступает в стадию упадка. На этой стадии обычно необходимы сокращение персонала, снижение затрат и принятие других подобных мер, которые драматизируют настроения работников и свидетельствуют о том, что организация переживает кризис. |
Возраст организации |
Независимо от стадии жизненного цикла организации, чем меньше ее возраст, тем менее устоявшимися будут ее ценности. Изменение культуры более вероятно в молодой организации. |
Размер организации |
Изменить
культуру легче в малой организации,
так как в ней общение |
Уровень культуры |
Чем шире распространена культура в организации и выше сплоченность коллектива, разделяющего общие ценности, тем сложнее изменить культуру. Слабая культура более подвержена изменениям, чем сильная. |
Наличие субкультур |
Чем
больше существует субкультур, тем
сильнее сопротивление |
В состав организационной культуры входит управленческая культура организации. Она реализуется в повышении эмоционального состояния работников и активизации их деятельности.
Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает:
• анализ
культуры, который включает аудит
культуры для оценки ее текущего состояния,
сравнение с предполагаемой (желаемой)
культурой и промежуточную
• разработку специальных предложений и мер.
Даже там, где условия для изменений благоприятны, руководителям не следует ожидать быстрой адаптации в организации новых культурных ценностей. Процесс изменения культуры в организации может занять длительное время.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
2.1
Организационная структура
Гостиницы и гостиничные комплексы имеют определенную классификацию:
По месту расположения можно выделить следующие виды гостиниц:
По уровню, ассортименту и стоимости услуг гостиничные предприятия делятся на несколько типов:
В зависимости от потребителя гостиничных услуг на современном гостиничном рынке России рекомендуется выделять следующие типы отелей:
Примерная схема управления крупной гостиницей имеет вид, представленный на рис. 2.
Рисунок 2. Схема управления крупной гостиницей
Естественно,
каждая гостиница имеет свои особенности
организационной структуры. Например,
отдел бронирования может входить
в состав коммерческого отдела, отдел
закупок может быть подчинен финансовому
директору, банкетная служба может
быть включена в службу питания. Иногда
шеф-повар подчиняется
В зависимости от категории отеля в структуре его управления появляются соответствующие подразделения, например, бизнес-центр, фитнесс-центр, врач (иногда даже миниполиклиника). В курортном отеле имеется должность «директор по отдыху». Особенность схемы управления, принятой в английских отелях, состоит в том, что служба приема (Front office) подчинена директору хозяйственной службы, а в службе приема отдельные подразделения возглавляются старшими сотрудниками, например старшим телефонистом, старшим носильщиком, старшим кассиром, старшим службы информации, старшим службы бронирования и т.д.
Небольшие
гостиницы, естественно, имеют значительно
более простую структуру
Рисунок 3. Структура управления небольшим отелем
Самой простой схемой управления в стандартных отелях является, например, следующая: в отеле на 100 номеров директору непосредственно подчинены четыре клерка службы приема и финансов, начальник хозяйственной службы, которому подчиняются восемь горничных, девять пажей (bellman), они же выполняют работу парковщиков автомобилей клиентов, и один ремонтник (электрические и сантехнические работы).
В крупных высококлассных отелях, наоборот, число ступеней управления увеличивается: генеральный директор например, имеет трех заместителей по номерному фонду, по питанию и административным службам. Директору номерного фонда подчинены служба приема (Front office), хозяйственная служба (горничные и уборщики общественных помещений, прачечная, химчистка и т.п.). Директору по общественному питанию подчинены кухня, рестораны, бары, банкетная служба, служба обслуживания в номерах (Room service). Директору по административной части подчиняются контроллер, менеджер отеля маркетинга и продаж, главный инженер, служба безопасности, отдел персонала.
В качестве собственника могут выступать государство, муниципалитет, частный владелец, акционерное общество. Акционеры избирают совет директоров (число членов совета, избираемых от акционера, пропорционально доле принадлежащих ему акций). Совет директоров контролирует работу генерального директора, утверждает финансовый план (budget), заслушивает отчет генерального директора о его выполнении. Совет директоров собирается обычно раз в квартал.
В специальной литературе подразделения гостиницы объединяют в те или иные группы в соответствии с выбранным критерием. Например, подразделения гостиницы делят на основные, формирующие доход (Revenue centers): номерной фонд, рестораны, бары), и вспомогательные (Support centers): технический отдел, отел кадров, бухгалтерия. Широко распространен метод классификации гостиничных служб на front of the house и back of the house, в основе которого лежит степень контакта работников того или иного подразделения гостиницы с клиентами. Службу приема, ресторан относят к front of the house, а кухню, бухгалтерию - к back of the house. Служащие последней группы непосредственно с клиентами не контактируют. С сотрудниками этих двух групп обучение проводится по разным программам, их служебные помещения четко разделены. Отличается даже форменная одежда.
2.2
Культура управленческого
Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности.
Управленческая деятельность - это, прежде всего, осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства. Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это директор, сельский бригадир, губернатор или министр, руководитель фирмы или дирижер симфонического оркестра. В их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.
Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и
зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.